Open
Close

Старые карьеры по добыче золота. Где добыть золото в Подмосковье — карта

Представленный Топ-10 месторождений золота основан на данных по добыче 2014 года, и только в некоторых случаях 2015 года, потому что это последний блок данных, который обновляется для всей золотодобывающей отрасли. Некоторые из компаний, входящих в этот список, ежегодно публикуют свои производственные итоги. В листинге предприятий этой отрасли мы считаем золотодобывающим предприятием любую компанию с законченным циклом производства, даже если она включает в себя один или несколько открытых карьеров и подземных рудников.

На данный момент один из золотых рудников производит вдвое больше любого другого в списке – это Мурунтау. Узбекское месторождение находится в государственной собственности. Данные о запасах золота в Мурунтау свидетельствуют о том, что это замечательный источник золота для этой страны, так как его запасы в 2,5 раза больше, чем предварительная оценка запасов любого другого рудника из списка.

✰ ✰ ✰
10

Боддингтон, Австралия

Месторождение Боддингтон находится в Западной Австралии недалеко от города Перта. Добыча в Боддингтоне ведется открытым способом. В 2014 году здесь добыли 700 тысяч унций золота. Предполагается, что в резерве есть еще 20 миллионов унций.

Добыча на золотом руднике Боддингтон началась в 1987 году совместными усилиями компаний Normandy Mining (44,44%), Acacia Resource (33,33%) и Newcrest Mining (22,23%). В 2001 году производство приостановилось, когда были выработаны известные запасы окисленной руды. В 2005 году Newmont выкупил долю Newcrest Mining, в 2009 году – долю Acacia Resource, что позволило этой компании завладеть контрольным пакетом акций золотого рудника Боддингтон. Добыча возобновилась в следующем году, быстро подняв Боддингтон в список лучших золотодобывающих шахт.

✰ ✰ ✰
9

Веладеро, Аргентина

Месторождение Веладеро расположено в провинции Сан-Хуан в Аргентине, по соседству с золотодобычей Pascua-Lama Project (которая также принадлежит Barrick Gold). Рудник Веладеро по оценкам исследователей имеет резерв в размере 10 млн унций золота. В 2014 году было произведено 722 тысяч унций золота и дополнительно было выпущено еще 622 тыс унций. Из года в год производство увеличивается, поэтому добыча, по-видимому, находится на подъеме.

В 2007 году компания Barrick Gold установила ветряную турбину на Веладеро, поставив тем самым мировой рекорд — это самая высокая в мире ветровая турбина, она находится высоте 1,28 км над уровнем моря. Ближайший рудник Pascua-Lama Project занимает четверть территории Аргентины и три четверти в Чили, где горнодобывающая промышленность подвергается критике. Шахты находятся рядом с ледниками, и чилийские активисты жалуются на негативное влияние горнодобывающего производства на окружающую среду.

✰ ✰ ✰
8

Олимпиада является крупнейшим месторождением, которое принадлежит компании «Полюс Золото» — самой большой золотодобывающей корпорации России. Месторождение находится в Красноярском крае. Ресурсы Олимпиады оцениваются в 47,37 млн унций с резервом в 30,01 млн унций золота. В 2014 году на Олимпиаде добыто 727 тысяч унций золота. Для того чтобы перерабатывать сульфидные руды, на Олимпиаде используют свою собственную технологию биоокисления — BioNord.

Компания «Полюс Золото» является 8-м по величине производителем золота в мире. Считается, что 90 миллионов унций золота разведанных месторождений находятся у 5 золотодобывающих предприятий в Сибири и на Дальнем Востоке России. «Полюс Золото» является крупнейшей золотодобывающей корпорацией, акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже (PGIL).

Владельцем компании «Полюс Золото» является Сулейман Керимов, загадочный инвестор, который не давал никаких интервью более 20 лет. Г-н Керимов сделал свое состояние, работая в российской нефтяной отрасли, но с 2005 года, когда он купил предприятие «Полиметалл», он стал углубляться в золото- и серебродобывающие промышленности. Штаб-квартира компании находится в Москве.

✰ ✰ ✰
7

Кортес, США

За последние годы добыча в месторождении Кортес снизилась на 48%, что обусловлено постепенным переходом к добыче в подземных рудниках.

Золотой рудник Кортес находится в штате Невада. Открытый карьер и подземный добывающий комплекс расположены примерно в 120 км к юго-западу от города Элко. Весь комплекс включает в себя подземное месторождение Cortez Hills, а также два открытых карьерных месторождения. Кортес принадлежит компании «Barrick Gold», штаб-квартира которой находится в Торонто, Онтарио, Канада.

✰ ✰ ✰
6

Голдстрайк, США

Голдстрайк и Кортес в 2014 году фактически делили 6-е место по объемам производства. Поскольку в Кортес добыча уменьшается, то разумно предположить, что Голдстрайк в 2015 году произвел больше. Рудник Голдстрайк расположен к северо-западу от рудника Карлин от Карлин Тренд.

Голдстрайк также принадлежит компании «Barrick Gold», которая приобрела это месторождение в 1987 году. До этого рудник принадлежал компаниям «Western State Minerals Corporation» и «PanCana», которые с 1978 г работали на нем как совместное предприятие.

Рудник состоит из трех месторождений. Одним из них является открытый карьер Betze-Post. Остальные шахты Meikle и Rodeo, которые находятся под землей.

✰ ✰ ✰
5

Карлин Тренд, США

Карлин Тренд в США принадлежит компании «Newmont». Месторождение расположено в штате Невада и включает в себя открытые горные выработки и подземную добычу.

Карлин Тренд, территория шириной 8 км и длиной 84 км, является частью пояса золотых месторождений в районе Карлин, штат Невада. В этом районе золото было обнаружено в 1870-х годах. Из-за суровых условий региона до 1909 года добыча практически не производилась. Даже до 1964 года с трудом могли добывать около 22 000 унций ежегодно. С 1964 по 2008г. на Карлин Тренд произведено 70 млн унций золота на сумму около $85 млрд.

✰ ✰ ✰
4

Янакоча является частью крупной горной выработки в регионе Кахамарка, Перу. Месторождение Янакоча расположено в 28 км к северу от города Кахамарка и в 770 км от Лимы. Этот открытый карьер считается 4-м по величине в мире, хотя здесь наблюдается падение объемов производства. В 2014 году на руднике было добыто 970 тысяч унций золота по сравнению с около 1 млн унций в 2013 году.

Владельцем контрольного пакета акций Янакоча является компания «Newmont Mining Corporation» (51%), вторая по величине золотодобывающая компания в мире, расположенная в штате Колорадо, США. Перуанская компания Buenaventura владеет 44% акций рудника, Всемирному банку принадлежат оставшиеся 5%.

✰ ✰ ✰
3

Пуэбло Вьехо, Доминиканская республика

Месторождение Пуэбло-Вьехо лишь немного отстает от следующего номера — Грасберга. В 2014 году здесь было добыто 1,108 млн унций золота. Пуэбло-Вьехо – это относительно новое месторождение, им совместно владеют компании Barrick (60%) и Goldcorp (40%). Рудник, как полагают исследователи, имеет значительные резервы, поэтому он будет оставаться жизненно важным источником золота для нашей планеты еще несколько десятилетий.

Пуэбло-Вьехо — небольшой город на южном побережье Доминиканской Республики, расположенный примерно в 60 милях от Санто-Доминго. Сначала добычу золота здесь начала осуществлять государственная корпорация Rosario Dominicana в 1975 году, произведя 5 млн унций серебра и золота в течение следующих 16 лет. Когда цена металлов значительно упала в 1991 году, рудник был закрыт.

В 2001 году канадская компания Placer Dome выиграла контракт на 33-летнюю эксплуатацию рудника. Компания Barrick Gold, крупнейшая золотодобывающая компания в мире, купила Placer Dome в 2006 году и в 2009 году возобновила добычу золота.

✰ ✰ ✰
2

Грасберг, Индонезия

Грасберг в Индонезии в течение длительного времени был ведущим золотым рудником в мире. Он до сих пор рекламируется как крупнейший рудник в мире, и третья по величине медная выработка. В настоящее время Грасберг является открытым карьером, но к концу 2017 г добыча перейдет в подземную часть месторождения. В 2014 г. Грасберг произвел 1,1 миллиона унций золота.

Владельцем месторождения является компания Freeport-McMoRan, которой принадлежит 90,64% акций. В компании насчитывается 19500 сотрудников. Правительству Индонезии принадлежат оставшиеся 9,36% рудника. Грасберг находится недалеко от горы Джая в индонезийской Новой Гвинее. Джая является самой высокой горой в Папуа, и, следовательно, извлечение пород является здесь особенно трудоемким процессом.

Месторождение было обнаружено в 1936 году голландским геологом Жан-Жаком Дози, хотя оно не разрабатывалось до 1960 года, пока Джордж Мили (CEO Freeport-McMoRan) и Форбс Уилсон не отправили специальную экспедицию, чтобы доказать ценность этого месторождения. Когда в 1963 году Индонезия получила независимость, Грасберг стал первым рудником, открытым правительством Сухарто.

✰ ✰ ✰
1

Мурунтау, Узбекистан

В последние годы Мурунтау в Узбекистане занимает 1-е место по объему добычи, обгоняя Грасберг. В 2013 и 2014 годах конкуренции между ними не было даже близко. Мурунтау произвел 2,52 млн унций золота в 2013 году и 2,6 млн в 2014 г. Это огромный открытый карьер, по оценкам ученых, здесь запаса золота еще около 170 млн унций, так что при нынешнем уровне добычи рудник может быть лидером в течение следующих 60 лет.

Мурунтау принадлежит Навойскому горно-металлургическому комбинату, который принадлежит государству Узбекистан. Комбинат был основан в 1964 году, как часть золотодобывающих предприятий Советского Союза. Здесь введен в эксплуатацию крупнейший в мире завод BIOX для борьбы с истощением запасов оксидной руды.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья ТОП-10 месторождений, где добывается 90% золота во всем мире. Спасибо за внимание!

Безусловно, каждый человек видел хотя бы на фотографии настоящие карьеры. Они представляют собой впечатляющие углубления, где ведется или велась работа по добыче различных полезных ископаемых. Не все люди понимают, что такое карьер. Для многих это просто огромные ямы, и ничего больше. Однако на самом деле карьеры играют огромную роль для промышленности многих стран мира. В этом материале мы расскажем о десятке самых больших карьеров на планете.

Первое место - Chuquicamata (Чили)

Огромный чилийский карьер используется для добычи медной руды. За годы его эксплуатации было добыто уже более тридцати миллионов тонн меди. Работы в нем ведутся уже на протяжении сотни лет. Несмотря на это, даже сегодня Chuquicamata остается крупнейшим источником меди на планете. Это самый глубокий карьер в своем роде. Его длина составляет около четырех километров, а ширина - порядка трех километров. В глубину он 850 метров. Доподлинно неизвестно, когда были проведены первые работы в этом районе. В конце девятнадцатого века исследователи нашли заброшенную старинную шахту и человеческие останки возрастом, относящимся к 6 веку нашей эры. Однако массовые работы начались лишь в начале двадцатого века и продолжаются по сей день.

Второе место - Escondida (Чили)

Второе место в этом рейтинге занимает еще одно чилийское месторожденье. Как и в случае с Chuquicamata, данный карьер славится своими медными залежами. Крупные работы по добыче руды начались здесь в 1990 году, и с тех пор темпы добычи стремительно растут. За один лишь 2014 год здесь было добыто порядка 1,5 миллионов тонн меди, стоимость которой оценивают в десять миллиардов долларов США.

Данный карьер является одним из главных источников поступления денег в бюджет Чили. Кроме того, в месторождении трудится около трех тысяч человек, и количество рабочих мест только растет.

В 2006 году из-за массовой невыплаты заработной платы в карьере начались крупные забастовки и митинги. Работники карьера заблокировали дороги, ведущие к месторождению. В конце концов, их требования были услышаны и все деньги выплачены. Сегодня таких проблем не наблюдается, несмотря на то, что определенная негативная репутация все-таки сложилась.

Третье место - Удачное (Российская Федерация)

Россия также славится своими запасами природных ресурсов. Количество карьеров здесь также очень велико. Самым крупным в России из них является месторождение Удачное. В этом карьере ведется добыча алмазной руды открытым и подземным методом. Находится «Удачное» за полярным кругом, что весьма усложняет процесс добычи. Тем не менее использование новейших технологий и оборудования позволяет российским компаниям добывать нужное ископаемое. На сегодняшний день происходит постепенное сворачивание добычи алмазов открытым методом. Изначально планировалось полностью закончить его к концу 2015 года, но работы ведутся по сей день. Одновременно увеличивается объем работ по подземной добыче ценного ресурса. По обнародованным планам, за последующие десятилетия из недр будет добыто более ста миллионов каратов. Ни один другой каньон в мире не может конкурировать с «Удачным» по этому показателю.

Четвертое место - Бингем-Каньон (Соединенные Штаты Америки)

Самым крупным каньоном в Соединенных Штатах является Бингем-Каньон, который по совместительству занимает четвертую строчку в мире. Располагается он на территории штата Юта, на юге от Солт-Лейк Сити. В ширину он простирается на четыре километра, а его глубина составляет 1,2 километра. Работы начались здесь в далеком 1848 году. Главный ресурс каньона - медная руда. Однако кроме меди, в Бингем-Каньоне добывают серебреную руду, молибден и даже золото. Несмотря на то, что работы на объекте ведутся уже более сотни лет, их объемы не сокращаются, а напротив, растут с годами. Добыча ведется и открытым способом, и подземным.

Пятое место - Мир (Российская Федерация)

Кроме «Удачного», Российская Федерация имеет еще один большой карьер по добыче алмазов. Рудник «Мир» находится в Восточной Сибири. На сегодняшний день работы в нем полностью прекратились. Тем не менее он имеет за плечами пятидесятилетнюю историю. Впервые добыча началась в 1957 году. Примечательно, что карьер был выкопан без использования взрывчатых веществ. Это самый глубокий карьер такого типа в мире. В диаметре «Мир» насчитывает 1200 метров, а его глубина - чуть более 500 метров.

Шестое место - Калгури (Австралия)

Австралийский континент также славится большим количеством каньонов. Самым крупным из них является Калугри. Он находится вблизи одноименного города. На данном объекте осуществляться добыча золотой руды. Длина Калгури составляется 3800 метров, ширина - 1500 метров. Глубина каньона - 600 метров. Работы в Калгури ведутся уже несколько десятков лет. За эти годы были добыты сотни миллионов тонн золота.

Седьмое место - Кимберли (Южноафриканская республика)

Данной объект находится на юге африканского континента на территории ЮАР. Работы в каньоне вела известная компания ДеБирс. Примечательно, что Кимберли - самый крупный карьер, созданный без применения специализированный техники. Другими словами, работы в Кимберли велись руками. Длина карьера составляет 1600 метров. Его глубина - двести метров. Объект был закрыт в 1920 году. Сегодня он представляет собой интерес для туристов, которые с особым интересом посещают его. До 1920 года здесь добывали алмазы. Работы велись на протяжении ста лет.

Восьмое место - Диавик (Канада)

Этот карьер славится в мире не только своими размерами, но и красотой. Поистине это один из самых уникальных карьеров на планете. Он располагается на острове, который находится на северо-западе страны. Виды заснеженного острова-карьера завораживают взор. Работы на объекте начались лишь в 2003 году. Это самый молодой большой карьер в мире. Добывают в Диавике алмазы, которые затем продают различным компаниям в США, Канаде и Европейском Союзе.

Девятое место - Махонинг Майн (Соединенные Штаты Америки)

Еще один представитель США в данном рейтинге. Карьер располагается на севере штата Миннесота. Примечателен Махонинг Майн, кроме своих размеров, в первую очередь тем, что работы в нем изначально велись только подземным методом. Спустя время началась и открытая добыча. В других карьерах, как правило, все происходит наоборот, и открытая добыча предшествует подземной.

Махонинг Майн также именуют «Большим северным каньоном» из-за его размеров и географического положения. В длину карьер составляет практически восемь километров. Его ширина - 3200 метров, а глубина - 180 метров.

Первые работы на данном объекте начались в 1985 году. С тех пор было добыто восемьсот миллионов тонн железа. Для осуществления этого было выкопано около полутора миллиардов тонн земли, которые занимали площадь в 8 000 000 квадратных метров.

Десятое место - Грасберг

Карьер Грасберг находится в Индонезии. Это самый крупный объект подобного рода в юго-восточной Азии. Здесь на протяжении уже полувека ведется крупномасштабная добыча алмазов. Карьер обеспечивает данным ресурсом множество предприятий в своем регионе и за его пределами.

Сегодня добычей в Грасберге занимается американская компания McMoRan, которой принадлежит большая часть акций совместного с индонезийским правительством предприятия. За один только 2006 год было добыто около 610 тысяч тонн медной руды, шестьдесят тысяч килограмм золота, сто пятьдесят тысяч килограмм серебра.

Карьеры играют важную роль в промышленности всех стран мира. Именно они обеспечивают ее важнейшими ресурсами. Все объекты из этого списка являются наиболее важными донорами медной, серебряной, золотой руды, алмазов и других полезных ископаемых.

July 7th, 2016

Расположенный в западной части Австралии рудник Супер Пит (Super Pit) тоже является одним из самых крупных и известных. Своим владельцам, компаниям Ньюмонт Майнинг и Баррик Голд он ежегодно приносит более 780 000 унций золота. Супер Пит является самым крупным открытым рудником Австралии, длина его карьера составляет порядка 3 500 метров, а ширина порядка 1 500 метров. Глубина карьера тоже впечатляет, она составляет около 570 метров.

Давайте посмотрим на него подробнее...


Фото 2.

Непосредственно на территории рудника работает около 550 сотрудников, не считая специалистов, которые обслуживают транспортную систему промышленного района. Золотой прииск Супер Пит был открыт еще в конце 19 века, первоначально добыча драгоценного металла велась в небольших шахтах, без использования какой-либо специальной техники. В 2001 году шахты были объединены в единый промышленный комплекс, а к 2009 году строительство огромного рудника было полностью завершено.

Фото 3.

Добыча золота на руднике Супер Пит является не только самой масштабной, но и одной из самых сложных в Австралии. Все дело в том, что драгоценный металл в перерабатываемой породе содержится в форме теллурида. Этот минерал нельзя обрабатывать привычным способом очистки – цианированием, поэтому на его многоэтапную переработку и очистку золота от примесей тратится немало средств и сил.

Фото 4.

Добыча на Super Pit ведется карьерным методом, погрузчиками и грузовиками. За историю существования одного из самых больших в мире рудников отсюда было поднято наверх более 295 млн. кубометров породы.

Днем работают под палящим солнцем, ночью – в свете прожекторов. В темное время суток рудник похож на съемочную площадку фантастического боевика об очередном захвате Земли пришельцами. Большинство гигантских машин принадлежит золотодобывающей компании Kalgoorlie Consolidated Gold Mines (KCGM). И если на многих рудниках мира водители грузовиков работают в три смены, то здесь, в Калгурли, они проводят за рулем по 12 часов.

Фото 5.

Между тем за напряженной жизнью рудника со специальной смотровой площадки наблюдают сотни туристов, которые съезжаются сюда со всего света. Картина и в самом деле захватывающая: перемещающиеся по огромному карьеру гигантские грузовики с диаметром колес в два человеческих роста и кабиной водителя, расположенной на высоте четырехэтажного дома, отсюда, с площадки, кажутся маленькими игрушечными машинками.

Фото 6.

Caterpillar 797B, полная масса которого составляет 623 690 кг - этот гигант за один раз способен перевезти до 345 тонн груза. Если брать в расчет полную массу, то это самый тяжелый автомобиль в мире. Но CAT 797B примечателен не только массой и размерами. Он единственный из гигантских самосвалов использует традиционную трансмиссию с коробкой передач и подводом крутящего момента к колесам через главную передачу. У остальных гигантов – Liebherr, Terex, БелАЗ – для привода колес служит дизель-электрическая трансмиссия.

Фото 7.

Конструктивно 797-й – самый обычный автомобиль, разве что слегка гипертрофированный. Дизельный мотор объемом 117,1 литра (опечатки здесь нет) направляет убийственный крутящий момент к семиступенчатой гидромеханической планетарной коробке передач – самой большой в автомобильном мире! А оттуда ньютон-метры отправляются к другому грандиозному инженерному сооружению – главной передаче, где они возрастают в 21 раз, принимая по-настоящему астрономические значения. Конечное звено в этой цепочке – массивные сдвоенные задние колеса. Самые большие шины в мире, установленные на 63-дюймовых дисках, были разработаны компанией Michelin специально для этой модели. Поворачивает мастодонт, вращая передние колеса, как обычный автомобиль. Только не силой мышц, слегка усиленной гидроприводом, а гидравлическими моторами, приводящимися от основного ДВС. На случай, если дизель заглохнет, предусмотрены аварийные гидроаккумуляторы. С их помощью можно совершить до трех поворотов на 90 градусов при неработающем двигателе. Замедление осуществляется торможением двигателем, а также многодисковыми тормозными механизмами с принудительным масляным охлаждением.

Фото 8.

За пальму первенства с CAT 797B может поспорить лишь Liebherr T282B, самый большой в мире грузовик с электрической трансмиссией. Этот гигант может перевезти в своем ковше 363 тонны груза – на 18 тонн больше, чем Caterpillar. Когда самосвал длиной 14,5 м и шириной 8,8 м впервые показали широкой публике на Мюнхенской строительной выставке 2004 года, его сразу окрестили «восьмым чудом света». Главным образом не за внушительные размеры и грозный вид, а за то, что он способен перевозить груз в полтора раза больше собственного веса. По этому показателю, характеризующему уровень инженерного совершенства конструкции, Liebherr T 282 B обставляет все другие гигантские экземпляры. 20-цилиндровый 3650-сильный дизель грузовика объемом 90 литров раскручивает генератор переменного тока, который «питает» электромоторы задних сдвоенных колес. За счет особенностей электрической трансмиссии машина быстрее ускоряется, хотя и обладает чуть меньшей максимальной скоростью, чем CAT 797B. При торможении мотор-колеса работают здесь как генераторы, экономя ресурс рабочих тормозных механизмов. В качестве стояночного тормоза используют дисковые тормозные механизмы всех колес. Рулевое управление гидравлическое, примерно такое же, как у Caterpillar.

Фото 9.

Если в чем-то карьерные гиганты и уступают обычному автомобилю, так это в скорости. Однако лихачество им ни к чему. По территории карьера, где и проходит, собственно, вся их жизнь, они передвигаются с разрешенной скоростью 40 км/ч. При этом 797B имеет максимальную скорость около 68 км/ч, скорость Liebherr T 282 B примерно на 3 км/ч меньше. Успевая обернуться за 35–40 минут и вновь встать под ковш не менее гигантского карьерного гидравлического экскаватора (например, Komatsu PC8000 или PC8000-6), две трети этого времени тяжело нагруженный самосвал тратит на то, чтобы выбраться из карьера на поверхность. Всю свою трудовую жизнь эти гиганты проводят на рудниках. Ни при каких условиях такой грузовик не может добраться туда сам по обычной дороге, ведь от нее просто ничего не останется. Их доставляют на рудники по частям, в контейнерах, и собирают уже на месте. Разумеется, любой автомобиль – будь то крошечный Peel P50, самый маленький автомобиль в мире выпуска 1962 года, или гигантский Liebherr T 282 B – требует постоянного обслуживания. Его надо заправлять, проводить техобслуживание, ремонтировать. Каждый экземпляр, работающий в карьерах, обслуживают десятки грузовиков, поездов или вертолетов (как, например, на некоторых рудниках Южной Америки, где нет железнодорожного сообщения или соответствующих дорожных трасс). Это и доставка горючего, которое заливается в гигантские цистерны, расположенные стационарно на руднике, и техническое обслуживание, и огромные мастерские – все это вместе составляет чрезвычайно развитую, дорогостоящую инфраструктуру.

Фото 10.

Каждый из гигантских механизмов и сам стоит целое состояние. Средняя цена CAT 797, например, чуть меньше четырех миллионов американских долларов. Соответственно стоит и его обслуживание, а также запчасти к нему. Цена шины 59/80R63 XDR – около $200 000, ну а если, например, сгорает мотор, то на его замену потребуется около $1 миллиона. Единственный способ, которым эти массивные машины могут окупить свою стоимость, – это бесперебойная и безаварийная работа 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Как только самосвал попадает на рудник, с первой же минуты все направлено только на одно – скорее окупить миллионные затраты; каждый раз, когда кузов гиганта наполняется рудой, он отрабатывает свою стоимость. Сразу же замечу: при стоимости самого самосвала в несколько миллионов долларов, расходах на доставку оборудования к месту работы, на развитие и поддержку инфраструктуры эти гиганты обычно окупают себя быстрее другой техники – менее чем за 12 месяцев! И немалую роль в этом играют именно их размеры. Ведь чем меньше поездок совершает грузовик, чем больше руды способен погрузить, тем быстрее он себя окупит. Перевозя по 300–360 тонн породы за один раз, гигант прекрасно справляется со своей задачей.

Фото 11.

Казалось бы, на этом можно поставить точку, ведь все мыслимые и немыслимо огромные механизмы уже изобретены, существуют, работают. Есть ли смысл продолжать работать в этом направлении? Где тот потолок, после достижения которого теряется смысл в разработке новых сверхгигантов и надо искать принципиально новые решения? Насколько громадным может быть чудище и не пора ли остановиться? Однако авторитетные эксперты утверждают: «Потолок еще не достигнут и в ближайшее время достигнут не будет. Дело в том, что при сегодняшних темпах развития механизации, новых перспективных технологиях, дальнейшем совершенствовании моторов, при постоянном развитии и повышении уровня современной электроники создание новых сверхгигантов вполне реально, а главное – экономически оправдано».

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

источники

В посте про Ан-24 с высоты 4000 м я на подлёте к Северо-Енисейску: один почти идеально круглый и глубокий, второй эллиптический и помельче глубиной. Теперь стоит осмотреть их и вблизи. И даже ненадолго влиться в их повседневную жизнь: спуститься на самое дно карьера, ощутить масштаб и биение его рабочего ритма. Стоит посмотреть и сверху и заодно оценить сложность управления такой махиной. Как вообще это делается и какими средствами?
Давайте вникнем поглубже в эту странную для горожан суровую горнопромышленную жизнь:)

Для начала - о том, кто вообще роет эти карьеры и что это за сущность.
Итак, перенесемся на полтысячи километров к северу от Красноярска - чуть восточнее Енисея, между Ангарой и Подкаменной Тунгуской.


В 1975 году тут было открыто крупное месторождение золота, которое назвали в честь будущих Олимпийских игр в Москве. Ещё через 5 лет, аккурат в год проведения Олимпиады-80, была создана артель старателей для разработки красноярских золотых приисков. Но пока старатели работали несколько в стороне. Детальная разведка месторождения была проведена в 1983-93 гг., после чего стало возможным защитить и зарегистрировать запасы и ресурсы в ГКЗ (Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых) и получить лицензию на разработку месторождения. Наконец, ещё через 3 года на базе "Олимпиады" началась реальная добыча золота - в 1996 г., и затем стал постепенно складываться горнопромышленный кластер, постепенно разрастаясь. Первая золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ) появилась тогда же, затем вторая, третья и в 2010-м - четвертая ЗИФ. Цикл извлечения драгметалла постепенно усложнялся, масштабы добычи росли. Старатели на рубеже 90-х и "нулевых" превратились в мощную горнопромышленную группу "Полюс", которая сейчас стала крупнейшей золотодобывающей компанией в России и вторым по величине налогоплательщиком Красноярского края, после "Норильского Никеля". По размеру добычи золота "Полюс" занимает 8-е место в мире.

Сейчас на базе Олимпиадинского и расположенного поблизости Благодатного месторождения работает ГОК (горно-обогатительный комбинат), который добывает руду открытым способом и извлекает золото на четырех фабриках: ЗИФ-1, 2, 3, 4. Суммарная добыча золота (чистого) - более 45 тонн в год. Посёлок Еруда - вахтовый: здесь проживает примерно 5500 человек, периодически меняясь.

2. А мы едем с Северо-Енисейска на юго-восток, в район месторождения. Это примерно 80 км по тайге. Если из аэропорта можно приехать сюда и на ПАЗике (слева), то основной транспорт внутри территории ГОКа - это всепогодные вахтовки НЕФАЗ повышенной проходимости, на базе КамАЗов (справа).

3. Ночевали мы две ночи в вахтовом посёлке - в одной из многоэтажек ГОКа, превращённой в гостиницу. Первый этап - получение спецодежды, тут к этому относятся крайне серьёзно. Кстати говоря, это было первое, что меня сильно поразило - её качество. Ботинки выдали реально крутые - ходить по карьеру с крупными камнями или щебенке удобно и комфортно, протектор держит прочно даже на осыпи. Но и это ещё не всё: на внутренней территории "Полюса" (а это несколько кв. километров) обувь у всех одинаковая (!!!). Именно такая, как на фото. Мужчина или женщина, главный технолог или уборщица ЗИФа - неважно. Отличается только цвет канта: мужской вариант с белым кантом по прошивке, а женский - с сиреневым. Правда, в самом карьере я видел и вторую модификацию обуви, с высоким голенищем - у экскаваторщиков, например. Рабочий костюм тоже качественный и типовой. Своё одеяние, в котором я сюда приехал, пришлось целиком оставить в комнате; впрочем оно оказалось и хорошо. От себя добавлю, что я за двое суток настолько прикипел к форме, что было жалко её сдавать кастелянше комбината - особенно вот эти ботинки.

4. Следующий этап - инструктаж по технике безопасности в управлении ГОКа. Радиусы работы техники, чего опасаться, какие предметы опасны, чего не трогать, поведение откосов и отвалов и так далее. Показали даже целый фильм про это. Потом роспись в журнале.

5. Интересная деталь на входе. С обеих сторон от входа стоят вот такие ванночки с водой, где можно обмыть ботинки. Щетка штатно ставится в этот вертикальный цилиндр. Нужны эти ванны потому, что многие приезжают сюда с карьеров, с ЗИФов или других участков, где пыль и грязь. На фото, кстати, те самые типовые ботинки, что и на №3. В них я везде и ходил.

6. Главный пассажирский транспорт ГОКа - вахтовка НЕФАЗ. Их тут много - и как развозки, и как дежурные машины.

7. На вьездах в производственные зоны везде посты и достаточно жёсткие досмотры-проверки - и машин и пассажиров. Мышь просто так не проскочит. И это объяснимо: в цикле ГОКа - производства с химическими компонентами, взрывные работы и прочие зоны риска. Ну и конечно, золото:)

8. Проезжаем одну из ЗИФов (золотоизвлекательных фабрик) - там из руды весьма сложными процедурами извлекают золото. Впрочем, речь сейчас не о них, мы едем в карьер.

9. И вот, наконец, мы на месте. Карьер "Восточный" - та самая круглая "дыра" в земле, что была хорошо видна с самолёта.

9а. Вид с самолёта на карьер и комплекс ЗИФов.

10. Но и тут не всё так просто. Прежде чем смотреть сверху и ехать вниз, здесь тоже свой инструктаж по ТБ. Не общий, как в управлении ГОКа, а конкретный. Какая техника работает, какие у неё зоны безопасности, как себя вести при ЧП, если что. Потом расписываешься. Всё это происходит в диспетчерской карьера - красное здание за смотровой.

11. Мы внутри диспетчерской. С окна - визуальный обзор вниз, хотя всё дублируется и камерами.

12. Рабочее место диспетчера карьера. Всё компьютеризировано, на мониторах в реальном времени - работа всей техники. Движутся по экранам значки самосвалов, каждая машина оборудована геопозиционированием,. Есть связь по рации с экскаваторами, горными мастерами, взрывотехниками, буровиками. Понаблюдав минут 10 за работой диспетчера, я нашёл некоторую параллель с авиадиспетчерами. Нагрузка тут и правда немаленькая: всё время потоком идут разные команды, указания, оповещения.

13. Чтобы не фантазировать с параметрами карьера - отснял плакат в диспетчерской. Смотрите, справа всё расписано. Глубина карьера по состоянию на сейчас - около 480 м. Но будет значительно глубже, он пока в разработке. Нижние цифры - самые красноречивые: из карьера вывезено 117 млн. тонн рудной массы, а всего этот карьер дал на сегодня 541 тонну чистого золота. В цикле задействовано порядка 70 карьерных самосвалов. И ещё: работает карьер круглосуточно. Перерывов никаких нет - зима-лето, пурга-ливень-снег, неважно. Есть интервалы на взрывные работы, но это тоже часть производственного цикла.

Погодите, а как же традиционные золотомойные драги? Ими что, хуже добывать золото?
- Конечно, хуже. При их технологии извлекаемость золота ниже.
- И сильно?
- Практически вдвое ниже.
- А почему же тогда они существуют до сих пор?
- Так там россыпное золото, а не рудное. Это совсем иная технология, принципиально. Да и потом, нормальный карьер и его производственный цикл под силу только мощной производственной единице. Кто послабее экономически - моет драгами.

14. Другой плакат, оттуда же. Это про автоматизацию процесса. Высокоточное позиционирование техники в нынешнем виде внедрилось тут относительно недавно - года 3-4 как, судя по диаграмме. Следующая ступень - дистанционное управление. Интересная деталь: на карьерных самосвалах от 80 т и выше нет водителя. Есть оператор . Регистрируется вся эта техника не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, но у всех есть номерные знаки. Однако права выезда на дороги общего пользования нет: слишком тяжелые машины.

15. Наконец, оба инструктажа пройдены и можно смотреть окружающий нас горнопромышленный мир. Вид с кромки диспетчерской на громадный карьер почти в полкилометра глубиной. Из золотых карьеров он второй в мире, после чилийского. Из обычных в России - в первой пятёрке. Но золотой карьер, как видите, гораздо чище угольного: здесь нет характерных для угольных пластов многочисленных "дымков". Видимость прекрасная.

16. Ещё интересный момент: дорога вниз идёт отнюдь не многочисленными спиралями по каждому откосу, а прорезает их более круто спускающейся вниз лентой. Вот тут это хорошо видно. Чтобы спуститься от диспетчерской на самое дно, самосвалу нужно проехать 8,5 км. Туда-обратно выходит уже 17, плюс время на загрузку породой. За смену получается 6-7 ходок.

17. Вид в полном облачении.

18. Тут же, неподалёку, разложены образцы пород в карьере. Из списка давайте посмотрим крупно помеченные галочками - №12 и №15.

19. О-12. Кварц-слюдистый метосоматит. Белый - это кварц.

20. О-15. Коричневый цвет - сульфидная минерализация. Затем из такой оболочки путём сложных манипуляций на ЗИФе "вынут" золото.

21. Горнопромышленные барышни Вера и Ирина. Так что тут есть не только мужчины:)

22. Теперь следующая задача - попасть на самое дно самого глубокого колодца карьера. Вот в это место, отмеченное красной рамочкой.

23. Спускаться вниз на полкилометра будем на безотказном НЕФАЗе-дежурке.

24. Откосы у карьера ступенчатые и довольно крутые. Один ярус высотой примерно 25 метров. То есть, если вниз упадёшь даже на одну ступень, шансов мало. Сам откос так аккуратненько нарезается специальной машиной - видите, там такие бороздки? Сперва бурят тонкие шурфы через равные промежутки и затем точно рассчитанной массой взрывчатки подрывают. Лишнее убирают. В итоге получается вот так аккуратно.

25. Достигли дна, подьезжаем. Вид с предпоследнего нижнего яруса.

26. Здесь как раз идёт выемка и погрузка руды на карьерные самосвалы. Они едут наверх и доставляют руду на ЗИФы.

Видео этого процесса:

27. На вывозе руды задействованы средние (136-тонные) и малые (90-тонные) самосвалы. Погрузку ведёт 10-кубовый экскаватор. Самосвалы импортные (в основном Terex и Caterpillar).

Расклад примерно такой: хорошая руда считается, если извлекаемость золота 3,5 - 3,8 г с 1 тонны. Значит, 136-тонный Катерпиллер везёт каждой ходкой наверх (по максимуму) примерно 500 грамм золота. Но это в идеале: в реальности содержание может быть и ниже - от 1,4 г на тонну. Порода разная.

Хм... А почему не БелАЗы?
- Слишком ненадёжные и геморроя с ними многовато.
- Ого...
- Да. У них весь ресурс меньше - и по двигателю, и по шинам, и надёжность пониже.
- А эти сильно дороже?
- Примерно в 2,5 раза от БелАЗа. Но если считать по полному жизненному циклу - с ними получается даже несколько дешевле.

28. Поодаль стоят буровые установки. Они бурят шурфы для закладки взрывчатки и потом её подрывают: получается или новый нижний ярус карьера, или расширение стенок существующего яруса, для беспроблемной работы экскаватора по выемке породы. Кое-где уже стоят красные вешки: там идёт или произведена закладка взрывчатки, работают взрывотехники. В общем, надо быть крайне осторожным: опасных мест внутри карьера очень много. Работа непростая: не зря нас наверху дважды напрягали инструктажами. Всё это не от вредности, а от необходимости.

29. Кое-где видны и трубы для откачки жидкости, спускающиеся ступенями вниз по откосам.

30. Отсюда открывается вид и на самое дно. А мы были ярусом выше, где стоит экскаватор.

31. Выезжаем со дна наверх. Тут тоже стоят предупреждающие вешки: очередное опасное устройство.

32. Едем на самую высокую точку карьера - перепад порядка 740 метров, если считать снизу.

33. Отсюда тоже хороший вид на карьер. Ровно напротив бледно-красная точка: это и есть диспетчерская, где мы проходили инструктаж по ТБ (фото 11-17).

34. На следующий день мы были на другом карьере ГОКа - "Благодатном".

35. Здесь сейчас идут более активные вскрышные работы, так что и самосвалы есть побольше - не только средние на 136 т, но и большие на 220 тонн.

36. Прибыли.

37. Тут нас тоже ждёт свой инструктаж по ТБ. На фото - рабочее место карьерного диспетчера полностью (в предыдущем показе на кадре №12 я не снял верхние экраны с он-лайн графиками).

38. Крупно - средний монитор нижнего ряда с точным позиционированием техники в карьере. Каждый самосвал имеет свой значок, который постоянно перемещается, так что карьерный диспетчер видит всю картину в динамике.

39. А здесь - верхний левый экран с текущими показателями работы дежурной смены.

40. Вид на карьер "Благодатный" от диспетчерской. Он не такой глубокий, как его старший брат "Восточный" - порядка 250 метров (пока). Будет, конечно, глубже со временем.

41. А сейчас едем на одну из погрузочных точек, где работают самые большие самосвалы.

42. Здесь уже работает 18-кубовый экскаватор Ижорского завода, почти в 2 раза больше того, что мы видели на "Восточном". Самосвалы тут большие - 220-тонные японцы "Комацу", самые любимые у операторов. Эти самосвалы ставят на вскрышные работы, где надо вынимать большие объемы пустой породы, прежде чем доберутся до пластов с золотоносной рудой.

43. "Комацу" в сравнении с НЕФАЗом дежурного горного мастера. Правда, вахтовка стоит чуть дальше, но всё равно контраст величин виден наглядно:)

44. Гружёный японец пошёл на вывоз породы.

Продолжение рассказа будет посвящено карьерным самосвалам и технике. Посмотрим их поближе и подробней.
Не переключайтесь! :)

Глобальный объем добычи золота достиг исторического максимума в 2015 году, увеличившись на 1.8% до 3,211 т. Большая часть этого прироста пришлась на Мексику, где объем добычи золота вырос на 18% с 112 т в 2014 году до 133 т в прошлом году. Объем добычи в Индонезии вырос на 20%, а в Казахстане – на 29%.


В этом году мировой объем добычи достигнет плато, так как бюджеты на развитие проектов были резко сокращены в период 3-х летнего медвежьего рынка золота. Но учитывая начало роста цен на золото, золотодобытчики могут с уверенностью ожидать роста рентабельности.

Откройте для себя 10 крупнейших в мире золотых месторождений:

10. Боддингтон (Boddington)

Золотое и медное месторождение Боддингтон находится в 120 км к юго-востоку от г. Перта, штат Западная Австралия и является крупнейшим в стране. Добыча золота началась в 2009 году, а в 2011 году Newmont получила из Боддингтона первый миллион унций. Золотодобывающая компания заявила размер резервов в 19.5 млн унций и планирует потратить $500 млн для расширения объемов добычи.

9. Лихир (Lihir)

Золото было впервые разведано на острове Аниолам в Папуа Новой Гвинее в 1982 году, а в 1997 году началось производство металла на месторождении Лихир, тогда бывшее под управлением компании Рио-Тинто. Австралийская компания Newcrest купила золотое месторождение в 2010 году и с тех пор старается сдержать рост операционных расходов. Компания недавно заявила, что расширение будет дешевле, чем считалось ранее, в основном благодаря использованию нового оборудования, легче перерабатывающего серу.

8. Пеньяскинто (Peñasquinto)

Месторождение Пеньяскинто полностью принадлежит канадской горнодобывающей компании Goldcorp и расположено в мексиканском штате Сакатекас. Это самый большой карьер в Мексике и пятый по величине серебряный рудник в мире. Проект работает с 2010 года и производит цинк и свинец, помимо золота и серебра. В 2007 году компания Silver Wheaton подписала с Goldcorp соглашение о покупке 25% всего объема добычи серебра на протяжении работы месторождения.

7. Карлин (Carlin)

Говорим мы о блистательном Лас-Вегасе или золотодобыче, золото и штат Невада почти синонимы. На штат приходится 75% суммарного объема добычи золота в США и по некоторым оценкам – 3% всего желтого металла, добытого в истории. Большая его часть производится в рудном районе Карлин (Carlin Trend), являющимся самым изобильным золотым прииском в западном полушарии. В районе находится исторический проект Карлин, принадлежащий Newmont, состоящий из трех открытых карьеров и четырех подземных рудников. В мае 2015 года компания отпраздновала 50-летнюю годовщину успешной золотодобычи на этом месторождении, именно там впервые в Северной Америке было добыто более 1 млн унций за один год.

6. Янакоча (Yanacocha)

Проект Янакоча находится на вершине Андского континентального разрыва в северной части Перу на высоте более 4.5 км над уровнем моря. Это крупнейшее месторождение в Латинской Америке площадью более 1386 кв км. Оно состоит из пяти открытых карьеров и производит золото с августа 1993 года. Право собственности на рудник разделено между компанией Newmont, перуанской компанией Minas Buenaventura, и Международной финансовой корпорацией, контролируемой Всемирным банком.

5. Пуэбло Вьехо (Pueblo Viejo)

Пуэбло Вьехо - совместное предприятие между крупнейшим мировым золотодобытчиком Barrick Gold и Goldcorp, расположенное в зеленых холмах Доминиканской республики более 100 км к северу от столицы страны Санто-Доминго. Две канадские компании получили контроль над проектом в 2012 году после того, как правительство Доминиканской республики безуспешно пыталось организовать добычу. Объем добычи достиг полной мощности в 2014 году. В августе 2015 году Barrick подписал стриминговое соглашение с компанией Royal Gold, в рамках которого Royal предоставила $610 млн, тогда как Barrick обязался предоставлять ей 7.5% всего золота, добываемого на месторождении.


4. Кортес (Cortez)

Компания Barrick в штате Невада насчитывает 4,000 сотрудников или около трети занятых в горнодобывающей индустрии штата. Многие из них работают на месторождении Кортес, расположенном в центральной Неваде. Кортес, как один из наиболее перспективных рудников компании Barrick, получит от нее $153 млн до 2020 года. Эти средства помогут расширить подземные добывающие мощности, позволив добывать дополнительные 300,000 унций в год.

3. Голдстрайк (Goldstrike)

Barrick эксплуатирует месторождение Голдстрайк, также расположенное в северной части Невады, с 1987 года. Голдстрайк – крупнейшее золотое месторождение, на нем работают 1,700 человек. За последние 20 лет сотрудники компании разработали новый метод переработки руды на месторождении, известный как «полное выщелачивание углеродистого вещества» (total carbonaceous matter leach), позволяющий осуществлять дополнительную переработку руд с низким содержанием металла. Процесс перейдет из фазы тестирования к внедрению в производство в этом году.

2. Грасберг (Grasberg)

Высоко во влажных горах индонезийской провинции Папуа, где часто случаются землетрясения, находятся крупнейшие в мире золотые запасы и вторые крупнейшие запасы меди. На месторождении работает около 18,000 человек, для которых построена целая деревня под названием Тембагапура с дорогами, домами, школами, больницей и аэропортом. Ширина месторождения равна 1.5 км и состоит из открытого карьера и подземных рудников. В данный момент компания ведет переговоры с правительством Индонезии о продлении договора, который закончится в 2021 году.

1. Мурунтау (Muruntau)

Месторождение Мурунтау было открыто в пустыне Кызыл-Кум в 1958 году, золотой рудник начал работать в 1967 году. Сегодня это крупнейший открытый карьер в мире и пятое самое глубокое месторождение (580 м). Проект, также содержащий огромные запасы бирюзы и мышьяка, находится на вершине того, что многие геологи считают, вероятно, самым большим запасом золота в мире, насчитывающий по различным оценкам от 2,500 т до потрясающих 5,300 т металла.