Open
Close

"здоровье детям". Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам 12 месяцев от рождения ребенка

Вашему ребенку исполнился год, и он сделал первые самостоятельные шаги. Держите фотоаппарат наготове: ведь малыш каждый день преподносит что-то новое!

В год ребенок больше бодрствует: перерывы между сном могут достигать 4-5 часов. Он не хочет проводить время в кроватке, когда вокруг так много интересного! Тем более что он уже может самостоятельно добраться в любое место, если что-то привлечет его внимание.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 год

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 1 год?

- ходить, держась за опору;

- делать шаги без опоры; если держать его за ручку, то может даже немного пробежаться;

Называть по именам всех членов семьи (только на свой лад);

Произносить отдельные простые слова, хорошо понимая их значение;

Выполнять с игрушками различные действия (катать, толкать, качать).

Кризис первого года

В 12 месяцев у ребенка наступает кризис первого года. Заканчивается младенчество и начинается раннее детство. Ребенок в год уже многому научился, стал подвижным маленьким человеком, имеющим собственное мнение. Психологи называют такие признаки переходного периода:

Ребенок капризничает, отказывается от того, что предлагают родители, упрямится;

Любимое слово - «нет» («неть!»);

Ревнует к остальным членам семьи;

Боится оставаться один даже на минуту.

Годовалый ребенок истерит без оснований, родители пытаются успокоить чадо, но нередко сами срываются на крик. Сохраняйте спокойствие и не наказывайте малыша. Дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Для этого пересмотрите окружение ребенка, расширьте поле его самостоятельной деятельности. Установите нерушимые запреты - не более трех, больше он не запомнит. Все, что ребенку запрещено - уберите подальше, не провоцируйте малыша. Не вырывайте предметы у него из рук, учитесь договариваться, меняться.

Если уговоры не действуют, не настаивайте, это только усугубит ситуацию, лучше отвлеките ребенка (в этом возрасте дети легко переключают внимание).

Если ребенок в 1 год катается по полу и барабанит руками и ногами, единственное, что вы можете сделать - лишить актера публики. Отнесите его в безлюдное место, он быстро успокоится.

Развивающие игры для детей 1 года

В год ребенку очень нравятся небольшие предметы. Конечно, с ними ему можно играть только под присмотром мамы или папы. Для развития мелкой моторики полезно погружать ручки в рис или гречку. Пусть годовалый ребенок потренируется брать крупинки двумя пальчиками

В 12 месяцев малыш уже способен сам собрать пирамидку: подобрать кольца по размеру и уверенно накинуть их на основание. Теперь родителям необязательно показывать ребенку, что нужно делать. Можно «руководить» им лишь с помощью слов. Малыш все понимает!

Двенадцать - тринадцать месяцев - возраст, когда многие дети делают первые шаги. Это одно из самых радостных моментов в жизни родителей и самого ребенка. Если ваш ребенок к году уже научится топать самостоятельно, от души поздравляем вас! Запомните эти дни, вы будете вспоминать их, когда ваш сынок или дочка пойдет в первый класс, принесет первую пятерку, сообщит вам о том, что выходит замуж (женится) - все начинается с первого самостоятельного шага.

Развитие речи ребенка в 1 год: первые слова

Обычно в возрасте около года ребенок произносит 6-10 слов, среди них: «мама», «папа», «баба», «ав-ав», «дай».

Предлагаем вам поиграть с годовалым ребенком в игру, развивающую речь: сначала покажите ему игрушку, назовите ее, затем спрячьте ее под платком и спросите, что там лежит? Ребенок наверняка попытается назвать игрушку и затем попросит: "Дай!".

Упражнения для детей в 1 год

1. Канатоходец

Положите на пол толстый канат (подойдет также гимнастическая палка). Поставьте на него ребенка боком и поддерживайте его за руки либо за талию. Позже вы можете просто подстраховывать малыша - он пойдет самостоятельно. Маленький канатоходец будет делать небольшие приставные шаги.

Упражнение учит годовалого ребенка держать равновесие. Кроме того, это отличная профилактика плоскостопия. Во время такой зарядки напрягаются мышцы ног (особенно боковые).

2. Разноцветные шаги

Приготовьте картонные круги разных цветов. Разложите их на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Держите ребенка за руки и учите его переступать с кружка на кружок. Позже используйте для упражнения разные геометрические фигуры одного цвета. Комментируйте каждый шаг малыша! Выполняя с годовалым ребенком это упражнение, вы достигаете сразу две цели: он совершенствует свое умение ходить и запоминает цвета и формы.

Что делать, если в 1 год:

- ребенок не ходит

Некоторые дети делают первые шаги в 10 и даже 9 месяцев, но это не ориентир для других детей. Конечно, родителям хочется, чтобы их малыш улавливал все с первого раза, делал успехи каждую неделю, и чтобы он точно был не хуже других. Родительский страх за то, что ребенок может что-то упустить в развитии не дает покоя ни самим взрослым, ни их ребенку. Лучшее средство успокоиться - заглянуть в таблицу развития ребенка первого года жизни. Большинство детей начинает ходить после года, в 12,5-14 месяцев, а некоторые и в 1,5 года. Это никак не отражается на умственных способностях ребенка. А если ваш ребенок много ползает на четвереньках, то у него может долго не возникнуть желания променять этот удобный, надежный способ передвижения на ходьбу.

Случается, что ребенок уже предпринял попытку ходить, но упал и это его напугало. Значит, торжественный момент придется отсрочить, пока он снова не наберется смелости.

Болезнь, долгое прорезывание зубов тоже не способствуют освоению новых навыков.

Ребенок может начать ходить раньше года или позже, главное, чтобы он развивался по своему заданному природой графику. Не торопите его, иначе это может привести к неврозам.

- не получается отучить ребенка от бутылочки

Бутылочка для годовалого ребенка связана не только с питанием. С нею он успокаивается, настраивается на сон. В первые 2 года жизни ребенок испытывает непреодолимую тягу к деятельности. Его руки все время к чему-то тянутся, от этого устает не только вы, но и подчас сам малыш. Бутылочка с соской, сам процесс сосания в некоторой мере удовлетворяет стремление к активности, одновременно успокаивая ребенка. Питье из чашки не дает такой эффект.

Не отнимайте у годовалого ребенка такой нужный предмет, придет время, он сам откажется от бутылочки. Однако следите, чтобы малыш не засыпал с бутылочкой, это очень опасно!

Если ребенок в год совсем отказывается есть с ложки и просит жидкую кашу из соски, не нервничайте. Приучайте ребенка постепенно. Натощак предлагайте ребенку продукты кусочками, из красивой тарелки, пусть он перекладывает кусочки из одной чашки в другую, изучает еду. Это отвлечет ребенка от привычной соски.

В бутылочку годовалому ребенку наливайте только воду и напитки, все в ограниченном количестве, иначе он не проголодается. Вся остальная еда пусть присутствует только в тарелке и чашке.

Дети, которые долго едят из бутылочки, больше подвержены кариесу молочных зубов. Обязательно чистите зубы ребенку два раза в день.

- ребенок часто просыпается по ночам и плачет

С года до полутора лет многие дети переживают боязнь разлуки. Особенно это проявляется по ночам. Не оставляйте его в одиночестве, не приучайте таким образом ребенка засыпать самостоятельно, этим вы наносите вред его психике. Если ребенок в год боиться темноты, купите ночник, светящиеся наклейки, посидите с ребенком. Уходите, когда он еще не спит, но уже очень сонный, оставляйте дверь открытой, чтобы малыш мог слышать, что вы тут, рядом, моете на кухне посуду.

Если ребенок просыпается среди ночи и зовет вас, не игнорируйте его просьбы! Даже если вам кажется, что вы и так проводите с ним достаточно времени днем. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом и всегда придете на помощь.

Если это не помогает, и годовалый ребенок плохо спит, тревожится по ночам, проконсультируйтесь у детского невролога. Возможно, он назначит легкие успокоительные или отвары трав для крепкого сна.

Психологи делят жизнь любого человека (от рождения, а некоторые – и от «до рождения») до старости на основные этапы, характеризующиеся определенными психологическими признаками. В отличие от специалистов, для большинства мамочек эти этапы знаменуются не столько изменениями в самосознании ребенка, сколько определенными событиями, приобретением тех или иных навыков.

Когда ребенок научится держать головку? Когда начнет улыбаться? Когда будет тянуться к игрушке, узнавать маму, переворачиваться, садиться, ползать? Когда мамочка услышит долгожданное первое слово?

Все эти умения, являясь следствием преодоления малышом различных возрастных этапов, для которых у детских психологов есть свои, иногда не известные маме названия, являются знаковыми для родителей, подсказывающими, что ребенок перешел на новый этап своего развития.

Первый год жизни ребенка – важнейшее время для его психического и физического развития. Причем в этом возрасте первично именно физическое развитие, от него зависит развитие нервной системы.

Конечно, разговаривать с ребенком, петь ему песенки, улыбаться, ласкать – обязательно. Но это вовсе не значит, что с трех месяцев надо учить ребенка различать цвета и понимать значение слов «парабола» и «метаморфозы».

Можно помочь ребенку научиться переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Ключевое слово здесь – помочь.

То есть не заставлять, например, ползти, переживая, что «соседский мальчик на 3 дня младше, а уже ползает, а наш все никак».

Есть несложные упражнения (информацию о них можно почерпнуть из книг, спросить у педиатра или у опытных родителей), стимулирующие малыша к тем или иным действиям. Ласковые поглаживания маминых рук и легкий общий массаж рекомендуются для большинства здоровых детишек в первые месяцы жизни.

Кроме того, что ребенку эти действия доставляют удовольствие, они приносят еще и пользу – укрепление мышц, стимулирование работы кишечника, предупреждение различных ортопедических и хирургических проблем. Выполняя их ежедневно, мама создает предпосылки для развития двигательной активности ребенка.

Итак, что же должен уметь делать здоровый ребенок в возрасте от рождения до года? Вот основные ежемесячные достижения малыша:

Этапы развития ребенка до 1 года по месяцам

НОВОРОЖДЕННЫЙ. Хаотичные движения рук и ног. Наличие «рефлексов новорожденного». Основной способ выразить желания – плач. В положении на животе малыш пытается приподнять голову.

1 МЕСЯЦ. В положении на животе малыш поднимает и удерживает несколько секунд головку. Следит глазами (без поворота головы) за движущимся предметом, расположенным на расстоянии 40-50 см от глаз. Улыбается в ответ на обращение к нему.

2 МЕСЯЦА. Во время бодрствования ребенок постоянно производит разнообразные движения руками и ногами, пока еще хаотичные. Хорошо удерживает головку, лежа на животе (не менее 5-10 секунд), сосет кулачки. Может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете. Появляются звуки начального гуления.

3 МЕСЯЦА. Малыш может свободно удерживать головку в вертикальном положении – до 30 секунд, лежа на животе – до 1 минуты. Удерживает вложенную ему в руку игрушку (3-10 секунд), ощупывает свою одежду. Сосредотачивает внимание на лице разговаривающего с ним взрослого. Рассматривает свои руки, активно гулит. Появляется «комплекс оживления».

4 МЕСЯЦА. Лежа, малыш поднимает руки выше горизонтального уровня. Может поднимать ноги кверху. Тянется к игрушке, хватает, ощупывает ее. Узнает родителей, улыбается. Следит взглядом за игрушкой. Поворачивает голову к источнику звука, находящегося вне поля зрения ребенка. Смеется в голос.

5 МЕСЯЦЕВ. Ребенок может сидеть с опорой. Лежа на животе, поднимает корпус на вытянутых руках. Пытается переворачиваться, тянет в рот свои руки и ноги. Берет и удерживает игрушку. Тянет в рот предметы, попавшие ему в руки.

Начинаются попытки координации движений (ребенок находит предмет взглядом – тянется к нему – хватает – производит с ним действия). Малыш активно гулит и выражает с помощью различных звуков и интонаций свое настроение. Реагирует на щекотку.

6 МЕСЯЦЕВ. Малыш может садиться и вставать на ноги при подтягивании его за руки (пока только в качестве гимнастики). Активно и часто переворачивается с живота на спину и обратно. Может делать первые попытки ползать (по-пластунски, подтягиваясь на руках, раскачиваясь вперед-назад, стоя на четвереньках). Достаточно уверенно сидит без поддержки.

Примерно в этом возрасте ребенок начинает учиться есть с ложки. Хватает игрушки, может держать их обеими руками, машет, стучит, тянет в рот. Реагирует на свое имя. Малыш начинает лепетать – произносить слоги, сочетания звуков, не несущие смысловой нагрузки. При виде незнакомого человека ребенок может пугаться или тревожиться.

7 МЕСЯЦЕВ. В этом возрасте ребенок хорошо сидит без опоры, если его посадить, и даже может садиться сам. Сидя, наклоняет туловище вперед и выпрямляется. Ползает на четвереньках (при этом может менять направление движения).

Хватает игрушки, размахивает ими, стучит, бросает, перекладывает из рук в руку, протягивает взрослому – просит поиграть. Много и активно лепечет. Слоги ма-ма, па-па, ба-ба произносит часто, но это просто сочетания звуков, не соотносимые с понятием «мама» или «папа».

8 МЕСЯЦЕВ. Малыш сам садится, хорошо ползает, пытается вставать, держась за опору. Любит грызть сухарик или корочку хлеба, которую сам держит в руке. Активно манипулирует игрушками (стучит, кидает, достает из коробочки мелкие предметы). Глядя на взрослого, может повторять его движения, играет в «ладушки», «пока-пока».

Часто и помногу лепечет, постоянно может повторять один и тот же слог (де-де-де, ня-ня-ня). Малыш может бояться незнакомых людей, стремится подползти поближе к маме, если видит постороннего человека. Если играет музыка, то ребенок может раскачиваться в такт.

9 МЕСЯЦЕВ. Ребенок хорошо и быстро ползает, уверенно стоит у опоры, может, держась, передвигаться вдоль нее приставными шагами. Малыш может пить из чашки, которую держит взрослый, производит различные действия с игрушками, все более разнообразные по мере взросления.

Малыш начинает понимать значения некоторых слов и предложений – «иди сюда», «где собачка?», «ладушки», «дай», «нельзя». Может показать, где лежит игрушка. Арсенал используемых звуков и слогов расширяется. Малыш может повторять простые слоги (ма-ма, ля-ля) за взрослыми.

Малыш может как играть самостоятельно, так и требовать внимания взрослого, приглашать его к игре. Возникают жесты указания (малыш пальчиком показывает на игрушку, которую он хочет достать).

10 МЕСЯЦЕВ. Малыш может стоять без опоры и без поддержки взрослого, ходить, держась за руку взрослого. Действия с игрушками становятся более сложными (ребенок может открывать и закрыть коробочки, катать мяч, складывать игрушки в коробку, снимать кольца пирамидки).

Выполняет просьбу: «Дай», — дает названную взрослым игрушку. С удовольствием играет с другим ребенком, повторяет за ним некоторые действия. Ребенок может повторять за взрослым звуки и слоги, которых до этого не было в его лепете. Манипулируя предметами, малыш узнает их свойства (жесткое — мягкое, большое — маленькое).

11 МЕСЯЦЕВ. Ребенок длительное время может стоять без опоры и поддержки, приседать. Пытается делать первые самостоятельные шаги. Хорошо ходит, держась за руку взрослого. Некоторые детки уже уверенно могут передвигаться от предмета к предмету без поддержки.

По просьбе взрослого может выполнять действия с предметами (ставит кубики друг на друга, катает мячик, качает куклу, подает игрушку, находит спрятанный на его глазах предмет). Появляются первые слова-обозначения: дай, на, мама, ав-ав и др.

12 МЕСЯЦЕВ. Ребенок ходит самостоятельно, может поднять игрушку с пола, наклонившись из положения стоя или присев. Сам пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно. Строит «башню» из кубиков (ставит 2-3 кубика друг на друга). Малыш выполняет несложные поручения взрослого: дай куклу, брось мяч, принеси машинку.

К концу первого года ребенок понимает уже много слов, соотносит их значения с определенными предметами и людьми, пытается повторять за взрослым слова и новые слоги. Для обозначения предметов и действий применяет облегченные, лепетные слова (бах, ням-ням, ляля и т.п.).

Эти временные рамки весьма условны. Варьирование в пределах 1-3 месяцев в обе стороны – вариант нормы. Не переживайте, если Ваш ребенок по каким-то показателям не вписывается в приведенные здесь ПРИМЕРНЫЕ возрастные нормы.

Годовалый малыш книжки по развитию ребенка и Интернет не читает. И он вовсе не обязан знать, что, например, к 9 месяцам ребенок должен уметь играть в «ладушки», а к году разбирать и собирать пирамидку.

Замечено, что большинство детей без всяких специальных упражнений (присаживание, подталкивание под ножки и т.п.) и приспособлений (например, ходунков) начинают выполнять все необходимые для их возраста действия.

Рефлекс это, инстинкт, повторение того, что они видят у взрослых, или какое-то врожденное умение — точно ответить на этот вопрос сложно. Скорее всего, играет роль все вышеперечисленное.

Ребенок сядет, поползет и пойдет тогда, когда он будет готов к этому морально и физически.

Познавательное развитие ребенка 12 месяца жизни

Знакомство с окружающим

Ребенок активно знакомится со свойствами предметного мира, усваивает элементарные правила обращения с различными предметами и вещами, ориентируется в понятиях "можно" - "нельзя", подражая взрослому овладевает элементарными предметными действиями.

Ориентация в пространстве

Малыш хорошо ориентируется в комнате, квартире, ближних помещениях. Может подлезть под стол, стул не ударившись (соотносит величину, определенным образом координирует свои движения в пространстве, контролирует дистанцию между собой и предметами).

Хватание и владения рукой

Хватая предмет, ребенок открывает ладони в зависимости от его величины. Может схватить одной рукой два кубика, принять одновременно двумя руками три кубика. Уверенно протягивает руку с игрушкой взрослому и выпускает ее (отдает ему).

Собирает игрушки в ящик, корзину, коробку, открывает дверцы, ящики в мебели. Пытается поставить кубики один на другой, вкладывает и вытягивает кубики из открытого пластикового пакета, тянет за веревку машинку, катит инерционную машинку т.д. Может повторять действия до десяти и больше раз. Использует по назначению различные предметы, игрушки.

Развитие органов чувств

В конце первого года жизни ребенка интенсивно развиваются основные органы - прежде всего слух и зрение. Малыш становится внимательным, дольше всматривается в окружающие предметы, более четко дифференцирует звуки, по-разному реагирует на знакомые и незнакомые.

Ребенок активно подражает действиям взрослого: пытается мыть и подметать пол, пылесосить, убирать, все чаще расставляет вещи на место. Сидя за столом, держит чашку и самостоятельно пьет из нее воду, компот, чай, молоко. Пытается пользоваться ложкой.

По просьбе взрослого приносит знакомые предметы, игрушки, различает разную тональность требований взрослых, по разному реагирует на нее.

Предпосылки логико-математического развития

По образцу может разложить фрукты и овощи различной формы. В корзину, где лежит огурец, кладет другие огурцы, в корзину с яблоками - другие яблоки.

Задача развития:
- привлекать внимание ребенка к предметам, вещам, игрушкам, животным, растениям, людям;
- одобрять попытки сосредоточиться, сконцентрировать внимание, удержать взгляд на ком-то или чем-то;
- развивать пассивную и активную речь ребенка;
- помогать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого;
- поощрять самостоятельные действия;
- поддерживать стремления ребенка повторить их, радоваться по поводу полученного результата;
- одобрять самые простые проявления исследовательских действий ребенка, сопровождать их комментариями;
- стимулировать желание ребенка обследовать доступные предметы, вещи, безопасные объекты природы взглядом и прикосновением;
- приучать выполнять действия, связанные с нахождением предметов и игрушек одинаковых по форме и величине;
- стимулировать желание ориентироваться на себе, показывать, где находятся глаза, нос, уши, волосы, ноги, руки и т.д.

Важным условием полноценного познавательного развития младенца является теплое, стабильное, личностное и деловое общение с ним матери и других близких людей. Общение должно включать комментарии и обращение взрослого: "Посмотри, как движутся стрелочки часов", "Какая красивая птичка! Давай ее покормим".

Привлекая внимание к ярким предметам и игрушкам, объектам природы, людям, вызывая интерес к ним, взрослый побуждает ребенка следить за ними, концентрировать на них внимание, прислушиваться к звукам, радоваться своим впечатлением.

Рассказывайте ребенку о том, на чем останавливаются его глаза - о цветах, деревьях, животном мире, про снег и дождь, солнце и луну, дома и машины, труд людей, книги и т.д.

Родители вместе с малышом обследуют доступные предметы, рассматривают их с разных сторон, демонстрируют их свойства, показывают способы действия с ними, предоставляют ребенку возможность для свободы открытий. Игрушки целесообразно вкладывать в руку ребенка, касаясь его ладоней, пальчиков, называть направления движения: "наверху", "сбоку" "внизу".

Взрослые учат малыша следить глазами ("ориентировочные действия") в направлении местонахождения предметов: "В чем наша книжечка?", "Где висит картина?", "Где играет магнитофон?"

Тренируйте умение разглядывать и ощупывать предметы привлекательных цветов, формы, фактуры, текстуры, предоставляйте возможность рвать, жмакать бумагу, бросать ее в мусор, стучать одним предметом о другой, в своем присутствии включать и выключать радио, переносить предметы из одного места в другое, зажимать предметы в руке, манипулировать ими.

Обращайте внимание на привлекательные формы и цвета предметов окружающей среды - домов, автомобилей, афиш, мебели, одежды, побуждайте ребенка коснуться их руками, учите различать вещи по принадлежности членам семьи: "очки дедушки", "сумочка мамы", "бабушкин клубок", "молоток папы", тренируйте умение выполнять определенные моральные правила, прибегать к произвольным действиям ("положи", " подай ", "выкинь", " убери", "пожалей", "покажи, как любишь" т.д.), наблюдать за их последствиями, стимулируйте желание подражать действиям взрослых: "убирать", "гладить", "готовить пищу" и т.п.

Показатели познавательного развития ребенка 12 месяцев:
-
хватая кубик, открывает руку в зависимости от величины объекта;
- хватает одной рукой два кубика, может принять одновременно двумя руками три кубика;
- пытается поставить один кубик на другой;
- протягивает руку с игрушкой взрослому, отпускает ее;
- различает предметы по форме, величине;
- самостоятельно пьет из чашки, пытается есть ложкой;
- по просьбе взрослого приносит знакомые предметы, игрушки;
- различает разную тональность требований взрослых.

Эмоционально-социальное развитие ребенка 12 месяца жизни

Знакомство с окружающими людьми

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве своего жилья и в ближайшем окружении. Он целенаправленно выбирает направление своего движения, стимулирует взрослого идти по его желанию. Ребенок активно подражает действиям взрослого - пытается мыть и подметать пол, пылесосить, убирать, стирать, разбирает и ставит вещи на место, держит чашку и самостоятельно пьет из нее, пытается пользоваться ложкой и т.д.

Знакомство со своим телом

Продолжает развиваться интерес к своему лицу, голове, половым органам.

Эмоции

Становятся разными формы проявления ребенком внутренних переживаний, они становятся более глубокими, расширяется арсенал внешних проявлений своего положительного и негативного отношения к окружающим.

Ограничение взрослыми личного поведения ребенка, запреты, вызывает недовольную реакцию. Радуется не только одобрению взрослого, но и самому выполнению поставленной задачи. Малыш проявляет нетерпение, может топнуть ногой, если чем-то недоволен.

Социализация

Расширяется круг взрослых и детей, с которыми приходится встречаться ребенку. Он терпимее относится к чужим людям, проявляет к ним интерес, сохраняя при этом определенное расстояние. Малыш все чаще замечает среди окружающих детей, всматривается в лицо, наклоняется к ним, пытается прикоснуться. В незнакомой обстановке ведет себя очень осторожно.

Общение

У ребенка накапливается арсенал средств общения, который он интенсивно использует во взаимодействии со взрослыми, формы, приемы, средства общения становятся более разнообразными.

Годовалый малыш проявляет повышенный интерес к незнакомым людям, наблюдает за ними, сидя на руках у матери, указывает пальцем на тех, кто его заинтересовал, эмоционально отчетливо реагирует на приятных и неприятных людей.

Задача развития:
- содействовать развитию подражательного поведения годовалого ребенка , одобрять не только правильное выполнение им показанных взрослым несложных предметных действий, но и попыток обнаружить элементы инициативы;
- поддерживать попытки ребенка самостоятельно выполнять простые действия и поручения взрослого;
- спокойно и адекватно реагировать на проявления ребенком позитивных и негативных эмоций, упражнять в умении запоминать реакцию матери и отца на типичные проявления его эмоционально-социального поведения;
- обогащать впечатления малыша от совместных сюжетных игр и предметных действий.

Организация жизнедеятельности

Взрослые организуют жизнь годовалого ребенка таким образом, чтобы совместные игры и занятия чередовались с краткосрочными самостоятельными играми. На протяжении них родители предоставляют ребенку возможность действовать по собственному усмотрению, незаметно обогащают предметно-игровую среду, без нужды не вмешиваются в ход его игры, не прерывают ее словесными указаниями и эмоциональными реакциями.

Родители становятся активными наблюдателями за поведением и деятельностью ребенка, с пониманием относятся к попыткам участвовать в действиях взрослых.

Время от времени обращайте внимание ребенка на свое отражение в зеркале, поддерживайте его желание улыбнуться ему, поиграть с ним. Во время общения с ребенком не только выражайте ему свою привязанность, улыбайтесь, но и вместе играйте, занимайтесь несложной предметно-практической деятельностью.

Развивая у ребенка первого года жизни познавательную активность, направленную на ознакомление с собственным «Я», предлагайте ему время от времени рассмотреть собственные руки, ноги, одежду, пристально вглядеться в зеркало на свое лицо, прическу, детали туалета, разным тоном называйте его имя, используйте относительно малыша ласкательные и сдержанные высказывания.

Одобряйте малыша за его умелые действия, стимулируя желание повторить их, усовершенствовать, расширить собственный опыт. С пониманием относитесь к попытке малыша освободиться от неудобной одежды, добиться желаемого, достичь комфортного состояния.

Показатели эмоционально-социального развития двенадцатимесячного ребенка:
-
выполняет просьбу взрослого (ищет, находит и приносит то, что просили);
- радуется своему отражению в зеркале, улыбается и играет с ним;
- после показа взрослого подражает его простым действиям;
- общается со взрослыми, используя различные средства и приемы;
- дифференцирует понятия "можно" и "нельзя", "хороший" и "плохой", "красивый" и "некрасивый".

Развитие речи ребенка 12 месяца жизни

Звукопроизношение

Звучание многих звуков набирает четкости в проговаривании ребенком названий и действий знакомых людей, объектов природы, предметов и вещей.

Словарь

Количество односложных слов постепенно вытесняется двухсложными.

Незнакомые или малознакомые фрукты, овощи ребенок называет словом, которое использовал для других предметов, блюд, однако при длительном повторении взрослыми правильного названия, создает свое слово, приближенное к услышанному.

Наблюдая невиданные ранее события (плавает рыба, ест орех белочка, клюет зерно голубь, поет и шуршит крыльями петух и т.д.), называет увиденное одно-двухсложными словами с выразительной эмоциональной окраской.

Наблюдая за работой взрослых в природе, называет исполнителей, некоторые действия, инвентарь.

Принимает предложение взрослых вместе покормить домашних животных, иногда - диких (птичек, белочку) и выборочно называет некоторые знакомые ему процессы и действия.

Выполнение действий с игрушками (кормление кошки, качание куклы) сопровождается словами, комментирующими процесс или отражают название предмета.

Пассивный словарный запас позволяет ребенку ориентироваться в пространстве цветов, предметов, контрастных величин. Нахождение нужного вызывает радость, смех.

Малыш внимательно следит за игровыми действиями, которые взрослый сопровождает словом, пытается повторить их.

Ребенок сознательно употребляет слова в форме слова-слога, двухсложные слова упрощенного варианта (ляля, нозя, вава, птися и т.д.). Развиваются первые обобщения относительно привычных однотипных предметов.

Коммуникативная активность

Ребенок одного года и збирательно относится к определению объекта общения. Всячески демонстрирует свое желание общаться с родными, близкими, приятными людьми дольше, активно вступает в контакт с ними.

Малыш способен вступать в кратковременное общение с малознакомыми людьми при условии пребывания вблизи мамы, папы. Категорически проявляет негативизм по поводу приближения и инициирования общения с неприятным, чужим или страшным для него человеком (необычный цвет волос, пестрая одежда, низкий голос, темные очки, наличие бороды, усов и т.п.).

Ребенок адекватно реагирует на выразительное эмоциональное состояние взрослых. Стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком. Активно добивается от взрослого объяснения названий незнакомых объектов природы, действий с ними.

Задача развития:
- учить ребенка понимать взрослого, прислушиваться к звукам его голоса, реагировать на словесные обращения, выполнять по указанию простейшие действия, подражать слогам и простым слова, проявлять желание общаться с родными, прислушиваться к словесным обращениям, активно обращаться к взрослым, используя звуки, жесты, усвоенные слова;
- совершенствовать умение ребенка четко произносить согласные
- содействовать становлению его речевых привычек;
- стимулировать желание ребенка апробировать возможности своих голосовых связок;
- тренировать малыша в умении использовать звукоподражательные слова;
- предлагать ребенку показывать предметы, которые называет взрослый;
- расширять жестовую речь и пассивный словарь ребенка;
- приучать слушать короткие сказки и стихи.

Организация жизнедеятельности

Общаясь с ребенком, взрослый должен охотно говорить, использовать приятные для его слуха интонации, улыбаться, ласкать ребенка, повторять и пропевать звуки, часто проговаривать понятные ему слова (мама, папа, баба, имя ребенка и т.п.).

В систематических контактах взрослого с малышом гуление приобретает большую активность, ребенок становится инициатором подобных "разговоров".

Постепенно взрослый вызывает активность младенца не только разговором, но и самим своим присутствием, улыбкой, взглядом "глаза в глаза".

Затихание ребенка во время общения свидетельствует о концентрации зрительного и слухового внимания, которое является предпосылкой развития его фонематического слуха.

Правильно поступает взрослый, когда использует в общении с младенцем не только слова - признаки предметов ближайшего окружения, но и названия самых простых явлений природы, растений и животных, качеств людей, разных видов искусства (музыка, картины, стихотворения).

Во взаимодействии с ребенком первого года жизни родителям необходимо максимально использовать малые фольклорные формы, которые побуждают малыша к двигательной активности - подпрыгиванию, хлопанью в ладоши, взмахивания руками, топанье ногами и т.д.

Именно сочетание слова с ответным действием способствует пониманию ребенком речи окружающих людей, создает надлежащие условия для постепенного усвоения слов. Молчаливый, строгий, сдержанный в проявлении эмоций, с нарушениями речи взрослый - тормоз на пути речевого развития ребенка первого года жизни , его речевой коммуникации.

Предметы, явления, действия, которые заинтересовали ребенка, должны объяснятся взрослым полными литературными словами, что будет способствовать обогащению пассивного словарного запаса ребенка. Он должен значительно превышать активный словарь и позволит ребенку понимать имена близких людей, названия домашних животных, окружающих предметов, игрушек, их качеств, действий с ними ("Дай лялю", "Отнеси маме конфету", "Молоко горячо", "Мяч закатился под стол" и т.д.).

Поскольку у девочек несколько раньше появляются первые слова, эта закономерность требует от взрослого большего внимания к речевому развитию мальчиков (чаще повторять названия явлений, предметов с параллельным показом их качеств, действий с ними).

Важным путем речевого развития младенца является поощрения к игровым словесным упражнениям: сокрытия лица и открытия его ("ку-ку"), притопа ногами ("догоню-догоню-догоню"), угроза пальцем ("ну-ну-ну"), поглаживание по головке ("Женя цаца") и т.д.

Взрослые должны создать дома речевую среду и использовать качественные образцы украинской и русской речи, простые по звукосложению слова, элементарные по структуре предложения, приятные звуковые выражения, сопровождать их соответствующими эмоциями, мимикой и жестами.

Использование родителями одновременно обращений к младенцу на украинском, русском или ином языке может усложнить процесс его становления и развития.

Показатели развития речи ребенка 1 года:
- появляется лепет-монолог;
- слоги, которые произносит малыш, похожи на короткие предложения;
- подражает звукам, если взрослый побуждает к этому;
- качает головой ("нет"), если чего не хочет;
- произносит 5-10 осмысленных слов;
- реагирует голосом на музыку;
- отзывается на свое имя и по просьбе "Дай мне";
- машет рукой, прощаясь со взрослым;
- понимает запрет "нет", "нельзя";
- по просьбе взрослого находит и приносит известный предмет;
- показывает пальцем на то, что его заинтересовало, ждет комментария взрослого.

Экологическое развитие ребенка 12 месяца жизни

Восприятие объектов природы

По просьбе взрослого малыш находит, нюхает яркий цветок, смотрит на птиц, наблюдает за собакой, кошкой, петухом, коровой, лошадьми, смотрит на месяц на темном небе, радуется получением впечатлением.

Концентрирует внимание на том, что его заинтересовало (листья, падающий дождик, муравей, который ползет по земле, и т.п.) узнает знакомые компоненты природы, положительно реагирует на них, радуется встрече с ними, улыбается. Активизируется интерес к незнакомым объектам природной среды.

Представление о свойствах объектов природы

За взрослым повторяет действия с игрушечными животными, звуконаследует знакомых. Может ответить соответствующими звуками на вопрос: "Как кричит курочка, собачка, кошка, корова т.п.)?" Прислушивается к голосу взрослого, который комментирует свои действия с природными объектами, рассказывает о них. Хорошо ориентируется в естественной окружающей среде жилища.

Практическое знакомство с объектами природы.

Ползает или ходит за животным по комнате, говоря "кс-кс", "гав-гав", "ко-ко" и другое, пытается прикоснуться к животному рукой, радуется легким поглаживанием ладошкой шерсти домашнего животного от головы к хвосту. Малыш обладает умением приближать руку к животным, растениям без обратных движений, последовательно, прямо, умеет хорошо удерживать пальцами мелкие природные объекты.

Рука ребенка все больше приспосабливается к величине игрушечной зверушки, ягоды, овоща, фрукта: большой природный объект он принимает растопыренными пальцами; маленький - кончиками большого, указательного и среднего.

Радостно реагирует на слова взрослого: "Покормлю собачку (кошку, рыбок, птичку и т.д.)", охотно выполняет надлежащие действия вместе или под наблюдением взрослого. Все чаще изъявляет желание принимать посильное участие в уходе за животными и растениями (поливать водой комнатные цветы, положить в миску собаке или кошке еду, насыпать зерна птичке т.п.). Наследует отдельные природоохранные действия родных взрослых.

Задача экологического развития:
- воспитывать у малыша восприимчивость к различным объектам природы;
- обогащать представления о знакомых, расширять сведения о ранее неизвестных;
- формировать интерес предшествующий любознательности;
- тренировать руку малыша в способности открываться в соответствии с разной величиной объектов природы;
- совершенствовать умение ориентироваться в естественной окружающей среде дома и ближайшей к ней территории двора, сквера;
- обогащать малыша разнообразными впечатлениями, расширять ориентацию в природной окружающей среде;
- содействовать развитию элементарной формы исследовательской деятельности, радостного ощущения от результатов;
-привлекать ребенка к посильному участию в уходе за комнатными растениями и домашними животными;
- тренировать в звукоподражании известным животным (домашним и диким).

Организация жизнедеятельности

Экологически развитый ребенок восприимчив к воздействиям природной окружающей среды, чувствует себя в знакомом окружении уютно, элементарно ориентируется в нем, имеет свои первые предпочтения, обладает представлениями и первым опытом элементарного ухода за комнатными растениями и домашними животными.

Чтобы достичь этих навыков, взрослые обогащают и расширяют опыт общения ребенка с природой, много рассказывают о ней, привлекают внимание к приятному, тормозят появление негативных впечатлений и страхов, связанных с некоторыми природными объектами.

Поставьте в комнате красивые цветущие растения, привлекайте к ним внимание малыша, привлекайте к совместной деятельности по уходу за ними, время от времени меняйте их местонахождение, наблюдая за реакцией ребенка.

Заводить ли животное и когда именно, если жилая площадь невелика и годовалому малышу придется находиться с ним в одной комнате, решать самим родителям. Однако стоит помнить, что животное является не только источником широкой гаммы положительных впечатлений, но и дополнительных хлопот, связанных с появлением специфических запахов, шерсти, блох, дополнительной пыли в воздухе. Пока ребенок маленький, не стоит резко менять климатические условия, вводить его в незнакомую флору и фауну. Это - в будущем.

Пока для его экологического благополучия хватает приятной, уютной, знакомой, приближенной к жилой природной среды.

Важно вызвать интерес малыша к естественной окружающей среде, показывать и называть то, на чем останавливаются его глаза - яркий цветок, певчую птичку, собаку, кошку, погодные явления (снег, дождь), компоненты космоса (солнце, месяц).

Вместе с ребенком необходимо обследовать доступные объекты природы, показывать способы действия с ними, стимулировать желание познавать, приветствовать достижения.

Периодически предоставляйте малышу возможность пальцами рук обследовать массу натертых овощей или фруктов. Не стоит мешать один-два раза исследовать руками пищу, предлагаемую ребенку.

Показатели экологического развития ребенка:
- концентрирует внимание на растениях и животных, дифференцирует знакомые и незнакомые;
- стремится приблизиться, дотянуться, доползти, держась за руку взрослого, подойти к растению, животному, которые находятся в пределах зрения и заинтересовали его;
- контактирует с объектами природы, исследует их: трогает, сжимает, прокатывают, нюхает, пробует на вкус;
- повторяет за взрослым звукоподражания животных ("гав-гав", "ко-ко", "му-у-у", "ме-е-е" и т.д.);
- подражая взрослому, гладит, кормит игрушечных животных;
- лучше, чем раньше, ориентируется в ближайшем природной среде, имеет в ней предпочтения;
- открывает руку в соответствии с величиной плода, который стремится взять;
- подражая взрослому, стремится во дворе кормить птичку крошками белого хлеба, принимает посильное участие в совместном со взрослыми уходе за комнатными растениям и животными.

Художественно-эстетическое развитие ребенка 12 месяца жизни

Ознакомление с произведениями искусства

Если взрослый предлагает вниманию малыша различные игрушки (свисток, погремушки, мельницы, фигурки), движущиеся игрушки (лошадки, птички, бабочки, слинго-бусы, ребенок с интересом их рассматривает, обращает внимание на цвет, форму, фактуру, движение, обследует прикосновением пальчиков и языком, испытывает на звучание и прочность.

Музыку и песни, колыбельные, музыкальные инструменты ребенок слушает с удовольствием, предпочитает спокойную, ритмичную, мелодичную музыку, колыбельную, радостно воспринимает музыкальные инструменты и их звучание, узнает некоторые мелодии.

Малыш понимает смысл театрализованного действия, охотно рассматривает театральные атрибуты и играет с взрослыми в народные пантомимические игры ("Гули-гули", "Полетели-полетели", "Кую-кую ножку", "Идет коза рогатая", "Зайчик-зайчик","Где ты", "Ку-ку", "Ладушки-ладушки").

Художественный образ на языке искусств

В конце первого года жизни ребенок распознает разную фактуру предметов, получает удовольствие от манипулирования кисточкой, с интересом рассматривает, как взрослый рисует красками, карандашами, мелом. Он делает первые попытки передать характер музыки и звучания детских музыкальных инструментов в движениях, мелодичных звуках, пении. Воспринимает и адекватно реагирует на театрализованную игру, использует мимику, жесты, движения, возгласы и первые слова, понимает слова и содержание прочитанной взрослым сказочки.

Художественно-практическая деятельность

Малыш 11-12 месяцев проявляет интерес к карандашу как инструменту графической деятельности: рассматривает его, стучит им, присматривается к действиям, которые выполняет с его помощью взрослый, радуется открытию того, что карандаш оставляет следы на бумаге.

Ребенок обращает все большее внимание на цвет и форму предметов, наблюдает за их движением, с помощью взрослого использует изобразительные инструменты и материалы, выбирает самостоятельно цвет для практического упражнения, рассматривает и узнает знакомые игрушки по цвету, форме, фактуре, продолжает обследовать их, дает им характерные названия.

Ребенок активно двигает конечностями во время звучания музыки, имитирует танцевальные движения (приседает, пружинит, ритмично поворачивает туловище в разные стороны), слушает пение, пытается воспроизводить звуки на шумовых, струнных, клавишных детских музыкальных инструментах, узнает знакомые, проявляет интерес к незнакомым.

Малыш восторженно реагирует и запоминает простые театрализованные действия, примеряет к себе элементы костюма, с помощью мимики, жестов, простейших слов воспроизводит театральный сказочный образ. Активно реагирует на слова, интонацию голоса, повторяет звуки, слова, слушает детские сказки, узнает знакомых героев.

Предпосылки детского творчества

Ребенок обследует народные игрушки на ощупь, испытывает их на прочность, не только подражая взрослому, но и по собственному усмотрению. Держит в руке кисточку, карандаш, мел, стучит ими, протягивает к родителям руку, выражая желание увидеть следы от них на бумаге. Радуется, когда взрослый набирает на кисточку краску, водит ею по бумаге, образуя цветные пятна и риски, макает руку в краску.

Подражая взрослому, ребенок макает в краску свой пальчик и хаотичными движениями сам оставляет на бумаге следы.

Радуется, когда видит знакомые изобразительные материалы и инструменты.

Ребенок получает удовольствие от прослушивания музыкальных произведений, звучания музыкальных инструментов, делает первые попытки создать звуки на ударных, струнных, клавишных детских инструментах, подражая интонации взрослого, имитирует пение, с интересом слушает детские песенки и мелодии, ритмическими телодвижениями имитирует танцы.

Малыш пытается приобщиться к сюжетно-ролевой театрализованной игре, отдает предпочтение определенным ролям, показывает и выполняет простейшие образные движения, использует мимические и пантомимическая жесты, приговаривает, выбирает и примеряет элементы костюма.

Задача художественно-эстетического развития:
- привлекать внимание ребенка к предметам ярких цветов;
- развивать эмоциональную чувствительность к цвету, желание рассматривать картинки, рисунки, иллюстрации, активно реагировать на их содержание;
- воспитывать умение слушать, реагировать, повторять, обследовать, воспроизводить;
- создавать радостную атмосферу при общении с искусством;
- предоставлять возможность выбора;
- привлекать внимание ребенка к звучанию музыкальных инструментов;
- развивать желание слушать музыку и радостно откликаться на нее движениями, мимикой, пением, словом;
- способствовать запоминанию движений, звуков, песен, колыбельных;
- развивать способность понимать, мимикой, жестами, движениями, криками и речью эмоционально откликаться на героев театрализованного действия;
- привлекать внимание ребенка к художественному слову, вызывать желание слушать народные сказки, пословицы, поговорки, стишки, занятия;
- поддерживать у малыша желание подражать, повторять за взрослым звуки, слова, различать тональность голоса при чтении;
- заставлять ребенка опрятно обращаться с книгами.

Организация жизнедеятельности

В конце первого года жизни ребенок охотно занимается самостоятельно в течение 5-8 минут.

Подготовка и использование качественных художественных материалов, инструментов, произведений искусства, хорошей музыки, песен, музыкальных инструментов, содержательных, интересных детских книг и создание спокойной, веселой, доброжелательной атмосферы, должно способствовать формированию у ребенка эстетических, изобразительных предпочтений и способностей.

Во время игр с малышом нужно использовать гуашевые краски, пальчиковые краски, разноцветные карандаши, мелки, тонированную и белую бумагу размера А-4, кисти разных номеров, картины, иллюстрации.

Необходимо прослушивать колыбельные песни, детские песенки, музыкальные произведения, звучание колокольчиков, барабана, бубна, ксилофона, треугольника, гуслей, свирели, гармонии.

Нужно показывать, приговаривать и выполнять вместе с ребенком действия театрализованной игры, рассматривать театральные атрибуты.

Невероятно полезно рассматривать книги-иллюстрации, слушать художественное текст, стихи, подражать звуками, движениями, мимикой знакомым персонажам сказок, песен, потешек, поговорок.

Правильная окружающая среда, где у ребенка будет свобода выбора, где ребенок будет жить естественной жизнью, усилит и повысит устойчивость зрительного внимания малыша, научит чувствовать, воспринимать различные признаки окружающего мира, приучит с детства к сосредоточенности, вниманию.

Показатели художественно-эстетического развития ребенка

В изобразительном искусстве:
- малыш реагирует на все основные цвета;
- воспринимает и эмоционально откликается на контрастные цвета, форму, величину, фактуру, движение предметов;
- рассматривает игрушки и предметы, обследует их пальцами, языком, испытывает на звучание и прочность;
- положительно относится к народной игрушке и получает удовольствие от манипулирования ею;
- с интересом относится к изобразительной деятельности;
- имеет представление о некоторых изобразительных инструментах и материалах;
- не безучастно относится к результатам изобразительной деятельности, делает первые попытки оставить на бумаге следы.

В музыкальном искусстве:
- получает удовольствие от прослушивания музыкальных произведений;
- стремится самостоятельно создавать звуки на детских музыкальных инструментах и наследовать интонации взрослого;
- откликается на музыку движениями, мимикой, пением, словом.

В литературном:
- охотно слушает стишки, сказки;
- воспринимает и прислушивается к тембру и интонации голоса взрослого, его словам, рассказам;
- может повторить за взрослым звуки, слова;
- имеет представление о аккуратном обращении с книгой.

В театральном:
- воспринимает и эмоционально откликается на театрализованную игру;
- выполняет танцевальные движения и узнает знакомые мелодии;
- положительно относится к сюжетно-ролевой театрализованной игре;
- пытается принять в ней посильное участие;
- запоминает простые театрализованные действия.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.

К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.

Зрение новорожденного

У маленького ребенка может быть . Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.

Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).

Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито. Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см. Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.

  • Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
  • Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком. При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.
  • Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным. Яркую одежду также необходимо использовать - она помогает развивать цветовосприятие.
  • Тренировку можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд. Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.
  • Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.

Зрение в 1 месяц

Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.

Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

  • поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
  • держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
  • хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль - музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см - оптимальное расстояние для ее установки.

Зрение в 2 месяца

Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.

  • Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
  • Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
  • Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт. Можно повторять его мимику или гримасничать.
  • Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.

Зрение в 3 месяца

Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.

  • Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
  • Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой. Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.
  • В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую. Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.

Зрение в 4 месяца

У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.

  • Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки - интересные для рассматривания.
  • Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
  • Продолжать играть в прятки.
  • Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).

Зрение в 5-7 месяцев

Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м. В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на . Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами. Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты. Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.

  • Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.
  • Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.
  • Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.

Зрение в 8-12 месяцев

У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.

  • Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
  • Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
  • Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.