Open
Close

Ребенок замкнут в себе. Действительно ли ваш ребенок замкнут или это особенность характера

3 860

Воспитание ребенка – процесс достаточно трудоемкий и затратный. Причем, в первую очередь, по усилиям, которые приходится прилагать для решения различных проблем и сложностей. И когда контакт с малышом нарушен, можно увидеть, что ребенок замыкается в себе. Естественно, такого не хочет ни один нормальный родитель, т.к. в подобном состоянии дети не имеют ни авторитетов, ни желания куда-либо двигаться дальше. Естественно, в такой ситуации необходимо продумывать, что со всем этим делать и искать вариант решения в максимально сжатые сроки.

Как распознать замкнутость

Изначально родителям стоит определить – замкнулся ли их ребенок, или он просто переживает какое-то событие внутри себя и хочет побыть один. У психологов есть свои рекомендации, как распознать, что дети замыкаются. Стоит понимать, что в своей замкнутости малыш находит силы, и с помощью нее он пытается отгородиться от всего мира. Внешне он может казаться отчужденным и сдержанным и в своих поступках, и во всем том, что происходит вокруг него. Однако параллельно у него проявляется ряд симптомов, указывающих на то, что он замкнулся:

  • Он может не разговаривать вообще, либо произносить слова по какой-то необходимости и вынужденности
  • У него отмечаются сложности с вхождением в коллектив и полное нежелание в принципе туда входить
  • У него практически нет друзей, даже если речь идет о малыше в детском саду
  • Он не рискует начинать какие-то новые дела
  • Своего мнения от него услышать практически невозможно
  • В разговоре, особенно со взрослыми, он часто уклоняется от ответов при помощи фразы «я не знаю»
  • У ребенка отмечается излишняя осторожность во всех его действиях и даже произносимых им словах
  • У малыша, особенно если он еще в детском саду, отсутствуют спонтанные действия – чем младше ребенок, тем импульсивнее он
  • Малыш имеет поверхностное дыхание
  • У него нередки психосоматические проявления, например, боли
  • На то, что ребенок замкнулся, указывает и желание завести крайне необычного домашнего питомца – ящерицу, крысу, свинью и т.д.
  • У него отсутствует активная жестикуляцию


Самое интересное, что такой ребенок может вполне нормально учиться в школе, находиться в саду, показывать определенные успехи в тех или иных областях. Кроме того, именно такие дети зачастую максимально спокойны и не устраивают истерик. Психологи связывают это с тем, что ребенку хорошо и комфортно внутри самого себя, и желания покидать свой уютный мирок у него нет. При этом вопрос, что с таким малышом делать очень актуален, т.к. в дальнейшем такая замкнутость может обернуться боком как для него, так и для родителей.

Почему ребенок уходит в себя

Дети могут замыкаться в любом возрасте. И главный вопрос здесь у родителей – почему так происходит. Психологи выделили ряд причин, почему дети могут «уйти в себя». В него входят:

  • Наличие какой-то врожденной патологии (например, ДЦП, большие родимые пятна в зоне видимости) и ненормального отношения к ней со стороны окружающих
  • Недостаток внимания со стороны близких ему людей
  • Наличие ссор и скандалов родителей при ребенке
  • Жестокие методы воспитания малыша
  • Неадекватные взрослые в учебном заведении

Воспитание ребенка – процесс достаточно трудоемкий и затратный. Причем, в первую очередь, по усилиям, которые приходится прилагать для решения различных проблем и сложностей. И когда контакт с малышом нарушен, можно увидеть, что ребенок замыкается в самом себе. Естественно, такого не хочет ни один нормальный родитель, т.к. в подобном состоянии дети не имеют ни авторитетов, ни желания куда-либо двигаться дальше. Естественно, в подобном случае важно детально продумать, что следует с этим делать и заняться поиском варианта решения в максимально сжатые сроки. Достаточно:

  • Насмешек и подтруниваний
  • Предвзятого отношения со стороны педагогов в школе
  • Безответной любви
  • Неудачи в тех или иных начинаниях

И в этом возрасте крайне важно помочь подростку выбраться из пучины депрессии. В противном случае последствия непредсказуемые. Не секрет, что именно подростки чаще многих других склонны к максимально радикальным и бесповоротным вариантам решения своих проблем от неудовлетворенности своей жизнью.

Как справиться с проблемой

Естественно, с такой ситуацией надо бороться, и делать это обязательно должны родители – ведь они тыл ребенка и самое родное, что у него есть. Специалисты разработали свои рекомендации, которые позволят провести в семье необходимую работу по решению такой проблемы. Так, в первую очередь, требуется сделать атмосферу максимального тепла и комфорта в доме. К примеру, не оставлять конфликты с ребенком открытыми – все обязательно следует проговаривать и мириться. При этом родителям стоит отказаться от позиции, что они правы в любом случае. Их задача в данной ситуации – найти вариант решения проблемы.


На ребенка не стоит давить. Когда он не собирается и не хочет что-то делать, он вряд ли пойдет на поводу и начнет выполнять все под давлением. При этом следует показать малышу, что вы всегда открыты для него и сможете прийти на помощь тогда, когда ему потребуется, не осуждая и не ругая.

Методическая разработка доклада на педсовете о работе с замкнутыми детьми

Иванова Оксана Евгеньевна, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 г. Углегорска Сахалинской области
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что сегодня объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Статистика показывает, что в настоящее время в России значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоционально-волевой сфере: тревожностью, агрессивность, замкнутостью, застенчивостью, гипевозбудимостью, гиперактивностью и т.д. Однако, все эти отклонения в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с такими детьми психолого-педагогической коррекции.
В широком плане для нашей темы важен круг работ таких авторов, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности: Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн.
Основными для нашей работы являлись труды: О.А. Акуловой, Л.Б. Беряевой, И.Г. Вечконовой, Е.В. Загребановой, А.П. Зарина, В.А. Деркунской, Г.В. Кузнецовой, Э.Г. Чуриловой.
Клюева Н.В. и Касаткина Ю.В. к нарушениям в общении у детей дошкольного возраста относят такие явления, как застенчивость и замкнутость. Многие исследователи, в том числе Адлер А. считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Поэтому можно сказать, что поведение замкнутого ребенка основывается на неуверенности в себе и на страх перед общением с другими людьми.
Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. относят замкнутость к группе социально-нейтральных паттернов поведения, характерных для детей «социально не опасных», но имеющие личностные проблемы в плане самосознания, самооценки в отношениях с окружающими.
Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. рассматривают замкнутость ребенка как паттерн защитного поведения, который отличается низкой активностью в выборе способов психологической защиты, минимальной вариативностью, преобладанием пассивных способов защиты. Базовый способ защиты замкнутого ребенка – блокировка («глухая защита») – ребенок отказывается как от деятельности, так и от контактов с окружающими.
По мнению таких исследователей как Лисиной М.И. , Лабунской В.А. и других замкнутость возникает у дошкольников из-за эмоционального неблагополучия.
Таким образом, существует достаточно обширная литература по проблематике данного исследования. Тем не менее, несмотря на актуальность проблемы многие ее аспекты до сих пор остаются недостаточно разработанными. А многие литературные материалы являются труднодоступными.
Предмет исследования - замкнутость ребенка.
Объект нашего исследования - коррекция замкнутости детей 5-6 лет.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение проблемы замкнутости детей, причины ее возникновения, всестороннее изучение деятельности при коррекции замкнутости у детей.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме замкнутости детей.
2. Исследовать причины ее возникновения.
3. Разработать практические рекомендации по организации индивидуальной работы с ребенком для коррекции его замкнутости.

Глава I. Замкнутость ребенка, симптомы замкнутости
Замкнутость ребенка может проявляться с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешне поведенческом уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, хотя он может слушать, но редко становится инициатором беседы. Трудно быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.
В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет и т. п. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей.
На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.
Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети не замечают их, безразлично отстраняют их от своих игр. В худшем – обращаются с ними насмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают игрушки и другие вещи (одежду, сандалии).
Замкнутый ребенок не «допускает» к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это еще более усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения.
Замкнутость обычно рассматривается как негативная черта характера, которая доставляет массу неудобств обладателю. И все это вовсе не от любви к одиночеству: иногда таким людям особенно сильно хочется контактировать с другими, вот только с этим возникают сложности. Дети тянуться к общению, как с взрослыми, так и со сверстниками. Но некоторые не могут проявить себя и выбраться из личного пространства. Ребенок находит укрытие в своей замкнутости и черпает в ней силы. Он старается отдалиться от болезненного для него внешнего мира. Он как бы отчужден и сдержан в своих проникновениях, вмешательствах во всё, что вокруг него. В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:
ребенок может вообще не разговаривает, говорит, в крайнем случае, произносит слова шепотом;
держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
у него друзей очень мало или нет совсем;
он боится начать что-то новое;
не решается выразить свое мнение;
таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
излишняя осторожность в словах и поступках;
отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
неглубокое дыхание;
психосоматические проявления (боли в желудке, например);
желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в саду, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор – ведет себя правильно.
Обобщая вышеизложенный материал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Проявление застенчивости разнообразно: ребёнок чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (спрятаться за чужие спины, скрыть своё лицо)
Мы не всегда замечаем это, а самое главное не всегда придаем большое значение. Однако, одной из самых больших проблем и является отклонение в поведении ребенка, а именно замкнутость. Необходимо на ранних этапах увидеть данную проблему и начать работать над ней. Если вовремя не обращать внимания на перемены в характере и поведении малыша, из него может вырасти неуверенный человек.

Глава III Последствия замкнутости. Коррекционная работа с замкнутым ребенком
Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:
будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни), будет в одиночестве;
не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);
возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).
Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.
Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляет действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми.
Основные направления работы с замкнутым ребенком:
1. Устранение причин, приведших к этому нарушению;
2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками;
3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверсников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим детям, но и показать им, что ребенок не так плох или злобен, как они о нем могли думать);
4. Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.
Коррекционная работа представляет большую сложность из-за повышенной чувствительности ребенка, поэтому выполняться она должна с большой осторожностью.
Диагностические приемы для установления замкнутости у ребенка могут быть следующими:
Нужно избегать заглядывание ребенку в глаза, «тормошения» его с тем, чтобы вывести из «задумчивости», сильных тактильных воздействий. Первоначально в конактах с ребенком не должно быть давления и нажима. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постараться создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держать его за руку, поглаживать по голове или взять к себе на колени.
Нужно понаблюдать, чем ребенок занимается, и заняться с ним этим же, а не предлагать свои игры.
Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение (например, то, что мяч не скачет, а катится по полу и пр.), другими словами, пронаблюдать за тем, как ребенок осуществляет аутостимуляцию, какими средствами и затем повторить эти действия для ребенка, не акцентируя первоначально внимание на том, что эти действия совершил сам. Смотреть при этом следует не в глаза, а на игрушку. Это даст возможность вызвать у ребенка приятные впечатления и создать основу для формирования и поддержания собственного положительного значения в глазах ребенка и постепенно предоставит возможность включить элементы контакта в привычную аутостимуляцию ребенка. Так, если ребенку понравится катать мяч, то можно попробовать катать его друг другу и т.п.
Далее, если положительный эффект достигнут, можно постепенно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости - доказать ребенку, что вместе с другим человеком лучше играть, чем. одному.
На этом этапе, возможно, появятся достаточно хорошие результаты. Это обрадует родителей и они будут считать, что завершение коррекционной работы очень близко. Здесь наступает один из опасных моментов работы, так как после первого «прорыва» «скорлупы» ребенка, первых больших успехов обязательно наступает достаточно длительный этап работы, своеобразное «плато» в успехах ребенка, где необходимы упорные усилия, без получения новых, существенных результатов. Здесь начинается работа по восстановлению
потребности ребенка в аффективном контакте с окружающими людьми. Форсирование этого этапа может привести к негативным последствиям.
Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное аффективное обращение ребенка к другому человеку, можно начать усложнение форм контактов, предложить свои, новые формы взаимодействия и игры.
«Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении.
Усложнение форм контакта должно идти по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых ДЕТАЛЕЙ в структуру существующих форм.
Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического ПРЕСЫЩЕНИЯ, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.
Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок, он становится более раним в контактах, и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.
При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является не просто центрирование ребенка на себе, а установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой».
В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.
Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ребенку.
Отношения со сверстниками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к коллективу сверстников.
Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку .
К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.
В игра удобно использовать «маски» «маской» с образом животного, растения или образом неживой природы.
Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей.
Чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить им расслабиться и прорычать, как львам, попыхтеть, как маленьким паровозикам.
Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнении желательно включать в каждое занятие. Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.
Давая детям задание, необходимо показывать ему свою уверенность в успешности его действий, но не акцентировать чрезмерно на этом свое внимание. Если ребенок почувствует пристальный интерес к его действиям, то застесняется еще сильнее. Если же взрослый отнесется к происходящему как к само собой разумеющемуся, малыш будет спокойным.
Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой. Поэтому спокойная уверенность взрослого – лучшее лекарство. За результат, достигнутый ребенком, его следует обязательно похвалить.
Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным образом, условий целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.
Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долго временна. Замкнутость ребёнка не пройдёт за один день. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Заключение
В наше время мы видим разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.
Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. В этом я убедилась в своей работе. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всего эмоционально. Любые психические окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевание препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки.
На основе проведенной работы я пришла к следующим выводам:
1. Проблема замкнутости ребенка в психолого-педагогической литературе рассмотрена достаточно подробно. Описаны определения, формы проявления, возрастная динамика, поведение и причины замкнутости.
2. С помощью экспериментальных исследований можно выявить группу замкнутых дошкольников и характерные особенности их личности и поведения (уклонение от того, чтобы первыми начать разговор, затеять какое-либо дело, задать вопрос).
3. Возможно корректировать особенности личностной и поведенческой сферы замкнутости дошкольника путем коррекционной работы с ним.
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Список используемой литературы:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Р.-н-Д.: Феникс, 1999. - 416 с.
2. Василек Ф. Е.Психологические переживания. – М., 1984.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. психология Детская в ответах и вопросах. Дошкольный возраст. – М.: 2002, Сфера.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992
5. Деркунская В.А. Воспитание, обучение и развитие дошкольников в игре. СПб.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
6. Клюева Н.В., Ю.В. Касаткина Учим общению детей. – Ярославль: Академия 1996, развития.
7. Кудрина Г.Я., Ковалева Е.Б. Психологическая защита у дошкольников. Иркутск, 2002
8. Общение М.И Лисина, психология и личность ребенка. – Воронеж, Лисина.
9. Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1980, - №3
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.

Замкнутость ребёнка, конечно, имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:

  • беспокойство
  • эмоциональная неустойчивость
  • плаксивость
  • общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.)
  • страх перед чужими людьми
  • долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию
  • соперничество между детьми.

Причины замкнутости ребёнка. Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:

1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка , тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.

Рекомендации: В данном случае взрослые должны быть крайне осторожны и чутки к ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него “что-то не так”, совершенно напрасно. Стремление “перевоспитать” такого ребёнка, “пока не поздно”, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется “в свою скорлупку”, “уйдет в себя”.

2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.

3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

4. Недостаток общения и внимания в семье

Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.

Однако, в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет.

5. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: “Папа, смотри, какой я танк нарисовал!” Папа, не отрываясь от чтения, говорит: “Ты у меня молодец!” Малыш не унимается: “Папа, ты даже не посмотрел!” Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: “Красиво”. Мальчонка просит: “Папа, а давай немного вместе порисуем”. А в ответ слышит: “Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай”, – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.

Если взрослые не желают слышать своего ребенка, то в результате он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию ребёнка, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.

6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.

7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости

Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви

Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему. Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для ребёнка чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из “воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок “уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности.

Таким образом, недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают ребёнка в замкнутого “буку”

Пути коррекции замкнутости

Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребёнка.

Правила общения с замкнутыми детьми

Чтобы преодолеть замкнутость у ребёнка, чаще разговаривайте с ним, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен.

Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребёнка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.

В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.

Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Игры для преодоления замкнутости у детей

Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребёнка не пройдёт за один день по взмаху “волшебной палочки”. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!

Добрый день, уважаемые родители! Иногда с нашими детьми происходят совершенно непонятные метаморфозы. Вчера он был веселый, общительный мальчишка, бегающий по двору и собирающий бабочек. А сегодня он молчит, не обращает внимания на ваши замечания, не хочет выходить из своей комнаты и даже любимый мультик не идет смотреть. Почему так происходит, кто такой замкнутый ребенок, что делать и к кому обращаться?

Как это может проявляться

Давайте разберемся, какие существую признаки замкнутости у детей. Если мы с вами говорим про поведенческие симптомы, то среди них можно отметить излишнюю молчаливость, сложности в общении в новом коллективе и немного странное увлечение.

В разговоре малыш не высказывает свое мнение, он не отвечает на вопросы, говорит чаще шепотом. В компании других детей такой ребенок будет держаться отдельно, у него или совсем мало или нет друзей, а новые контакты он не заводит. Вести диалог с таким малышом практически невозможно, он, скорее всего, ответит «я не знаю», на чем разговор и закончится.

Среди необычных увлечений можно встретить любовь к насекомым, желание завести ящерицу, хамелеона или другое подобное животное, некоторые собирают несвойственные для детей вещи: пуговицы, бумажки с улицы, камни и так далее.

Порой очень сложно отличить замкнутого от застенчивого. Помните о том, что каждый человек обладает определенным темпераментом и характером , что сопровождается некоторыми особенностями. Не начинайте бить тревогу сразу, может быть, ваш малыш интроверт и для него нормально схожее поведение.

А вот если ваш обычно веселый, жизнерадостный малыш вдруг стал совсем закрытым и необщительным, тогда стоит задуматься. Почему такое происходит с детьми?

Откуда это берется

Замкнутость - это защитный механизм на негативное влияние внешней среды. Когда с человеком происходят сильные потрясения, то он больше склонен закрыться в себе, нежели радоваться и общаться со всеми подряд.

Вспомните себя в тяжелый жизненный момент. Хотелось ли вам улыбаться и ходить по развлекательным заведениям? Вряд ли. Если вы поймете, почему ваш ребенок замкнулся в себе, то вам будет гораздо легче помочь ему справиться с этим.

Чаще всего замкнутость вырастает из-за обиды. Иногда взрослые или сверстники совершают поступок, который оставляет сильный отпечаток на ребенке. Например, малыш хотел выразить свое мнение, но взрослые отодвинули его на задний план, высмеяли его идею или просто даже не заметили.

Если ребенок живет в семье, где родители требуют неприкосновенного выполнения их правил, слишком жестоко наказывают за непослушание или наваливают на плечи малыша огромные обязанности по дому, то и в таком случае он может замкнуться в себе.

Некоторые родители так нагружают своего малыша уже в дошкольном возрасте, что он просто ни физически, ни психологически не способен справиться с нагрузкой.

Частые болезни родственников или самого ребенка могут стать серьезной причиной для ухода в себя. , а также домашних животных может привести к подобному поведению.

Возможные последствия

Если не вырвать больной зуб вовремя, то он начинает болеть сильнее и в итоге приводит к ужасающим последствиям. Также и здесь. Если долгое время ничего не делать и не помогать малышу, то последствия могут быть весьма плачевными.
Из таких деток обычно вырастают совершенно нерешительные и несамостоятельные взрослые. Они не умеют делать выбор, предпочитают отсиживаться и не брать на себя ответственность, не берут на себя инициативу.

Замкнутых детей очень легко обидеть и задеть. Над ними часто посмеиваются и издеваются. Если ваш малыш уже стал объектом насмешек в школе или саду, то вам помогут статьи: « » и « ». Со временем эта проблема никуда не уходит, в институте такой человек станет белой вороной, а потом и на работе.

Помимо обычных проблем в общении, у таких людей возникают сложности при взаимодействии с противоположным полом. Чаще всего замкнутый человек не может признаться в своих чувствах, выразить симпатию или даже просто подойти к другому человеку. А это, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам в личной жизни.

Замкнутые люди не умеют решать свои проблемы, они гораздо хуже приспособлены к действительности, они пасуют перед препятствиями.

Что с этим можно сделать

Какие есть рекомендации для родителей, которые беспокоятся за своего малыша? Для начала необходимо действительно убедиться, что у ребенка проблемы. Распознать замкнутость в детях не всегда так просто как кажется. Многие взрослые в замкнутом малыше видят обычную воспитанность, вежливость и учтивость.

Особенно тяжело заметить проблемы у девочек, ведь их нерешительное поведение можно списать на скромность и стеснительность, что является не такими уж плохими качествами для будущей барышни.

Помогайте ребенку реализовываться через творческие занятия: рисование, пение, лепка из глины, поделки из папье-маше и так далее. Помните, многие талантливые люди были замкнутыми в себе детьми. Помогите развить малышу его потенциал.

Главный совет психолога - воспринимать малыша таким, какой он есть, любить, поддерживать и одаривать его вниманием.

Воспитание - это тяжелая работа. Ни в коем случае не говорите ему, что замкнутость - это ужасная проблема. Помогайте ему справляться со страхами. Объясняйте, что все неизвестное и пугающее может стать великолепной возможностью.

Обязательно давайте ребенку возможность участвовать в семейных делах. Не принимайте важных решений без его участия, спрашивайте его мнение, советуйтесь с ним. Он важный член семьи и должен знать и чувствовать это.

Конечно, вам сильно поможет беседа с психологом. Иногда родителям не справится в одиночку. Не бойтесь и не стесняйтесь обращаться за помощью. А пока можете прочитать книгу Алевтины Луговской «Если ваш малыш замкнут ».

Не переживайте и рвите на себе волосы. Любую проблему можно решить. Любите своих детей, доверяйте им и помогайте раскрывать их способности. Каждый малыш уникален и гениален, так помогите ему найти свой путь в этой жизни. Ваша поддержка очень важна для детей!

Давно ли вы заметили перемены в поведении у ребенка? Знаете ли вы какой темперамент у ваших деток? Как у вас обстоят дела с мужем: часто ли вы ссоритесь, ругаетесь ли при детях; позволяете себе кричать друг на друга?

Удачного вам дня!

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.

Замкнутость ребёнка, конечно, имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:

  • беспокойство
  • эмоциональная неустойчивость
  • плаксивость
  • общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.)
  • страх перед чужими людьми
  • долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию
  • соперничество между детьми.

Причины замкнутости ребёнка. Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:

1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка , тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.

Рекомендации: В данном случае взрослые должны быть крайне осторожны и чутки к ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него “что-то не так”, совершенно напрасно. Стремление “перевоспитать” такого ребёнка, “пока не поздно”, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется “в свою скорлупку”, “уйдет в себя”.

2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.

3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

4. Недостаток общения и внимания в семье

Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.

Однако, в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет.

5. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: “Папа, смотри, какой я танк нарисовал!” Папа, не отрываясь от чтения, говорит: “Ты у меня молодец!” Малыш не унимается: “Папа, ты даже не посмотрел!” Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: “Красиво”. Мальчонка просит: “Папа, а давай немного вместе порисуем”. А в ответ слышит: “Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай”, – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.

Если взрослые не желают слышать своего ребенка, то в результате он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию ребёнка, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.

6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.

7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости

Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви

Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему. Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для ребёнка чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из “воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок “уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности.

Таким образом, недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают ребёнка в замкнутого “буку”

Пути коррекции замкнутости

Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребёнка.

Правила общения с замкнутыми детьми

Чтобы преодолеть замкнутость у ребёнка, чаще разговаривайте с ним, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен.

Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребёнка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.

В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.

Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Игры для преодоления замкнутости у детей

Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребёнка не пройдёт за один день по взмаху “волшебной палочки”. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!