Open
Close

Можно ли оставить ребенку. Один дома – родителей под суд? Подготавливаем ребенка оставаться дома одному – как это происходит

Наверное, все родители побывали в такой ситуации, когда им необходимо было внезапно отлучиться из дома, оставив ребёнка в гордом одиночестве. Только кто-то уходит со спокойной душой, будучи уверенным в его самостоятельности, а другие полны сомнений, даже если дома ждёт школьник. Так когда же ребёнок может оставаться один в квартире? Каким образом его можно подготовить к столь важному событию?

Нельзя дать чёткий ответ на эти вопросы: один ребёнок и в четыре года уже может занять себя на долгое время, а другой и в десять лет не способен оставаться без присмотра взрослых даже на полчаса. Но если вы не хотите опекать своих детей всю жизнь, нужно вовремя предоставить им хоть немного самостоятельности.

Нельзя оставлять в одиночестве маленьких детей, пусть даже на очень короткое время. У младенцев и малышей до трёх лет иное чувство времени, чем у взрослых. Час – это совсем мало для мамы, но для малыша он длится целую вечность, и даже это ваше короткое отсутствие может привести к беде. А начинать лучше с 6-летнего возраста, когда дети хотят почувствовать себя независимыми. Помните, чем дольше вы контролируете любой шаг ребёнка, тем сильнее он хочет остаться в одиночестве, чтобы нарушить какой-нибудь ваш запрет.

Как понять, готов ли ребёнок остаться один дома?

Ответы на следующие вопросы помогут понять, достаточно ли самостоятельны ваши дети, чтобы на некоторое время оставить их одних дома.

  1. Есть ли у вас соседи или близкие друзья, которые смогут помочь ребёнку в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
  2. Сохраняет ли он спокойствие в сложных ситуациях или склонен реагировать эмоционально?
  3. Привык ли он следовать правилам, установленным в доме?
  4. Хорошо ли он справляется со своими домашними обязанностями?
  5. Знает ли он, как правильно и, главное, безопасно вести себя дома?
  6. Правильно ли он реагирует на незнакомых людей?

Утвердительные ответы на все вопросы повышают вероятность того, что ребёнок может побыть один дома, по крайней мере, непродолжительное время. Впрочем, и в этом решении полагайтесь на интуицию и материнское чутье.

Как подготовить ребёнка?

Готовьте ребёнка заранее. И начните с дошкольного возраста. Примерно с 4-5 лет оставляйте малыша одного в детской на 20 минут, стараясь не «следить» за ним. При совместных занятиях давайте ему максимум свободы, чтобы он привыкал к свободе и мог сам себя занять. Если малыш способен выбрать себе занятие по душе, то родителям можно не беспокоиться, что вместо игры он предпочтет опасное занятие.

Начните с малого. Сначала оставьте ребёнка дома на 15 минут, пока гуляете с собакой или выбежали в магазин. Вернувшись домой, постарайтесь не ругать ребёнка за устроенный беспорядок. Ведь заполучив квартиру в единоличное пользование, дети обязательно попробуют подражать взрослым. Так что есть вероятность, например, обнаружить вашу косметику на личике дочери.

Повторите правила. Убедитесь, что ребёнок твердо знает, чем можно, а чем нельзя заниматься, когда вас нет дома. Например, ему можно смотреть телевизор, читать книгу, играть в куклы или машинки. Постарайтесь установить минимум запретов, но они должны быть абсолютными:

  • Нельзя открывать двери никому, даже если это знакомые люди. Объясните, что ключи от квартиры есть у всех членов семьи.
  • Нельзя незнакомцам говорить по телефону, что он сейчас находится один дома, а взрослые придут только через пару часов. Научите его отвечать приблизительно так: «Родители сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Пожалуйста, перезвоните через два часа». Кстати, в этом случае вам даже не придётся учить ребенка обманывать. Подумайте, может стоит вообще отключить домашний телефон перед уходом?
  • Не стоит подходить к окнам и балкону. Не открывайте перед уходом большие окна, даже если на улице жарко. Ограничьтесь маленькими форточками. Окна лучше оснастить задвижками, открыть которые смогут только взрослые.
  • Запретите играть с электрическими приборами: феном, пылесосом, стиральной машиной.

Подготовьтесь к чрезвычайным ситуациям. Ребёнок должен заучить, как правильно вести себя в возможной чрезвычайной ситуации. Убедитесь, что номера аварийных служб записаны на видном месте, а также подготовьте лаконичные инструкции, как отвечать на вопросы их операторов. Кроме того, проверьте, знает ли ребёнок свой номер мобильного телефона и номера других взрослых, с которыми можно связаться. Если ребёнок ещё плохо знает цифры, настройте в его мобильном кнопки быстрого вызова.

Разыгрывайте сценарии. Обсудите и проиграйте возможные сценарии: в квартире отключили электричество; ребёнок почувствовал запах дыма; он проголодался и хочет разогреть завтрак; в дверь стучится незнакомец; кто-то позвонил и просит вас подойти к телефону. Обсуждайте ненавязчиво, чтобы не внушить детям страх остаться одному в квартире, где так много всего пугающего.

Постарайтесь прийти вовремя. Родителям очень важно выполнить данное обещание и вернуться домой вовремя. Допустим, вы сказали, что придёте домой в 17.00, значит, нужно вернуться точно в пять часов вечера и ни минутой позже. Во-первых, у детей младшего школьного возраста появляются опасения за жизнь родных и близких. Во-вторых, ваша точность станет хорошим примером, и уже ребёнок в дальнейшем будет вовремя возвращаться с прогулки.

Когда ребёнка нельзя оставлять одного дома?

  1. Он болен. Если рядом нет взрослых, повышение температуры, рвота, удушье могут быть опасны для жизни.
  2. У него случаются приступы хронической болезни (эпилепсии, астмы и т. д.).
  3. Если это ребёнок с «особыми потребностями» (например, аутист) и в случае возникновения чрезвычайно ситуации не сможет попросить о помощи.
  4. Он слишком любознателен (или даже шкодлив) и способен за очень короткое время перевернуть всю квартиру вверх дном. Оставив его дома даже на двадцать минут, вы рискуете обнаружить разобранный компьютер и постриженного кота.
  5. Он слишком доверчив. Такой ребёнок может запросто открыть дверь незнакомому человеку, если тот представится полицейским или знакомым мамы или папы.
  6. Он очень пуглив и излишне впечатлителен, легко может впасть в паническое состояние из-за природного явления (гроза) или чрезвычайной ситуации (отключение электричества).

Оставаясь одни дома, дети приобретают очень ценный опыт и учатся быть самостоятельными: занимать себя, не бояться оставаться в одиночестве и правильно планировать собственное время. Все эти необходимые качества обязательно понадобятся им во взрослой жизни. Однако нужно научить своего ребёнка всем необходимым мерам безопасности, чтобы оставлять его одного со спокойной душой.


Пришла ко мне сегодня дочка и сказала, что ее друзья едут куда-то на Азовское море в середине августа. Около 1000 км от нас.
И их мама предложила взять с собой и нашу дочку (14 лет).
Дети дружат давно. Родители адекватные.
Наша дочь часто остается у них с ночевкой. И их погодки часто остаются у нас.
Связалась с их мамой. Та сказала, что они планируют поехать на машине. Будут снимать 4 комнатную квартиру. Родители в одной, их сын (13 лет) в другой, а девочки будут спать в третьей.
Сказали, что доплатить нужно всего 10 тысяч за 7 дней прибывания.
В программу войдет аквапарк, посещение каких-то парков и кафе. И куда-то еще хотят пойти.
Вы бы отпустили ребенка?
С одной стороны, ребенок на море уже 4 года не был. Собираемся в следующем году, но для дочери это слабое утешение. Хочется здесь и сейчас. С другой - поедут на машине. Волнительно. Мягко говоря. Дочка загорелась. Прям очень хочет... Эти друзья каждый год ездят.
Муж склоняется к отказу. Но решение за мной. А я - не знаю.

363

sovkun

Хотела бы услышать мнение со стороны, совет, потому что сама погрязла в этой трясине бесконечного однообразия, бессонных ночей, нахождения с ребёнком дни и ночи в 4-х стенах. Ребёнку 9 месяцев, мы с мужем на грани развода. У него ко мне претензии: нет интимной жизни, дома бардак, кушать не готовлю, ему внимание не уделяю, за ребёнком слежу плохо. Теперь моё. Ребенок последние 2 месяца стал очень капризный, я не могу отойти от него ни на шаг, сразу начинает плакать, надо сидеть с ним рядом, тогда он будет играть. На руки беру не часто, но иногда приходится. Надеюсь, что это один из периодов его развития, и скоро это пройдет. Последнюю неделю он болел, я тоже болела, температура, сопли, орви. Бессонные несколько ночей, мне самой плохо, еще и ребенок не может уснуть. 3 дня даже не умывалась. Я себя не жалею, просто описываю ситуацию. От себя самой меня уже вобще тошнит. Так вот. Дома уборку делаю только элементарную: пропылесосить, помыть посуду, постирать. Про мужа: на мужа накопилась огромная обида. Еще когда была беременной, научилась от него. Его пьянки, его оскорбления. Мог матом орать на меня посреди улицы у всех на глазах. В обычном состоянии я бы этого не терпела. Но беременной видимо гормоны, просто плакала,обижалась,боялась, что могу остаться одна,а я в чужом городе, это было бы ужасно. В общем сейчас, когда прошло время, я его за это не могу простить и не прощу, то есть тепла у нас как раньше уже нет. Но можно было бы жить и так. Но я его уже просто возненавидела. Во первых за то, что он совсем не помогает мне с ребёнком. У нас нет ни бабушек, никого. Если я не спала всю ночь, это мои проблемы. Если я болею, это мои проблемы. Если ребёнку нужно отсосать сопли соплеотсосом ночью, я бужу его (одна не могу,ребенка надо держать) , а в ответ могу услышать очередную порцию хамства, что ему мешают спать. При этом он приходит с работы и может уйти в другую комнату и сидеть там в телефоне или спать. При этом,что я уже превратилась в зомби, я ещё подумаю его словам и за ним должна следить и бты идеальной хозяйкой. А я не могу. У меня нет на это сил. И его я ненавижу за то, что он в такой сложный для меня период мне не помогает. Из-за этого у меня отвращение к нему, не хочу с ним близости. Все дни я сижу с ребёнком, приходит он, начинает орать, мы ругаемся, в итоге я вобще потом обессилена и хочу только сдохнуть. Он не может даже на час взять ребенка, чтобы я вобще узнала,какого это быть одной без ребенка. Очень тяжело морально. Сегодня он сказал, что будет искать другую. Я сказала,что мне насрать, а внутри такая боль и оби да и злость. По поводу финансов - это тоже втора причина конфликтов. Квартира моя, плачу за неё я, с детского пособия я основную часть покупаю что надо ребёнку. Он свою зарплату тратит только на еду и все, остальное он откладывает себе, хотя много раз обещал отдавать зарплату. Из-за этого я знаю, что если мы разойдемся, я останусь без финансов, потому что пособия мне хватает впритык только на ребенка

297

Ольга Калиниченко

Моей дочери 1 год и 8 месяцев, маловесная, самая маленькая на детской площадке из ходячих. Пока говорит отдельные слова только, и то мало.
В эту же песочницу приходит девочка, которой в мае строгалось 2 года, то есть она примерно старше моей на полгода. У этой девочки есть старшая сестра, неугомонная судя по поведению.
В начале их «знакомства» вроде все было нормально.
Сейчас ситуация резко изменилась. Когда девочка только видит соню говорит «девочка, имя», подходит к ней и вроде все нормально. Как только мать перестаёт следить, то начинается: моя поднимет игрушку, та отберёт, даже дочкины игрушки отбирает. На горке они были, я отвернулась, поворачиваюсь и вижу: та прижала рукой голову моей к стенке и прямо какое-то удовольствие получает от этого. У моей глаза на мокром месте. В общем чем дальше, тем хуже: все отбирает, отталкивает на горке обгоняет. Положительного ничего нет. Сейчас это творится и при мне и при матери. И ладно бы просто забрала, обогнала, но какое-то выражение лица у неё как будто она получает удовольствие от издевательств. Что-то животное.
Мать делает такие формальные замечания, что ребёнок слышит но не исполняет.
Сегодня довела мою до слез. Я говорю, что хватит обежать соню, я всю вижу. Тут мама подключилась, поинтересовалась. Я рассказала что да как. Ну мать сказала что это нормально.
Но в моей ситуации мой ребёнок как объект для слива чужого негатива, и у этой девочки такое выражение лица жестокое когда она творит свои безобразия. Положительных моментов в их «общении» нет.
Вот я не понимаю, неужели Мама той девочки не может следить за своим маленьким ребёнком и сказать «нельзя» чтобы последняя все поняла, моя же младше и сильно меньше из-за веса?
Или я зря паникую? Я бы не обращала внимания, но мою уже всегда щимят и лицо такое у того ребёнка, как будто он получает от этого удовольствие. Это ведь неправильно.
Есть тут детские психологи, подскажут что делать?

148

Name

Много спорят о том, надо ли помогать взрослым детям, но с тем, что надо помогать пожилым родителям согласны все. Я тоже согласна. Когда мы с мужем стали жить вместе, он сразу сказал, что надо будет помочь его маме переехать к нам поближе. Конечно, надо. Прошло 8 лет, мама собралась перебираться поближе к нам и выясняется, что жить она хочет чуть ли не в соседнем с нами доме. На это требуется сумма, от которой у неё после продажи её квартиры будет треть. Чтобы собрать оставшиеся 2 трети нам нужно 4 года жёстко экономить.
Предложила ей жить в моей добрачной квартире, в которой мы с мужем прожили 7 лет. До нашей новой квартиры 15 минут на такси. Она не хочет.
Мне кажется, что это просто потребленческое отношение. Или я не права? Очень хочу услышать разные мнения со стороны.

138 131

Вопрос, когда же ребенка можно оставить дома одного, рано или поздно встает перед всеми родителями. Можно ли, допустим, сбегать в магазин минут на 10-15? Многие скажут: все зависит от ситуации, от ребенка, насколько он готов, насколько вы уверены в том, что все будет в порядке.

Но все чаще и чаще встречаю знакомых, у которых дети - ровесники моего семилетнего сына:

А Даня где?

Дома, что ж его тащить сюда, я же на 10 минут. Он уже полгода как остается, если я ненадолго.

Приятельниц я часто расспрашиваю: А не боишься оставлять? А может ли он тебе позвонить? А что, если ты вовремя не вернулась (задержалась, застряла в пробке, сел мобильный, застрял лифт, хватил «кондратий»)?

В ответ получаю привычное:

Ну ты напридумываешь. Так проще вообще детей не рожать.

Решила «прогуглить» разные страны. Русскоязычные источники гласят, что «в большинстве стран Европы нельзя оставлять ребенка дома одного до тех пор, пока ему не исполнится двенадцать лет, а в некоторых штатах Америки – до четырнадцати лет, но при подробном изучении это оказалось не совсем верно.

1. США. В каждом штате действуют свои законы о возрасте, начиная с которого ребенок может остаться дома.

В некоторых штатах есть четко прописанные ограничения: в штате Аризона ребенка можно оставлять в одиночестве, начиная с 10 лет, в штате Мэриленд, начиная с 18 лет, и еще в нескольких штатах с – 14 лет.

Вообще, закон США с разных сторон рассматривает вопрос одиночества ребенка дома:

Родитель будет нести ответственность, если ребенок оставлен в небезопасных условиях или не накормлен, не одет должным образом. Что конкретно означает «небезопасные условия», «не накормлен», «не одет» – на усмотрение суда.

В случае несчастного случая, родители могут быть признаны виновными, если суд посчитает ситуацию, в которой ребенок остался один, не полностью безопасной. Судом учитывается возраст ребенка и другие обстоятельства.

В целях пожарной безопасности, запрещено оставлять ребенка до 8 лет одного в закрытом помещении запертым. Жилой дом относится к такому типу помещений.

2. Канада. В законах этой страны больше конкретики, чем в США. В большинстве штатов запрещено оставлять дома одного ребенка до 10 лет. После 10 лет и до 16 ребенка можно оставлять не более чем на 2 часа. Для того, чтобы оставить ребенка более, чем на 2 часа, должна быть уважительная причина и предприняты такие действия по безопасности как: оповещение соседей, периодические звонки домой, обеспечение продуктами и питьем.

4. Австралия. Здесь возрастных ограничений нет. В случае неприятностей или несчастного случая суд будет решать, насколько верным было решение оставить ребенка одного. Существует множество предписаний рекомендательного характера. Родители не обязаны их выполнять, но в случае возникновения проблем, их поведение будет рассмотрено как ошибочное.

6. Франция. Закон во Франции гласит, что родитель несет ответственность за то, что ребенок до 15 лет в полной безопасности. Четких временных рамок, сколько ребенок может пробыть дома один, не существует.

7. Россия. В российской законодательной практике четких возрастных границ, когда ребёнок может оставаться один, не установлено. Существует несколько законов об ограничении нахождения детей в общественных местах, но все эти они регламентируют самостоятельное пребывание ребёнка на улице, вопрос о пребывании дома целиком и полностью находится сфере личных предпочтений родителей.

Получается, что во многих странах, как и в России, нет конкретного возраста, до которого родитель не может оставить ребенка одного дома. И все, действительно, сводится к видению этого вопроса родителем.

Как же понять, готов ли ребенок остаться один?

Пройдите тест. Если вы ответите «НЕТ» более 2 раз – ребенку не стоит оставаться одному.

Родители понимают, что рано или поздно наступит тот момент, когда придется оставить ребенка одного дома. Не смотря, что это стресс, как для родителей, так и для ребенка, этот момент рано или поздно наступит. Остался открытым только вопрос, в каком возрасте лучше всего это сделать или как подготовить к этому ребенка?

Что говорят специалисты?

В этом вопросе мнения специалистов разделились. Но все же, большинство из них считает, что лучший возраст для самостоятельно проведения времени дома – это не менее 5 лет. Когда ребенок достигает этого возраста, ему уже можно объяснить, что родители сходят в магазин или съездят по делам, пока малыш поиграет в игру или посмотрит мультфильм.

Оставлять ребенка впервые надолго, не стоит, ведь малыш, который привык, что мама всегда рядом, будет переживать, ведь на него легла такая большая ответственность. Кроме того, родители не должны обещать ребенку какую-то материальную награду за то, что тот посидит дома сам. Чадо должно понимать, что родители ушли не развлекаться, а заниматься делами, при которых ребенок не должен присутствовать, а значит, он должен просто немного побыть дома один.

Когда начинать приучать ребенка к самостоятельности?

Как только ребенок стал самостоятельным и хорошо понимает, что такое можно и что такое нельзя, можно начинать оставлять его одного. Для этого необходимо убедиться, что ребенок ни в чем не нуждается, окружить его игрушками и объяснить по какой причине мама должна оставить ребенка одного. Обязательно необходимо оговорить временной интервал, после чего родители могут отправиться на выход, но не далеко, а за дверь. Первые несколько раз, оставляя ребенка, необходимо слушать, как долго ребенок может играть сам с собой, не находясь в поиске мамы и не находясь в поиске приключений. Если ребенок увлечен игрой, подобные эксперименты можно продолжать часто, увеличивая отрезок времени.

Когда родители отсутствуют. Но, если ребенок начал плакать, как только родители вышли за дверь, необходимо подождать несколько минут и вернуться в дом. Не стоит ругать ребенка, наоборот, его нужно обнять и сказать ему, что он молодец, что подождал маму или папу, даже не смотря на то, что он плакал. Нужно сказать ему, что в следующий раз он вовсе не будет плакать, а родители вернуться еще быстрее.

Почему ребенок наотрез отказывается оставаться один дома?

Самостоятельно ребенок не остается только по той простой причине, что родители не давали ему возможности научиться увлеченно, проводить время с самим собой. Когда ребенок с детства привыкает к тому, что мир крутиться вокруг него, он просто не готов к переменам и чтобы не старались делать родители, а истерики у ребенка будут. В таком случае можно посоветовать перетерпеть истерики, которые рано или поздно закончатся.

  • Это интересно —

Подводя итог, можно сказать, что лучше всего с детства учить ребенка проводить время с самим собой, кстати, для взрослой жизни это довольно-таки хороший навык. Человек, который умеет развлекать сам себя, всегда будет интересен для других, а потому, родителям вряд ли стоит переживать из-за того, что их ребенок учиться играть самостоятельно. А даже наоборот, необходимо сопутствовать этому процессу!

Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила.

Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

До восьми месяцев (а в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это — здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный – не стоит спешить.

Термин «привязанность» придумал Джон Боулби – английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность — это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

Как узнать – какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение – норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.

Здоровая привязанность.
Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

Что делать, если это ваш случай?

— Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

— Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

— Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

Аргументы ЗА:

— У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

— У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

Аргументы ПРОТИВ:

Вы кормите малыша грудью или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени — слишком серьезный стресс).

Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» - кусается, бросается.

Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.