Open
Close

Все якутские праздники кроме ысыаха. Обычаи и традиции якутов

Гости национального праздника Ысыах станут свидетелями якутских обрядов, попробуют кумыс и смогут купить бивень мамонта.

17 июня на территории музея-заповедника «Коломенское» пройдет традиционный национальный государственный праздник якутского народа — Ысыах.

Самобытность и дух праздника представит внушительная делегация из Верхоянского улуса — мирового полюса холода, единственного места постоянного проживания человека на планете, где зафиксированы самые низкие температуры за всю историю наблюдений. Верхоянцы представят культуру якутского народа лучшими танцевальными коллективами, мастерами фольклорных жанров, народными умельцами и уникальными блюдами национальной кухни.

Впервые Ысыах прошел в столице десять лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Тогда в честь этой даты в «Коломенском» было установлено памятное сэргэ — свидетельство многолетней дружбы и единства народов России и символ гостеприимства. Сегодня поляна у сэргэ — место встречи якутов, москвичей и гостей столицы во время празднования Ысыах.

В этом году праздник посвящен 385-летию вхождения Якутии в состав России.

Гости станут свидетелями национальной обрядовой церемонии, которую проведет алгысчыт из Якутии: он разожжет огонь и обратится к светлым богам Айыы, чтобы те снизошли к людям милостью. Это действо, по обычаю, проводится в часы самого высокого солнцестояния — с 11:00 до 12:00 часов дня.

Впервые пройдет фестиваль фольклорных жанров, который объединит профессионалов и любителей игры на хомусе, исполнителей тойука и чабыргах. Состоятся турниры по якутским видам спорта — мас-рестлингу, якутской борьбе хапсагай, якутским прыжкам и вертушке.

В национальных костюмах придут на праздник и гости из других республик и стран мира. Грандиозным событием праздника станет гала-концерт с участием мастеров искусств Якутии и дружественных республик России.

Откроется «Город мастеров» — выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов — меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта. Гости фестиваля станут участниками мастер-классов по изготовлению изделий народных промыслов.

Национальная кухня — непременный атрибут празднования Ысыах. В «Коломенском» гости Якутии смогут попробовать якутские оладьи, жеребятину, кумыс и знаменитую якутскую рыбу.

Завершится праздник особым ритуалом — осуохай, в котором все гости праздника встанут в огромный «жизненный круг».

«У Москвы и Якутии давняя история отношений и сотрудничества. Чуть более месяца назад мы отпраздновали знаменательное событие — 95-летие со дня образования автономии Якутии в составе РСФСР. В честь этой даты в Москве был заложен памятный зеленый сквер. А Ысыах — это всегда настоящее празднество, демонстрирующее богатство культуры народа саха. Уверен, в этот раз, как и во все предыдущие годы, праздник пройдет замечательно», — отметил руководитель Виталий Сучков.

Вход на праздник свободный.

Расписание мероприятий Ысыах

Поляна «Сэргэ»:

— 11:00-12:30 — открытие праздника, церемония благословения Алгыс, праздничный хоровод осуохай;

— 15:00 — фестиваль фольклорных жанров «Саха сайына». Якутские скороговорки чабыргах, хоровод осуохай, игра на хомусе;

— 18:00 — заключительный осуохай «Хоровод дружбы», закрытие праздника.

Спортивные поляны «Игры Боотуров»:

— 12:05 — торжественное открытие спортивных соревнований;

— 12:15-17:00 — спортивные состязания по якутским национальным видам спорта (хапсагай, якутским прыжкам, якутской вертушке);

— 12:20-17:30 — открытый Всероссийский турнир по мас-рестлингу;

— 17:30 — награждение победителей.

«Концертное түhүлгэ»:

— 13:00-15:00 — концертная программа «Урун тунах ыьыагынан!» («С прекрасным праздником!»);

— 15:00-16:00 — гала-концерт «В семье единой народов» с участием творческих коллективов из Москвы, Московской области и регионов России;

— 16:00-18:00 — праздничный шоу-концерт «Таастаах Дьааныттан Эҕэрдэ!» («Поздравления с каменистых берегов Яны»), конкурс «Уьун суьуох» («Длинная коса»), дефиле в национальных костюмах «Краски Туймаады».

Поляна «Сардаана»:

— 13:30-17:00 — конкурсы, игры и викторины для детей «Кустук» («Радуга»).

Площадь «Город мастеров»:

— 10:30-17:00 — выставка-ярмарка изделий народных промыслов, сувениров и ювелирной продукции, мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов.

17 июня в московском парке «Коломенское» состоялся традиционный государственный праздник якутского народа Ысыах. Масштабные мероприятия самобытного народа проходят в столице вот уже десять лет. Наиболее яркий момент, который многие могли видеть - обрядовая церемония розжига огня. О празднике, мас-рестлинге, якутах и Якутии - далее в фоторепортаже.


Материалы по теме: Сабантуй 2015 | Сабантуй 2014 | Сабантуй 2014: игры и национальный колорит | Открытие творческого сезона в Татарском культурном центре | Борьба на поясах | Лучшие фотографии 2016 года

Ысыах («изобилие») - якутский праздник лета. Проводится ежегодно в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, угощениями и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками и спортивными соревнованиями. Ысыах, считающийся главным праздником для якутов, обычно проходил в день летнего солнцестояния 21-22 июня.

Численность якутов (самоназвание - саха) во всём мире составляет около 480 тысяч. Подавляющее большинство проживает в Якутии, а в Москве по последней переписи живут 1,5 тысячи человек. Якуты - тюркоязычный народ. Из крупных народов России тюрками являются татары, башкиры , чуваши и кумыки. Традиционно занимались скотоводством и коневодством; одежда шилась из шкур и меха. Раньше в Якутии была распространена религия Айыы. После вхождения в состав России якутов обратили в христианство и по именам и фамилиям их теперь не отличить от русских.

Московский парк Коломенское раньше - царская резиденция, а сейчас - место притяжения москвичей и городских событий, где требуются простор и природа. Летом в Коломенском проводятся татаро-башкирский Сабантуй и якутский праздник Ысыах. Для последнего в 2007 году, по случаю 375-летия вхождения Якутии в состав России, установили ритуальный столб сэргэ, связанный с культом коня, которого якуты привязывали к столбу у своего жилища. Вокруг сэргэ проводится осуохай - хоровод, символизирующий замкнутый жизненный круг.

Сабантуй в Татарстане и Башкортостане начинается в районах, а затем проходит главный праздник. У Ысыаха тоже самое: сначала улусы (районы Якутии), затем республиканский праздник. Ысыах, как и Сабантуй, стал проводиться в Москве. Помимо столицы, Ысыах в 2017 году принимают Санкт-Петербург, Хабаровск, Китай, Сербия и Канада. Главный праздник состоится в Якутске 24-25 июня.

04. Начало действа.

Московский Ысыах начался с церемонии благословения Алгыс, в которой алгысчыт разжигает огонь и призывает милость неба. После этого прошёл праздничный хоровод осуохай. Также на празднике присутствовали соревнования по национальным видам спорта, выступления фольклорных коллективов, конкурсы и выставка-ярмарка изделий народных промыслов.

06. Сэргэ.

Республика Саха (Якутия) - регион России на Дальнем Востоке. Это как самый большой по площади (3 миллиона км 2) регион страны (18% от всей России), так и самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия превосходит такие страны, как Аргентина и Казахстан. С запада на восток это 2500 км и три часовых пояса.

В 1632 году Якутия вошла в состав Российского государства. Помимо 385-летия данного события, в этом году республика отмечает 95-летие создания автономии. Якутская АССР в составе РСФСР образовалась в 1922 году. После распада СССР появилась уже Республика Саха. Несколько столетий Якутия входила в число мест ссылки заключённых, с XIX века туда ссылали преимущественно политических активистов.

При огромных размерах Якутия малонаселённая область. В ней проживает 960 тысяч человек (56-й регион в России по численности населения). Треть жителей находится в столице республики - Якутске, основанном в 1632 году. Якутск является третьим по численности населения городом Дальнего Востока (после Владивостока и Хабаровска) и самым крупным городом расположенном в зоне вечной мерзлоты. Температурой в районе -40 градусов жителей не удивить.

Якутия богата полезными ископаемыми. С приходом Советской власти началось активное использование недр Якутии: добыча золота (с 1920-х годов), алмазов (с 1950-х) и угля (с 1970-х). Так, в Якутии находятся крупнейшие в России месторождения коксующегося угля - Эльгинское (запасы более 2 миллиардов тонн), и урана - Эльконское (344 тысячи тонн), правда активно разрабатывается только первое. Что касается золота, то в Якутии добывается около 7% от всероссийской добычи, что делает регион одним из ведущих в данной области. Помимо этого, добывается нефть (преимущественно «Сургутнефтегазом»). В 2016 году объём нефтедобычи превысил 10 миллионов тонн (около 2% от общероссийской), что также солидный показатель, так как почти половина нефти добывается в ХМАО.

Россия входит в число мировых лидеров по добыче и экспорту алмазов. Лидером в этом направлении является якутская компания «Алроса» (28% мировой и 95% российской добычи алмазов). В 2016 году «Алроса» продала алмазов на 4,3 миллиарда долларов. По важности для республики «Алроса» сродни «Татнефти» для Татарстана. В компании работает порядка 30 тысяч сотрудников, многие так или иначе связаны с компанией. На московском Ысыахе можно было услышать, как один из зрителей, менеджер «Алросы», знакомился с одним из организаторов, который в недавнем прошлом также работал в компании.

12. Алгысчыт и огонь.

18. Кумыс - кисломолочный напиток из кобыльего молока.

Республика Саха - один из самых политически спокойных регионов России. За постсоветское время у республики было только три главы: Михаил Николаев (1991-2002, Вячеслав Штыров (2002-2010) и Егор Борисов (с 2010-го). Второй президент Вячеслав Штыров после сложения полномочий главы является заместителем председателя Совета Федерации РФ.

19. Юрий Куприянов - с 2016 года Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

В числе VIP-персон мероприятия в Коломенском выделялся Александр Акимов - член Совета Федерации с 2013 года, ранее занимавший должности постоянного представителя Республики Саха при Президенте РФ (2007-13) и вице-президента Республики Саха (2002-07). Помимо государственной службы, Акимов выступает президентом Международной федерации мас-рестлинга. Именно с назначением Акимова постпредом связывают начало празднования Ысыаха в Москве. В Коломенском Александр Константинович несколько раз обращался к зрителям и заводил толпу кличем «Уруй - Айхал!»

20. Александр Акимов.

24. Хоровод осуохай.

На празднике Ысыах представлены различные спортивные игры и единоборства - мас-рестлинг, хапсагай, якутские прыжки, якутская вертушка. На мас-рестлинг приехали гости из Финляндии, Беларуси и Украины. Гость открытия спортивной программы, Олимпийский чемпион Пекина-2008 по прыжкам в высоту Андрей Сильнов похвастался, что стал чемпионом Московской области по мас-рестлингу. Сильнов поучаствовал в турнире по якутским прыжкам (в длину, а не в привычную ему высоту), который и выиграл.

26. Александр Акимов и Андрей Сильнов.

27. Соревнования по мас-рестлингу.

Мас-рестлинг - национальный вид спорта Якутии, заключающийся в перетягивании деревянной палки. Спортсмены, чьи ноги упираются в доску, должны вырвать из рук соперника палку. По значимости для своего народа мас-рестлинг можно сравнить с борьбой на поясах для татар и башкир. Первые официальные правила мас-рестлинга появились в 1945 году. В 2000 году его включили в программу международных спортивных игр «Дети Азии». Спустя три года Минспорта России добавило мас-рестлинг во Всероссийский реестр видов спорта. В Международную федерацию мас-рестлинга входит уже 37 стран.

28. Девушка в новой и красивой экипировке ЦСКА.

Первый раз поснимать Ысыах я хотел ещё в 2015 году и даже начал готовить данный материал, однако только спустя два года я добрался до Коломенского. Якутия - это где-то далеко, и отчасти поэтому с темой республики я столкнулся лишь раз. В декабре я был на споттинге в Домодедово , где в мой объектив попал Ту-154 авиакомпании «Алроса» - тот самый борт, который совершил легендарную посадку в Ижме.

Я рад, что удаётся снимать не только спорт, но и различные культурно-массовые мероприятия. Долгие годы меня интересуют культура, традиции и особенности народов России. Из 21 национальной республики нашей страны мне удалось побывать уже в пяти, а Татарстан вообще любимая тема. Приятно, что теперь немного познакомился и с Якутией. Уверен, на этом моя этнография не закончится. Для каждого россияна важно узнавать то, чем живут народы нашей многонациональной страны.

На мои фото Ысыаха не попали остальные спортивные соревнования и концертная программа, так как у меня в этот день была ещё одна съёмка. По тем кадрам, что получились, мне кажется, что вышло всё неплохо и красочно:)

34. Пишите отзывы, приглашайте на съёмки!

16-й по счету Чемпионат Европы по футболу (официально называется UEFA Euro 2020, ЕВРО-2020 ) является юбилейным, поскольку в 2020 году исполняется 60 лет с момента проведения первого Чемпионата Европы.

По случаю юбилея было принято решение, что Чемпионат Европы по футболу в 2020 году впервые будет проведен одновременно на 12 стадионах 12 различных государств (в том числе и в России - городе Санкт-Петербурге).

На решение также повлияло и то, что это будет второй чемпионат, участие в котором примут 24 национальные сборные (а не 16, как ранее). Поскольку увеличивается число сыгранных матчей, то возрастает и необходимость более равномерно распределять финансовую нагрузку между странами-хозяйками турнира.

Финальная часть соревнований пройдет с 12 июня 2020 года по 12 июля 2020 года . Продлится чемпионат 31 день .

Какие матчи Чемпионата Европы по футболу 2020 сыграют в России (в Санкт-Петербурге):

Санкт-Петербург примет игры юбилейного ЧЕ одним из первых. Всего в городе на Неве будет проведено 4 встречи.

Первый матч на "Газпром Арене" будет сыгран уже 13 июня 2020 года , на второй день турнира. Далее состоятся встречи 17 июня 2020 года и 22 июня 2020 года . Это будут игры групповой стадии финального этапа (Группа B). А 3 июля 2020 года Питер примет одну из игр 1/4 финала.

Какие матчи ЧЕ по футболу 2020 будут сыграны в Санкт-Петербурге:
* 13 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 17 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 22 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 3 июля 2020 г. - четвертьфинал.

Какие именно сборные будут играть в Питере летом 20-го года, пока не известно. Жеребьевка финальной части Чемпионата Европы по футболу 2020 будет проведена 30 ноября 2019 года в Бухаресте.


Несмотря на то что даже самые нерадивые граждане нашей страны уже вынесли с балкона новогоднюю елку, некоторые всё ещё продолжают праздновать Новый год! Якутский Ысыах связан с культом солнечного божества, с культом плодородия.

Отмечать Новый год в июне на протяжении многих веков принято у народа саха (якутов). Этот праздник называется Ысыах, что значит «изобилие». На самом деле якуты отмечают Новый год два раза: вместе со всеми россиянами - зимой и по древнему обычаю - летом. Такая необычная традиция легко объяснима.

В конце мая в подмосковной деревне Головино можно было не только поиграть в снежки, но и покататься на лыжах на настоящем снегу. И это при температуре воздуха около 25 градусов выше нуля! Уникальная возможность у соскучившихся по зиме появилась благодаря тому, что известный российский биатлонист Сергей Рожков, покидая большой спорт, устроил праздник для всех любителей биатлона и лыжного спорта.

Зимой температура в этих краях может опускаться ниже минус 60 градусов, так что не особенно повеселишься. А вот отмечать приход Нового года с наступлением лета, столь короткого и желанного, - это совсем другое дело. У якутов, которые всегда были скотоводческим народом, принято делить год на две половины, а сам Ысыах стал своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим. Кроме того, из-за очень длинной зимы Ысыах для якутов - единственная возможность собраться всем родом и устроить народное гулянье.

Ысыах посвящён языческим якутским божествам айыы и возрождению природы. Согласно мифологии якутов, боги айыы являются прародителями народа, а ныне населяют Верхний мир. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты, в основном кумыс (очень вкусный и полезный кисломолочный напиток на основе закваски из кобыльего молока). Праздник Ысыах сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.

Якутский Новый год в прежние времена отмечали 22 июня - в день летнего солнцестояния. Однако в связи с тем, что в 1941 году день Ысыаха совпал с началом Великой Отечественной войны, его стали проводить в период между 10 и 25 июня, в зависимости от района, графика выходных дней, местных предпочтений и других факторов.

В наши дни диаспоры якутов во многих городах России продолжают отмечать свой праздник и приобщать к нему местных жителей. Якуты Санкт-Петербурга и Москвы устраивают Ысыах уже 16 лет, собирая на шумный праздник 1000-1500 человек. Так в этом году Ысыах в Москве отметили 12 июня (на территории Государственного Художественного Историко-Архитектурного и Природно-Ландшафтного Музея-Заповедника «Коломенское» - подробнее об этом можно прочитать на Официальном сайте Постоянного Представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, которое и является инициатором проведения праздничных мероприятий в честь Ысыах в РФ).


Соорганизаторами праздника стали Правительство Москвы, Московский Дом национальностей и администрация музея-заповедника «Коломенское». В этом году Ысыах был посвящен 65-летию Великой Победы и 110-летию со дня рождения народного певца С.А. Зверева-Кыыл Уола.

В Петербурге Ысыах, как и в прошлые годы, отметили в Ольгино, в этот раз - 13 июня. Тут к празднику приложило руку Культурное общество «Саха Санкт-Петербург», а также Ассоциация молодежи «Сайдыы».

Почетными гостями ежегодного праздника стали члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители администрации Санкт-Петербурга.

Так же как и в Якутии, московский и питерский Ысыах проходит по всем правилам.

Представьте, как бы вы организовали праздник, если бы он был только раз в году? Вот примерно так и происходит Ысыах. В нём есть всё, что только можно вообразить: и конкурсы на самую красивую девичью косу, на лучший национальный костюм, лучшее национальное блюдо и тюсюльге (сервировка праздничного стола, а точнее, праздничного ковра), показ коллекций якутских модельеров, соревнование молодых запевал хоровода-осуохая, кормление огня, угощение, реки кумыса, праздничный концерт и многое другое.

Центральный символ Нового года в Эквадоре - «аньо бьехо» (исп. año viejo - «старый год»), фигурка в человеческий рост, набитая любыми хорошо горящими материалами - газетами, соломой, бумагой. «Аньос бьехос» одеты в поношенную одежду, а вместо лиц у них маски из папье-маше.

Проходят во время празднования Ысыах и национальные якутские состязания «Игры Тыгына».

Один из этапов соревнования - перетягивание палки длиной всего 50 см. Причём тянут её не за концы, а поперёк, хватаясь руками за середину. Происходит это вот как: два человека садятся на землю, упираясь ногами в специальную досточку между ними, берутся с двух сторон за палку и тянут - каждый на себя. Кто сможет заполучить палку или перетянуть соперника на свою половину, становится победителем. По перетягиванию палки проводятся даже чемпионаты России, а сама игра зарегистрирована в Росспорте как вид национального спорта.

Ещё одно действо, которое так нравится участникам Ысыаха, - это конкурс «Бег за девушкой». Да-да, якутам тоже не чуждо ничто человеческое, но, вместо долгих ухаживаний и уговоров, они понравившуюся девушку догоняют. Но и барышни в северных краях не лыком шиты. Бегают так, что только искры из-под пят летят.

Обычно в соревновании участвует одна девушка и несколько желающих побегать за ней удальцов. Но задача не так легка, как может показаться на первый взгляд. Часто девушка оставляет далеко позади всех пытающихся догнать её юношей...

Если с девушкой не сложилось, но продемонстрировать своё мужество всё ещё хочется, можно принять участие в конкурсе по перетаскиванию 100-килограммового камня. До финиша, правда, доходят не все, но с уважением зрители смотрят на каждого участника.


Самый желанный приз, который вручают на Ысыах тем, кто догнал девушку или принёс к финишу каменную глыбу, - это мюхээ, то есть большая отварная жеребячья кость с мясом. Для якутов мюхээ - высшая награда! Иногда в Москве и Питере кость приходится заменить на говяжью - за неимением жеребячьей.

По кемпингу «Ольгино» разгуливают огромные мамонты. Они олицетворяют найденного в 2007 году на Ямале мамонта Любу и совсем недавно обнаруженного в Якутии мамонта Игоря.

На Ысыах принято водить хоровод, который называют осуохайем, в него собираются все участники праздника. Осуохай означает жизненный круг и символизирует всеобщее единение людей. Хоровод водят по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве, благодарят солнце за свет и тепло, подаренные людям.

В середине поляны разжигают праздничный костёр, старейшина «кормит огонь», подливая в него всякие масла, чтобы он согревал всех людей. Также принято окроплять огонь, траву и деревья кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.


Якуты, которые переехали в другие уголки России, с удовольствием приглашают на Ысыах местных жителей, желая тем самым разделить с ними радость наступления лета и укрепить дружбу с другими народами.

В последнее время всё чаще говорят о необходимости отменить практику переноса праздника с 22 июня на другие дни, так как день летнего солнцестояния это естественный, заложенный в самой природе момент начала нового годового цикла, который имеет древний сакральный смысл. Но пока это остаётся лишь на уровне разговоров, и в разных областях Якутии и России местное правительство выбирает дату для празднования нового года произвольно.


Ысыах - обряд кропления - вошел как один из определяющих слагаемых в якутский календарный праздник - праздник расцвета природы.

Хоровод осуохай- Этот архаичный танец возник из коллективных движений-поклонов. Круговой танец - ритмическое сопровождение пения семисложных стихов. Слово «ункуу» - «танец» - происходит от глагола «унк» - «молиться», «поклоняться». Участники праздника, взявшись за руки, чувствовали положительную биоэнергию друг друга, и этот положительный импульс уже кодировал сам ритуал.В июньские дни вся Якутия отмечает Ысыах - светлый праздник народа Саха.

Предания утверждают, что первый ысыах был устроен Эллэй Боотуром. Он прибыл в долину Туймаада приблизительно в 1128-1130 годах. Приведем текст, записанный ученым Г.В.Ксенофонтовым со слов жителя Кангаласского улуса в 1921 году: “Эллэй налил кумыс чорон, положил туда куски масла, стал ногой на подстилку из конской кожи и, обратившись лицом на восток, поднял чашу вверх. Затем подошел к огню и вылил трижды на него из чаши немного кумыса в качестве угощения Юрюн Айыы Тойону. Слегка повернулся по солнцу правее и поднял свою чашу в честь Хомпоруун Хотой Айыы и также троекратно полил кумыс в огонь. Дальше, повернувшись еще правее, держал чашу, именуя Джесегей Айыы Тойона. Всего поднимал чашу семь раз. Когда Эллэй совершал обряд, люди видели белую птицу, которая кругами парила под облаками над урасой. Так вот до теперешней поры якуты, впервые научившись от Эллэя, имеют обыкновение поднимать чашу и поминать Айыы Тойона”.

На Ысыах люди приходят с добрым сердцем и чистой душой. Никто из его участников не должен был принести отрицательный заряд. Иначе люди верили, что ритуал мог оказаться недействительным и даже нанести вред.

В старину день ысыаха признавался как якутский новый год. Народ славил приход лета и плодородие земли, готовился к сенокосу, ведь именно на нем хозяйство содержалось всю зиму. Когда якуты жили аласами, богатые устраивали праздник для всех земляков. В этот день забивали скот, готовили кумыс из кобыльего молока, мудрые старцы пели олонхо, дюди вставали в круг танца осуохай. Мужчины соревновались в силе и ловкости, сильнейшие завоевывали призы, походили конные скачки. Смысл ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то богат он или беден.

В начале 90-х годов ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он символ единения, праздник дружбы всех жителей многонациональной республики.

Национальный праздник Ысыах- это уникальное духовное богатство народа Саха, символизирующее торжество жизни и природы на земле Олонхо. Это праздник, который отражает традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого все с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, праздничная утварь, ремесла и архитектура, народная философия.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь - сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной- девять ветвей Священного дерева Аар Кудук Мас источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику.

Рядом сэргэ обычно устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В ценре тюсюлгэ распологают алтарь в виде миниаюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

Кумыс в представлении Саха является священным напитком и символом илгэ - белой благодати изобилия, в которой заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

Это главный сакральный символ на празднестве Ысыах. На Ысыахе существовало строгое правило: отведать свежий кумыс собравшимся на праздник разрешалось лишь после главного молитвенного обращения к божествам и духам и кропления кумысом. Кумыс как пища богов на празднике - это прямая диалогическая связь между людьми и сферой высших божеств айыы.

Во время Ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Кумыс пьют из чорона, сакрального сосуда.

Праздник начинается с древнего ритуала - окропления огня и земли кумысом, благословения присутствующих и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Исполняет алгысчыт.

Ысыах состоит из нескольких частей: - церемония открытия праздника, куда входят обряд очищения местности и распитие кумыса. В сопровождении девяти юношей и восьми девушек в центр тюсюлгэ входит алгысчыт. Он обращается к верховным божествам, заклинает их о ниспослании всем собравшимся благополучия и процветания. На заключительные слова алгысчыта все встают и поднимают руки вверх, повторяя вслед за ним “Уруй! Айхал! Туску!”. Юноши и девушки преподносят чороны с кумысом гостям.

Осуохай - обрядовый танец должен состоять из девяти кругов, символизирующих Солнце.

Осуохай — традиционный хороводный круговой танец якутов. Во время него танцующие, взяв друг друга за руки перемежаются с ноги на ногу двигаясь в неторопливом темпе. Темп движения непостоянный, регулируется ведущим и ускоряется на припеве. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен и регулирование темпа движения хоровода.

В 2012 году на национальном празднике якутов ысыах, был установлен рекорд Гинесса по количеству людей одновременно исполняющих танец.

Якутские национальные виды спорта на праздновании Ысыаха

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания, в которых удальцы стремятся показать свою ловкость, силу, красоту и сноровку - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, стрельба из лука. Победителями становятся самые сильные, ловкие и удачливые, которых чествуют и награждают мюся (мясными лытками) и ценными подарками.

Якуты - большие любителя конных скачек, без которых не проходит ни один Ысыах.

Кроме того, ысыах празднуется два дня. В ночь с первого на второй проходит обряд встречи солнца. Считается, что с первыми лучами восходящего солнца происходит магическое сближение мира людей и мира богов. Через лучи люди заряжаются энергией и силой.