Open
Close

Как обучать ребенка чтению по слогам. Если ребенок читает по слогам

Время чтения: 8 минут

Дети должны получать определенные навыки и знания от родителей. Все мамы и папы должны знать о том, как научить ребенка читать правильно в домашних условиях по букварю или используя другие методики. Это умение поможет малышу легче воспринимать окружающий мир, адаптироваться в школе, получать знания по другим предметам. Есть разные методы обучения детей чтению. Узнайте об их особенностях.

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.

Когда учить ребенка читать

Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:

  1. Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
  2. Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
  3. Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
  4. У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.

По какой азбуке учить

Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.

Основные правила техники чтения

Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:

  1. Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
  2. Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
  3. Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
  4. Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
  5. Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
  6. На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
  7. Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
  8. Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
  9. Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях

Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.

Методика Николая Зайцева

Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.

Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.

Методика Глена Домана

Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:

  • подходит детям с рождения;
  • можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
  • всесторонне развивает;
  • материал можно сделать и самостоятельно.

Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:

  • процесс обучения пассивный;
  • не воспринимается детьми старше трех лет.

С чего начинать учить ребенка читать

Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:

  1. Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
  2. После начального этапа перейдите к звонким согласным.
  3. Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
  4. Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
  5. Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
  6. Складывайте слоги с шипящими.
  7. Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).

Обучение ребенка чтению в игровой форме

Развлекаясь, малышу проще всего привить интерес к книгам. Есть много игровых методик, направленных на проработку техники чтения:

  1. Учите вместе короткие стишки, рассказывающие о буквах.
  2. Смастерите буквы самостоятельно. Чтоб выучить алфавит, собирайте их из подручных материалов: пластилина, счетных палочек, спичек. Можете вырезать их из картона и обклеить цветной бумагой.
  3. Создайте альбом, в котором каждая страница станет «домом» для буквы. Вклеивайте туда картинки со словами, которые с нее начинаются.
  4. Выберите изучаемую букву. Бросайте крохе мяч и называйте слова. Если в них он услышит нужный звук, пусть поймает мяч, а если нет – отобьет.
  5. Сделайте круглые карточки со слогами и поиграйте в «Магазин». Каждый склад – монетка. Покупатель дает одну из них и заказывает у продавца тот товар, который с этого слога начинается (ба – банан, ку — кукла).
  6. Напишите склады на карточках крупными жирным шрифтом. Разрежьте каждую по горизонтали и перемешайте. Пусть дитя соберет все половинки и прочтет слоги.
  7. Дайте малышу длинное слово. Пусть найдет в нем несколько маленьких.
  8. Сделайте карточки со слогами. Показывайте ребенку рисунок с изображением того или иного слова. Пусть составляет его из слогов.

Как учиться читать по слогам

Специалисты рекомендуют начинать делать это сразу, ребенку еще не обязательно даже знать все звуки. Тогда процесс обучения пойдет значительно быстрее. Используйте игровые методики, разные вспомогательные материалы. Если малыш уверенно составляет склады, переходите на этап собирания слов. Запомните, как правильно научить ребенка читать по слогам. Занятия должны проходить в последовательности, которая описана ниже.

Уроки чтения по слогам

Процесс должен быть последовательным. Из каких этапов состоит обучение чтению по слогам:

  1. Сначала составляйте простые слова из повторяющихся слогов (па-па). Следите за произношением.
  2. Переходите к легким и понятным словам из трех-четырех букв (ле-с, по-ле).
  3. Процесс усложняется. Научите ребенка читать слова из трех и более слогов (ко-ро-ва). Желательно заниматься с картинками.
  4. Переходите к чтению простых предложений (ма-ма мы-ла ра-му).

Как научить ребенка читать не по слогам

Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:

  1. Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
  2. Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
  3. Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
  4. Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
  5. Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
  6. Устраните логопедические и другие проблемы.

Как научить ребенка читать по букварю Жуковой

Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. Порядок знакомства с буквами автор предлагает свой, а не традиционный алфавитный. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:

  1. Знакомство с гласными и согласными.
  2. Учимся читать по слогам.
  3. Осваивание закрытых складов.
  4. Переход от простых слов к сложным.

Видео

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Помните тот самый большой синий букварь, с которого все мы, родители, когда-то начинали свое знакомство со школой? Эта книжка помогла научить читать миллионы детей. Однако современный рынок обучающей литературы перенасыщен материалами, выбрать из которых не так-то и легко.

www.intercollegiatereview.com

Книги, предлагающие обучить вашего ребенка чтению, различаются не только по внешнему виду, но и по используемой методике. Например, обучающая литература Тюленева обещает обучить вашего ребенка быстрому чтению практически с пеленок, шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева предназначены для обучения в форме игры и т.д. Такое разнообразие доступной информации совершенно не облегчает жизнь молодых родителей, которые не знают, какой метод выбрать для своего малыша. На самом деле, совершенно не важно, с помощью какой методики ребенок научится читать, важно, что НАУЧИТСЯ!

Если ваш ребенок знает алфавит, но с чтением слогов и слов у него возникают некоторые трудности, нужно разработать некую систему, согласно которой придется заниматься регулярно и обязательно вместе с малышом. И начинать следует как раз с того, чтобы научить складывать знакомые буквы в слоги.

Как научить ребенка читать по слогам: когда начинать обучение?

Научить ребенка всем буквам можно даже в год. Задавать вопросы о том, какая эта буква и какие слова на нее начинаются – это своего рода игра, в которую ребенку интересно играть в любом возрасте. Но когда начинать учить ребенка читать слоги и сливать их в слова?


www.unitedwayhaysco.org

В последнее время наблюдается настоящий бум на раннее развитие детей. Не успеет ребенок достигнуть годовалого возраста (а порой и значительно раньше), как родители тут же бросаются учить его грамоте и письму.

Дорогие родители, не спешите! Ученые (социологи, психологи, педагоги и др.) уже доказали, что столь раннее развитие ни к чему хорошему не приводит. Последствия раннего обучения чаще всего плачевны, особенно для еще не сформировавшейся полностью детской психики. Если не хотите иметь более серьезные последствия с нарушением развития детей в будущем, лучше не торопиться, а четко определить, в каком возрасте лучше всего начать обучение чтению по слогам.

Так как же определить, когда ваш ребенок готов к началу обучения? Для этого необходимо знать, на какой стадии формирования ваш ребенок находится на данный момент.

Как научить ребенка читать по слогам: не навреди

Первый функциональный блок мозга, отвечающий за познавательную, эмоциональную сферу и телесное восприятие детей, начинает формироваться с самых ранних сроков беременности женщины и полностью заканчивает свое становление лишь к трем годам жизни ребенка.

В возрасте с 3 до 5-8 лет у детей стартует второй важный процесс – формирование второго функционального блока, который управляет органами восприятия: слухом, зрением, вкусом, осязанием и обонянием.

После проведенных исследований офтальмологи дали свое заключение: при раннем обучении ребенка могут в первую очередь пострадать его глаза.

Именно у детей, испытывающих преждевременную зрительную нагрузку, чаще всего наблюдается близорукость. Специалисты твердят, что гораздо полезнее и безопаснее подождать, пока ребенку не исполнится 5-6 лет, ведь только в этом возрасте у детей окончательно формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения.


storyformed.com

В возрасте от 7 до 15 лет у детей развивается сознательная психическая деятельность.

Каждый функциональный блок мозга формируется в определенной последовательности с остальными, поэтому каждая попытка родителей «перешагнуть» через какой-то этап негативно сказывается на развитии того или иного процесса развития, характерного для каждого периода становления ребенка.

В естественном развитии детей будет происходить искажение, последствия которого чаще всего проявляются не сразу, а со временем. Сегодня вы можете научить своего ребенка читать в год или два, а через несколько лет у него будут отмечаться серьезные проблемы в эмоционально-личностном отношении с окружающими. Также это может стать причиной неврозов, тиков, заикания, навязчивых движений и многочисленных нарушений речи.

Предупредить все эти нарушения гораздо проще, чем впоследствии их лечить, согласны?

Как определить физиологическую готовность ребенка к началу обучения чтению?

  • речь ребенка сформировалась, он говорит полными связными предложениями и может составить рассказ;
  • у ребенка нет логопедических нарушений, отсутствует нарушение мелодики и ритма речи;
  • ребенок обладает хорошей ориентацией в пространстве, для него не составляет труда определить, где право и лево;
  • у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, он легко различает определенные звуки как в начале слова, так и в его середине или в конце.

Если все эти навыки у ребенка сформированы, его мозг готов к началу обучения чтению. Почему именно мозг?

Учеными были проведены многочисленные исследования, после которых они пришли к однозначному выводу. Глаза видят, но не могут осознать увиденное. Уши слышат, но не способны воспринимать звуки. Все процессы понимания и осознания происходят исключительно в мозге.

Услышав определенное слово или целое предложение, наш мозг преобразует звуки в определенные электрохимические импульсы, которые делают информацию для мозга более понятной и доступной. Все эти импульсы далее соединяются в мозге в одно целое, после чего мы начинаем воспринимать значение и смысл услышанного. То же самое происходит и со зрением – увидев написанное, наши глаза не понимают его, обработкой содержания и смысла написанного занимается наш мозг.

Как научить ребенка читать по слогам, чтобы он не устал?


s7.leapfrog.com

Чтобы дети не теряли интерес и не уставали во время занятий, необходимо заниматься регулярно. При этом длительность каждого урока должна быть небольшой – для первых занятий вполне хватит 5-10 минут. Постепенно это время можно понемногу увеличивать, однако оно не должно превышать 30 минут.
Лучше всего, если вы будете проводить занятия в игровой форме – тогда ребенок будет воспринимать поступающую информацию легко и непринужденно, ему будет интересно.

До начала обучения чтению необходимо, чтобы ребенок знал все буквы алфавита. Учить буквы можно традиционным методом с использованием букваря, при помощи кубиков Зайцева с картинками или любым другим удобным способом. Во время изучения букв, обязательно учить детей правильно произносить звуки, которые эти буквы обозначают (звук «д», а не «дэ»).


www.teleread.com

Придерживаясь этих нехитрых советов, вы сможете без особого труда научить малыша читать по слогам так, чтобы вы оба получали от процесса максимальное удовольствие – без скандалов и истерик, с интересом:

Совет №1. Выбираем методику. Оптимальным выбором для всех родителей считается методика обучения чтению по слогам при помощи букваря. Автор одного из таких учебников, К. Жукова, составила эффективную книгу, которая будет настоящим помощником ребенка. С ней малыш научится понимать, а не заучивать, сумеет быстро складывать буквы в слоги, а слоги – в слова. В книжке не так уж много картинок, однако этого вполне достаточно, чтобы ребенок не терял интереса к обучению.

В любом случае, вы можете выбрать любую понравившуюся методику. Главное, чтобы обучение проходило интересно для ребенка, в доброжелательном ключе. Если вы будете излишне строги, это может отбить интерес ребенка к урокам, потому что он будет заранее готовить себя к возможным неудачам и, как результат, – вашему разочарованию в его способностях.

Совет №2. Выбираем правильную последовательность изучения гласных и согласных. Оптимальным считается первоначальное изучение открытых гласных – а, о, у, э, ы. После того, как открытые гласные выучены, учим твердые согласные – н, м. Обязательно следите за тем, чтобы малыш правильно произносил каждый звук – м, а не мэ и не эм. После переходим к изучению глухих и шипящих звуков – с, ш и пр. Не забывайте, что буквы мы видим и пишем, а звуки — произносим и слышим.


www.thebubblebox.com.au

Совет №3. Повторение – мать учения. Каждое занятие необходимо начинать с повторения того, что было изучено на прошлом уроке. Вместе с ребенком вспоминайте изученные ранее звуки. В конце занятия обязательно закрепляйте пройденное – так вы поможете ребенку сформировать правильный механизм чтения.

По несколько раз повторяйте один и тот же слог. Отлично, если до начала обучения вы подготовили яркий раздаточный материал – прекрасно подойдут для этого отдельные карточки с разными слогами. Такие карточки можно перемешивать, а после вразнобой предлагать ребенку прочитать пройденные буквосочетания. Это поможет ребенку в игровой форме научиться читать определенные слоги на автомате.

Совет №4. Как только вы с ребенком изучили часть несложных звуков, можно пробовать складывать буквы в слоги. Несмотря на то, что это кажется весьма сложной задачей, на практике все гораздо легче.
Посмотрите в букварь, расскажите малышу, как «м» спешит в гости к «а». Покажите ребенку, как нужно правильно произносить это сочетание – мммммм-ааааааа. Расскажите ребенку, что из-за того, что звуки так спешат встретиться, их нужно читать слитно, не отдельно друг от друга. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов до того, как это сделает малыш – он должен четко услышать, как нужно произносить те или иные слоги, чтобы не допустить ошибку. Если вы слышите, что ошибка все равно проскакивает – не медлите, тут же исправляйте его, иначе в его сознании сформируется ошибочное понимание звуков и слогов.

Совет №5. Изучаем несложные слоги. Для облегчения процесса обучения необходимо начинать знакомить ребенка с простыми слогами, состоящими всего из 2-х звуков – ла, ма, ра, мо, му. У ребенка должно сформироваться понимание того, каким образом из двух букв получается один слог. Как только этот механизм будет освоен, дальше учиться будет намного легче. После этого можно приступать к изучению более сложных слогов – с шипящими и глухими согласными (да, ши, во и пр.).

Совет №6. Когда предыдущие шаги пройдены, можно приступить к изучению более сложных слогов. Не стоит спешить с тем, чтобы уже после пары выученных слогов стараться заставить ребенка прочитать слова. Пусть малыш лучше хорошенько усвоит сначала механизм чтения в общем, доведет навык чтения по слогам до автоматизма. Просто со временем понемногу усложняйте задания – можно учить читать слоги, которые начинаются с гласных – ав, уп, ам, он…


footage.framepool.com

Совет №7. Как только все слоги выучены и усвоены, можно приступать к обучению чтению самых простых слов. В идеале – это должны быть слова с одним и тем же, но повторяющимся слогом – мама, папа, после можно к хорошо знакомым слогам добавлять более редкие – ма-ло, мы-ло, ра-ма…

Или можно начать с обучения самых коротких трехбуквенных слов. Для этого выбирайте такие слова, которые начинаются со знакомых ребенку слогов и оканчиваются одной дополнительной буквой. Например, кот, мак, рак, суп, лук, лес и пр.

Совет №8. Перед тем, как научить ребенка читать по слогам, обязательно показывайте ему, как правильно произносятся все слоги. Только так он сможет правильно научиться читать. В некоторых дошкольных учебных заведениях преподаватели учат детей произносить слоги нараспев. Проще говоря – они поют слоги вместе с детьми. Это не совсем правильно, потому что дети быстро привыкают к такому методу и далее стараются произносить все имеющиеся слоги на одном дыхании. Они не делают паузу ни между слогами, ни между словами. После того, как они научились читать предложения, дети часто читают нараспев целый абзац, не останавливаясь в необходимых местах (на месте знаков препинания). Это ведет к тому, что ребенок или совершенно не понимает прочитанного, или понимает его неверно.

Раз уж вы взялись за обучение чтению по слогам, делайте это качественно, чтобы потом у ребенка не возникало проблем.


3.bp.blogspot.com

Ребенок не должен петь все подряд, он должен уметь соблюдать паузы там, где они необходимы, в особенности – между предложениями. Хотите учить ребенка при помощи пения? Пожалуйста! Но научите его следующему порядку: пропел слог или слово – пауза, пропел второй слог или слово – пауза. Со временем дети самостоятельно учатся делать паузы между слогами короче, но делать их в начале обучения просто необходимо. Делая акцент на этом моменте, вы помогаете ребенку выработать автоматическое и правильное чтение с самого начала, в результате он не будет испытывать проблем с паузами в будущем.

Совет №9. Всему свое время. Не стоит учить ребенка читать по слогам в 3 или 4 года, потому что в этом возрасте ему это будет просто неинтересно. В этом возрасте хорошо, если он любит рассматривать картинки или обладает терпением выслушать прочитанную вами сказку. Учить нужно тогда, когда вы определенно замечаете явный интерес ребенка к этому процессу.

Зато в 5-6 лет, перед началом школьного обучения, можно начинать проводить занятия с ребенком по обучению чтению и письму. Причем читать и писать его нужно учить печатными буквами.

Некоторых детей этому начинают учить воспитатели в детском саду. В школу ребенок приходит уже достаточно подготовленным к тому, чтобы прочитать по слогам предложенное. Но если вы не учили ребенка читать до школы — не беда! Главное — учить правильно, иначе учителю будет вдвойне сложнее.

Ребенок, научившийся до школы читать по слогам, будет гораздо более уверенным, будет лучше чувствовать себя психологически, быстрее преодолеет стресс, быстрее вольется в коллектив. Он будет более спокойным и уверенным, что только положительно скажется на его общих достижениях.

Совет №10. Старайтесь проводить занятия по обучению чтению по слогам в форме игры. Не спешите заставлять ребенка читать быстро. Это не главное! Важно, чтобы он правильно называл все звуки, понимал прочитанное. Вдумчивое и осознанное правильное чтение по слогам гораздо полезнее. Главное, чтобы ребенок понял механизм правильного чтения.


www.google.by

Соблюдая эти нехитрые правила, вы поможете своему ребенку быстро и безболезненно овладеть техникой чтения по слогам. Специалисты утверждают, что при соблюдении всех этих требований, а также при регулярных занятиях, ваш ребенок научится читать уже спустя месяц-полтора после начала уроков. Согласитесь, это такой маленький срок по сравнению с бесконечно долгим обучением сначала в школе, потом – в институте, потом где-то еще… Главное – помочь ребенку сформировать правильную систему, помочь ему выработать понятие главных механизмом, полюбить сам процесс чтения, а остальное – дело техники и привычки!

Помните: ваш ребенок обязательно научится читать, рано или поздно. Ваша задача – сделать так, чтобы это обучение произошло в легкой и ненавязчивой форме, чтобы ребенок не испытывал дополнительный стресс (поверьте, в школе ему и без этого достанется!). Просто любите своего ребенка и играйте с ним! И не лишайте своих детей детства – пусть в раннем возрасте они играют, а учиться можно начать и перед школой!

Каждый ребенок в процессе обучения чтению проходит этап чтения по слогам. На этом этапе мозгу ребенка при чтении необходимо выполнить несколько процессов: не только узнать буквы и произнести нужные звуки, соединив их в слово, но и запомнить первый слог, удержать его в памяти и соединить со следующими слогами, а потом еще и понять, что прочитал. Потому целостное восприятие или понимание, как мы часто говорим, затруднено.

Понимание прочитанного приходит тогда, когда ребенок читает словами, причем, не по одному слову, а группами слов. На этом этапе техническая сторона чтения уже не вызывает трудностей и главной задачей является понимание текста.

Но как перейти к этому этапу, если ребенок читает по слогам и никак не получается его сдвинуть со слогового чтения?

В этом случае просто заставлять читать будет малоэффективно. Важно научить ребенка легко и быстро прочитывать сначала слоги, а затем слова. Причем, слова даются от простого к сложному. Сначала слова из 3 букв, затем 4-буквенные слова и постепенно длина слова увеличивается.

На этом этапе необходимо многократное чтение слов и слогов.

Почему это так важно? Потому что при чтении мы не читаем по буквам или слогам, а просто узнаем слово.

Одной из основных предпосылок для овладения быстрым чтением на уровне речевой деятельности является симультанное - одномоментное - узнавание графического материала, т. е. слов. О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов Техника быстрого чтения

А для того, чтобы легко и быстро узнавать слова и слоги, необходимо многократное чтение слов и слогов. И получить это можно с помощью различных упражнений.

Таблицы слов и слогов. В таблице записаны различные слоги или слова и ребенку необходимо научиться не просто читать эти слоги или слова, а делать это быстро. Потому одну таблицу используем многократно на протяжении длительного времени.

Но просто так ребенку читать не интересно, потому предлагаем разные приемы чтения. Например: 1) читаем на буксире. Взрослый читает столбики слов или слогов вслух, а ребенок повторяет. 2) Читаем хором. Здесь можно подключить ребенка, который читает лучше и тогда он будет вести за собой медленно читающего ребенка. 3) читаем только определенные слоги или слова, например, начинающиеся на букву Н. 4) читаем разными голосами, с разной интонацией.

И таких вариантов можно придумать множество. Важно, что подобные варианты чтения ребенок будет воспринимать, как игру, и чтение будет идти интереснее.

Вреднючка. Этот прием можно использовать как на столбиках слогов, так и на столбиках слов. Есть такое существо Вреднючка, которое все делает наоборот. И читает тоже наоборот. Давай посмотрим, как она читает. И читаем столбики не слева направо, а справа налево. Получается смешно. дети веселятся, но в то же время учатся легко соединять буквы в слоги и быстро прочитывать.

Этот прием легко использовать в классе на уроке чтения. Тогда можно добавить варианты - девочки читают правильно, а мальчики, как Вреднючка. Потом поменялись.

Филворды. Конечно, вы не раз видели подобные задания в различных сборниках кроссвордов, детских журналах. Филворды легко составить и самостоятельно. И это тоже отличное упражнение для формирования навыка чтения. В процессе поиска слова ребенку необходимо многократно прочитывать буквы и слоги, чтобы найти спрятанные слова. К тому же, это отличная

И это только маленькая часть упражнений, которые помогают перейти от слогового чтения к чтению словами.

  1. Таблицы слогов и слов
  2. Менялки
  3. Ёлочка
  4. Парочки (с предлогом)
  5. Парочка с хвостиком
  6. Лесенка
  7. Вреднючка
  8. Вверх тормашками
  9. Квадрат слогов
  10. Филворды
  11. Слоговица
  12. Складушки
  13. Прятки
  14. Собери урожай

И это только те, которые направлены на быстрый переход от слогового чтения. А есть еще и другие игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, понимание текста и развитие скорости восприятия.

С помощью этих упражнений и приемов можно легко достичь желаемого – быстрого и правильного чтения с хорошим пониманием .

А какие упражнения и игры используете вы, чтобы помочь ребенку быстрее овладеть навыком чтения?

Сейчас принято, что начинать полноценное школьное образование необходимо в 6-7 лет. К этому времени малыш должен научиться читать и писать.

Дошкольник этого возраста уже самостоятельный, умеет многое и почти все понимает. Когда нужно учить ребенка читать по слогам, чтобы он был готов к занятиям в школе?

Важно: Все дети разные по развитию, мышлению и самостоятельности. Одни малыши начинают читать по слогам в 5 лет, а у других это получается и в 4 года.

Родители должны помогать развитию малыша: покупать раскраски, красочные книжки и включать со зверятами, игрушками и природой.

Но психологические особенности развития малышей указывают на то, что дети могут легко научиться читать и в 3 года. Конечно, ребенок в три года ещё совсем крошечка, но именно этот возраст считается кризисным в его развитии.

Важно: Малыши в трехлетнем возрасте активно познают мир, хорошо разговаривают и поэтому они впитывают в себя информацию, как губка. В три года происходит формирование логического мышления и обобщенного ощущения пространства.



Сначала малыш должен выучить буквы. Потом ему нужно объяснить, что гласные и согласные буквы читаются по-разному: одни тянутся или поются, а другие «обрываются».

Важно: Без этого правила ребенок не поймет, как ему нужно читать слоги.

Совет: Проговаривайте слоги вместе с крохой, соединяя в несложные слова: ма-ма, па-па, мо-ло-ко. Потом переходите к более сложным словам: кош-ка, реп-ка.

Повесьте в детской комнате яркий плакат с картинками и буквами. Малышу будет легче запомнить слова, если он увидит их наглядно.

Важно: Благодаря такому приему вы сможете активизировать пассивную память. Эти тренировки позволят подсознательно запоминать слоги и слова.



Быстро ребенок может бегать и прыгать, то есть играть. Поэтому он легко научится читать играючи.

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги



Любой маме или папе кажется, что они не смогут самостоятельно научить своего малыша читать. Родители думают, что этим должны заниматься педагоги, у которых есть опыт преподавания. Но это не так, обучить ребенка читать по слогам дома просто.

  • Если у малыша есть старший брат или сестра, покажите на их примере, как хорошо уметь читать самостоятельно
  • Пусть ребенок сам в магазине игрушек выберет кубики с буквами, магнитную азбуку или красочный плакат с картинками и слогами
  • Занимайтесь с ребенком именно столько времени, сколько ему интересно. Когда желание пропадает, не заставляйте его. Отложите чтение на пару дней и потом снова продолжите
  • Не бойтесь малыша хвалить. Ему захочется радовать родителей и он будет стараться с каждым разом читать все лучше и лучше



Немногие родители знают, что помощника в обучении чтению можно скачать в сети интернет. Существуют разные программы чтобы научить ребенка читать по слогам.

Каждая вкладка интерфейса такой программы — это уровни. Малыш должен их пройти и к окончанию всех уровней, он будет уверенно читать слоги и даже слова.

Важно: Программа имеет красочное оформление меню и подпунктов. Для ребенка она покажется игрой, а значит, ему будет увлекательно учиться.

Как научить ребенка читать по слогам, видео-уроки?



Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

Современные дети — продвинутые и очень развитые. Почти у каждого 3-4-х летнего малыша есть планшет с любимыми играми. Многим детям родители позволяют баловаться с их ноутбуком.

Ребенок будет с удовольствием смотреть красочные видеоролики, которые обучают чтению. Это интересно и увлекательно.

Видео: Учим слоги с паровозиком. Читаем слоги с малышами

Важно: Проговаривайте слоги вместе с ребенком, а через пару дней, он будет читать их самостоятельно.

Видео: Все серии подряд. Фиксики. Учимся читать по слогам. Surprise Egg Learn-A-Word! Урок 1-10.

Важно: Если ребенку ещё сложно произносить слог, называйте сначала буквы, а потом складывайте их в слог.

Видео: Учимся читать по слогам с домовенком Бу — развивающее видео

Важно: С веселым домовёнком намного легче учиться читать. Нажимайте «Паузу» на видео, если малыш не успевает повторять буквы или слоги.

Видео: Учимся читать по слогам со Свинкой Пеппой. Все серии.



Важно: Педагоги дошкольного образования определили такую истину: «Чтобы запомнить текст, его нужно прочитать 5 раз». Но маленького ребенка сложно заставить читать много раз одни и те же слова — это для него неинтересно.

Поэтому стоит использовать специальные упражнения, чтобы научить ребенка читать по слогам:

  • Чтение слова задом наперед . Малышу будет смешно читать слова с конца. Цель этого упражнения — научить сливать буквы в слоги. Скажите ребенку, что к нему пришла Вреднючка, которая написала слово наоборот, а ему надо это слово прочитать
  • Читаем вверх ногами . Положите книжку перед ребенком вверх ногами и вместе с ним прочитайте слово. Повторите упражнение, но только с прочтением не слева направо, а справа налево
  • Читалка «Буксир» . Позовите на помощь старшего брата или сестру. Помощник будет читать слова чуть быстрее, а малыш следом повторять шепотом. Если кроха отстал и потерял строчку, тогда останавливаете чтение и начинаете сначала. Благодаря этому упражнению развивается артикуляция — быстрое чтение и проговаривание текста
  • Читалка «Половинки» . Закройте линейкой нижние половинки букв (они должны быть крупные), а ребенок пусть по верхним половинкам прочитает слово. Сначала ему будет трудно. Поэтому один раз читайте слово целиком, а потом по половинкам. Это упражнение развивает антиципацию — умение предугадывать. Это пригодится малышу в дальнейшем для быстрого чтения

Важно: Если ребенок будет выполнять эти упражнения ежедневно, то уже через пару недель, он сможет хорошо читать даже сложные слова.

Игры, чтобы научить ребенка читать по слогам



Увлекательные игры с родителями, воспитателями, другими детьми и старшими братьями или сестрами помогают малышу хорошо и быстро освоить материал. С таким подходом кроха будет воспринимать чтение не как учебу, а как увлекательное времяпровождение.



  • «Прятки» . Найдите несложный текст с крупными буквами. Скажите малышу слово из 4-х букв и пусть он его найдет в тексте и покажет пальчиком. Если ребенок уже хорошо читает, тогда усложните задачу: пусть он найдет слово, а прочитает не его, а следующее
  • «Раскопки» . Нарисуйте таблицу с буквами. В ней малыш должен найти буквы, и сложить слово. Например, задание: здесь спряталось то, что ты сегодня пил — сок, молоко, какао
  • «Хороший певец» . Предложите ребенку не прочитать слово, а спеть, протягивая звуки. Так они легче запомнятся
  • «Кто, где и когда» . Необходимо, чтобы малыш не просто читал слова, но и понимал их смысл. Попросите его после прочтения рассказать о слове. Например: «заяц» — кто он, где живет, какой он

Важно: Вы можете самостоятельно придумать интересные упражнения для своего крохи, которые научат его быстро и легко читать.



Мамы, папы, дедушки и бабушки стараются ещё задолго до похода в школу, научить свое чадо читать. Но делать это надо разумно, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, а развивал свои навыки.

Совет: Начинайте обучать ребенка не раньше 3-х лет. Если вы будет заниматься чтением с более раннего возраста, то ребенок не станет успешнее других, он может потерять интерес к познанию нового.

Совет: Не хватайтесь за все методики обучения сразу. Выберете что-то одно и следуйте по этому пути.

Совет: Знакомство ребенка начинайте не с букв, а с звуков — не «мэ», а «м». Так ребенок быстрее поймет, как гласная дружится с согласной буквой.



Советы и отзывы родителей, как научить ребенка читать по слогам