Open
Close

Почему люди с каждым годом неуклонно глупеют. От чего люди тупеют Тупеет ли человек

Распространенное мнение: интеллектуальные способности человека с возрастом неизбежно ухудшаются. Считается, что, отучившись в школе и закончив институт, мы усваиваем основной объем знаний, главные рабочие навыки получаем до 30-35 лет, а дальше обязательно начинается спад. Мы верим этому и... боимся. Но действительно ли люди глупеют с возрастом?

Первое, что хотелось бы отметить: ощущение, будто вы поглупели, иррационально, как любое чувство. Толчком к нему могут послужить какие-то реальные факты, но делать выводы на его основе было бы поспешностью. Поэтому разберем научные доводы.

Что происходит с мозгом в процессе взросления человека? У младенцев и маленьких детей развитие мозга происходит с наибольшей интенсивностью. Впервые устанавливаются нейронные связи, которые впоследствии станут основой привычных для взрослого человека навыков — ходьбы, речи, чтения и письма. Но можно ли сказать, что среднестатистический младенец умнее студента?

Вот, кстати, и первый факт: высокая интенсивность процессов в мозге еще не означает самые высокие интеллектуальные способности. Младенец развивается так активно, потому что ему нужно успеть заложить "базу" для будущей жизни. То же можно сказать и о школьниках и даже о студентах.

На последние классы школы и на время обучения в институте (то есть на возраст примерно между 15 и 25 годами) действительно приходится пик способности запоминать новую информацию и осваивать незнакомые предметные области. Отчасти это связано с биохимическими процессами в мозге: нервные клетки начинают постепенно отмирать после 20 лет.

Хотя, как показали исследования, объем отмерших клеток незначителен и реально практически не влияет на мыслительные способности человека, особенно если учесть, что количество самих нейронов составляет всего 10 процентов от общего объема мозга. Но есть и другие причины: чем меньше знаний мы имеем, тем легче наш мозг поглощает их, подобно губке.

А с возрастом, когда мы уже накопили определенный багаж информации и развили критичность мышления, любые новые сведения должны пройти проверку (согласуются ли они с остальными нашими знаниями, не противоречат ли им) и "встроиться" в уже имеющуюся картину мира.

Неудивительно, что на усвоение одного и того же объема новой информации сорокалетнему человеку понадобится больше времени, чем двадцатилетнему. Но и его интеллектуальные ресурсы будут при этом более активны: он проделает работу не просто по запоминанию новых сведений, но также подвергнет их критическому осмыслению и освежит все прежние знания, касающиеся данной темы.

Более того, ученые уже опровергли постулат о том, что с окончанием юности и началом взрослой жизни мозг теряет способность к пластичности — образованию новых нервных клеток и связей между ними. Исследования мозговой активности людей, перенесших инсульт , доказали: мозг взрослого человека способен вырабатывать нейроны и устанавливать новые связи между ними.

Есть и еще один психологический фактор: чем больше мы узнали, тем менее значительным кажется прирост новых знаний. Студент-первокурсник, проучившийся полгода, чувствует себя невероятно поумневшим по сравнению со школьным периодом. Человек, получающий второе высшее образование или проходящий курсы повышения квалификации, уже не ощущает подобной эйфории, хотя проделывает ничуть не меньшую умственную работу.

Однако в предположении о том, что многие люди глупеют с возрастом, есть своя доля правды. И заключается она вот в чем: интеллектуальные способности нуждаются в тренировке. Получая образование (что заложено стандартной "социальной" программой), мы вольно или невольно "тренируем" свои нейроны.

А дальше все зависит только от нас: от выбора работы, досуга, широты взглядов на жизнь, количества прочитанных книг… Причем развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда — на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений.

То есть "тренировать мозг" — это не только читать новые книги, но и осваивать новые виды спорта, путешествовать по местам, где никогда не был, учиться играть в настольные игры — все что угодно.

И здесь психологический фактор тоже играет существенную роль: тот, кто считает подобный досуг "ребяческим" и недостойным солидного взрослого человека, или тот, кто не желает выступать в роли новичка, предпочитая всегда и во всем быть на высоте, в перспективе значительно снижает свое умственное развитие.

Соблюдая условия "тренировки мозга", с возрастом вы сможете наблюдать не снижение, а даже повышение интеллектуальных возможностей, утверждают специалисты. Если главное преимущество студентов и молодых людей - скорость усвоения новой информации, то люди среднего возраста наиболее продуктивны там, где могут использовать накопленные ими знания и опыт, - в первую очередь в профессиональной сфере.

После 30-35 лет у человека повышается уровень аналитических способностей, а также возрастает самооценка, что благоприятно сказывается на многих сферах деятельности — от качества коммуникативных навыков до эффективности решения задач в команде.

Интеллект очень похож на мышцу. Если его не тренировать, он быстро слабеет и сдувается. Другое дело, что свои дряблые телеса легко увидеть в зеркале, ужаснуться и побежать в спортзал. А вот мозг угасает незаметно. И чем хуже ситуация - тем сложнее ее осознать. Недаром самые тупые представители нашего вида отличаются железной уверенностью в том, что они интеллектуалы и вообще «всё поняли».

Что каждый из нас думал, когда зубрил формулы по алгебре в школе? «Мне никогда в жизни не пригодится эта хрень». Действительно, сами формулы не пригодились. Но мы их не для этого изучали, вообще-то. Мы их изучали, чтобы в наших нежных и податливых подростковых мозгах создались прочные нейронные связи (дороги, по которым ездят мысли), которые мы теперь используем для самых разнообразных задач. Ну или не используем.

С возрастом новые нейронные связи создаются все медленнее, а готовые покрываются неровностями, выбоинами или вообще оказываются в аварийном состоянии. То есть ближе к мы действительно неизбежно тупеем - буквально, словно старые ножи. И если не работать над собой, этот процесс станет необратимым. Давайте проверим, насколько вы запустили свой некогда острый ум.

Пять ранних симптомов интеллектуальной дисфункции:

1. Вам тяжело дочитывать книги

Сколько электронных книг валяется у вас в читалке на десяти процентах? Сколько бумажных томиков вы купили, полистали и забросили? А сколько вы все-таки осилили до конца за последний год? Только по-честному, без «скорочтения» и пролистывания целых глав очередного нон-фикшна о саморазвитии. И не надо говорить, что времени нет. В студенческие годы, небось, находилось время в коротких перерывах между парами, вписками и подработками. Кстати, а как там те четыреста лонгридов, которые вы себе добавили в закладочки «на потом»?

Вы не подумайте, что . Отключиться и повтычить в инсту, когда нечего делать - это совершенно нормально. Другое дело, если желание отключиться возникает у вас постоянно, даже в моменты «сгущения» реальности: на свиданиях и тусовках, во время путешествий и приключений. Жизнь вокруг бурлит, а ваш вялый мозг как бы говорит вам: не хочу воспринимать настоящий мир, не хочу получать новую неожиданную информацию, не хочу вызовов и ярких впечатлений. Хочу имитацию всего перечисленного.

3. Вас раздражают идиоты в интернете

Нет, погодите, не так. Правильно было бы написать «Вас раздражает картина мира, отличная от вашей». Идеи и практики, которые не помещаются в ваш уютный информационный пузырь, вызывают у вас агрессивное желание спорить и что-то доказывать. А можно было бы присмотреться, изучить и понять. Но если ваша картина мира держится на соплях и фантазиях, впускать в себя непривычные мысли опасно: слабый мозг не сможет перестроиться, получится бардак. Вот вы и злитесь, раздражаетесь и плюетесь в монитор - это защитная реакция. А по-настоящему умного человека вообще сложно вывести из себя.

4. У вашего мировоззрения есть название

Есть отличный лайфхак, чтобы не думать самостоятельно (не разбазаривать свои скудные ресурсы): мыслить готовыми наборами идей. Этих наборов много, выбор широчайший, как в супермаркете. Если вы левый, правый, феминист, националист, мизантроп, патриот, метамодернист, да хоть неоплатоник-стругацкист - сразу отпадает необходимость думать над кучей отдельных проблем. За вас уже всё подумали, достаточно просто исполнять готовый алгоритм. Удобно, экономно, стильно.

Как наши повседневные занятия мешают мозгу нормально работать и почему это приводит к тому, что человек тупеет, в этой статье.
Алкоголь мешает нейронам «общаться»
В обществе распространено мнение о том, что алкоголь вызывает гибель нейронов головного мозга: существует огромное количество широко растиражированных высказываний в стиле «Три стакана пива убивают 10 тысяч клеток мозга». Однако исследователи из Университета Вашингтона в Сент-Луисе выяснили, что это не так: ознакомиться с их исследованием можно в The Journal of Neuroscience.
Ученые не опровергают мнение о том, что этиловый спирт, содержащийся в спиртных напитках, способен убивать живые клетки и микроорганизмы - однако это является проявлением антисептического эффекта алкогольных напитков. А вот нейроны головного мозга от этилового спирта не погибают даже в том случае, если жидкость будет воздействовать на них напрямую.
Исследовательская группа под руководством Кадзухиро Такуды выяснила, что спиртные напитки влияют на то, как именно нейроны головного мозга взаимодействуют между собой. Алкоголь «заставляет» особые рецепторы вырабатывать стероиды, которые замедляют формирование воспоминаний. Именно поэтому люди зачастую не помнят, что происходило с ними после оказавшейся лишней порции спиртного напитка. Кроме того, вследствие этого замедляется и «общение» нейронов между собой, вследствие чего они начинают хуже обеспечивать передачу информации. В результате этого возникает раскоординированность действий, сбивчивая речь и неспособность адекватно реагировать на внешние раздражители.
Однако случаи гибели нейронов под воздействием алкоголя все же случаются - так, именно этим обусловлено возникновение синдрома Корсакова. Тем не менее даже в этом случае спиртные напитки не являются непосредственной причиной возникновения заболевания - он ведет лишь к острой нехватке витамина В1, которая и провоцирует болезнь.
Впрочем, употребление спиртных напитков - не единственное средство оказать на головной мозг и память губительное влияние. Оказывается, похожим эффектом обладает целый ряд привычных для каждого человека действий.
Плотный завтрак и фрукты губят память Ученые из Монреальского университета выяснили, что жирная пища (например, входящая в классический английский завтрак - жареный бекон, яичница и тосты с маслом) влияет на выработку дофамина - гормона, который влияет на работу «системы вознаграждения» мозга и отвечает за процессы обучения и формирования новых навыков. Именно из-за этого привычка плотно завтракать может стать причиной замедления когнитивной деятельности мозга и реакции на внешние раздражители, а также ухудшения памяти.
То же самое влияние на мозг оказывает и избыточное потребление фруктов - содержащийся там сахар (фруктоза) мешает гормону инсулину извлекать из сахара энергию, необходимую для функционирования нейронов. С тестом исследования специалистов можно ознакомиться в журнале Neuropsychopharmacology.
Многозадачность и интернет снижают IQ
Профессор Эрл Миллер из Массачусетского технологического института утверждает: человеческий мозг не приспособлен для того, чтобы выполнять несколько задач одновременно. Даже в том случае, когда у человека вроде бы получается делать три дела сразу, это не значит, что он действительно на это способен: на самом деле мозг просто часто переключается с одной задачи на другую, а это влечет за собой увеличенное расходование энергии и быстрое истощение мозга.
Профессор Миллер заявляет: даже постоянная проверка электронной почты в процессе выполнения другой работы может снизить коэффициент умственного развития IQ на 10%. Впрочем, постоянный доступ в интернет способен повредить нашей памяти сам по себе: имея возможность «загуглить» любую необходимую информацию, человек просто перестает запоминать новые данные. Мозг привыкает обращать внимание не на то, что он должен сохранить в памяти, а на то, где именно и на каком сайте нужные данные можно найти. С работами профессора Миллера можно ознакомиться на сайте егоЛаборатории когнитивных исследований.
Реалити-шоу мешают думать
Психологи провели исследование того, как просмотр реалити-шоу влияет на работу головного мозга людей. Австрийский ученый Маркус Аппель провел эксперимент, в ходе которого 81 участник смотрел реалити-шоу, демонстрировавшее повседневную жизнь подростка-хулигана, увлекающегося футболом. После просмотра участников опыта просили решить тест, направленный на выявление их общего уровня знаний (подобный тест люди выполняли и до знакомства с реалити-шоу). Выяснилось, что телевизионная программа действительно мешала людям думать - результаты второго теста оказались существенно ниже. Автор исследования связывает это с тем, что во время просмотра реалити-шоу человеку не нужно глубоко анализировать получаемую информацию или запоминать ее, в результате чего мозг переходит в «расслабленный» режим работы, а после окончания передачи вернуться в обычный режим оказалось не так-то просто.
Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно в журнале Media Psychology.
Описанные выше результаты научных исследований наводят на мысль о том, что современная жизнь сама по себе уже вредит работе нашего головного мозга и памяти: интернет сопровождает нас каждый день, во время рабочего дня приходится выполнять по несколько дел сразу, а по телевидению зачастую бывает сложно найти программу, которая требовала бы более активной работы мозга, чем реалити-шоу. К сожалению, это подтверждается и статистическими данными: если с 1930-х годов средний уровень IQ начал резко расти из-за улучшающихся условий жизни и развития науки и образования, то в течение последних нескольких десятилетий значение среднего коэффициента умственного развития, наоборот, снижается: так, сейчас он на 1 пункт меньше, чем был около полувека назад.

Все мы появляемся на свет с врожденной способно-стью к обучению. Какими бы разными ни были наши склонности, способность обучаться является общей для всех и необходима нам для того, чтобы приспособиться к окружающему миру и выжить в нём.

Почему же так часто мы видим людей, не способных научиться элементарным вещам, не говоря уже об овла-дении понятиями, без которых невозможно постигнуть Учение?

Всё начинается в детстве. Пока ребёнок обучается спонтанно, двигаясь туда, куда его влечёт природное любопытство, проблем не возникает. Пока он делает то, что ему нравится, и исследует интересные, привлека-тельные для себя предметы, его восприятие продолжает оставаться острым, а память великолепна. Трудности возникают в тот момент, когда обучение становится обязательным . Чаще всего это случается в школе, реже в детском саду и иногда дома, с родителями.

Ситуация развивается следующим образом: ребёнок хочет играть и развлекаться, а его заставляют читать букварь. Возникает конфликт между желанием и обя-занностью. Из этого конфликта рождается сопротив-ление как ответ на принуждение. Ребёнок не может открыто проявить неповиновение, поскольку оно по-давляется всей системой воспитания. Те дети, у кото-рых накоплено много страха и, в силу этого, имеется ответственность, пытаются развивать волю, отклады-вая выполнение сиюминутно возникающих желаний и пытаясь послушно усвоить премудрости чтения.

Те из детей, кто не может заставить себя прилагать усилия к усвоению ненужных с их точки зрения зна-ний, находят другой выход из сложившейся ситуации. Испытывая острое нежелание заниматься и не имея возможности избежать этого, они внутренне уходят от обучения. Есть два варианта подобного ухода: либо погружение в мечты, т. е. компенсация нереализован-ного желания; либо, когда сопротивление и гнев слиш-ком сильны, впадание в состояние подобное трансу, при котором дитя присутствует, хлопает глазами и даже иногда что-то говорит, но вместе с тем абсолютно не уча-ствует в происходящем. По окончании занятия ребё-нок имеет смутное представление, о чём шла речь, и не понимает материала, который излагался учителем.

Постепенно такая реакция становится привычной, механической и может совершенно не осознаваться человеком. Приходя на учёбу, он просто тупо ждёт её окончания, чтобы потом заняться тем, что ему нравится. Фактически, в отношении изучаемого предмета он ста-новится труднообучаемым и тупым, оставаясь при этом вполне смышлёным в тех видах деятельности, которые ему по-настоящему интересны.

Всё это было бы не важным, если бы заканчивалось вместе с окончанием школы.

К несчастью, привычка выдавать реакцию сопротив-ления на ситуации, в которых от человека требуется усилие, чтобы воспринять новое знание или научиться чему-нибудь, сохраняется и после взросления. Против своей воли человек впадает в состояние отупения, не понимая простейших вещей и тратя на их усвоение очень много времени. Так он становится жертвой своих детских реакций.

Привычка ждать конца неприятных и неинтересных занятий, мечтая, чем займёшься после них, очень часто переносится на работу, которой занимается человек. Не осознавая проявлений детской привычки внутренне уходить из неприятной ситуации, он не может понять, почему ему так трудно сосредоточиться на своём деле, почему хочется закончить работу как можно быстрее, пусть даже выполнив её небрежно или неправильно...

Другими словами, желание заниматься только тем, что тебе нравится, приводит к частому возникновению внутреннего сопротивления внешним обстоятельствам, порождающего гнев и неприятие, которые, в свою оче-редь, блокируют способность учиться. Большинство людей даже не пытаются изменить ситуацию, полагая, что таковы особенности их характера и ума и каждый из нас имеет строго очерченный круг способностей, в рамках которого и надо развиваться и искать себя. Та-ким образом, мы принимаем свою ограниченность, счи-тая её естественной; следуя желанию не напрягаться, мы готовы признать себя тупыми и махнуть рукой на по-тенциально существующее разнообразие своих воз-можностей.

Отрицая усилия, следуя желанию выполнять свои желания, мы теряем перспективы роста бытия. И нам невозможно понять, что богатство и прожитые годы не есть признак более зрелого уровня бытия, тем более что наши реакции остались такими же, какими были в дет-стве.

Неоспоримым фактом является невозможность для многих людей наладить нормальные отношения со свои-ми родителями: детские шаблоны сопротивления и гнева постоянно толкают их к разжиганию ссор или прекращению общения.

Тот, кто захочет что-то изменить в себе, зачастую становится жертвой стереотипных реакций: там, где требуется усилие, он отупляется, делаясь похожим на осла, которого, если уж упрётся, не сдвинешь. Труд-ности, возникающие при работе над собой, имеют те же корни; сопротивление возникает из того же механи-ческого источника.

Бессознательные детские реакции ограничивают нас, не оставляя нам выбора; принимая их как неотъем-лемую часть себя, мы соглашаемся с этим ограничением.

Если мы хотим перестать «бодаться» с людьми, ко-торые чего-то требуют от нас, нам придётся научиться отслеживать моменты, в которых возникает привычное сопротивление. Как это сделать? Для начала признать наличие проблемы, постараться взглянуть на свои дей-ствия и их результаты со стороны и увидеть, насколько непродуктивен такой подход к делу.

Это поможет в дальнейшем останавливаться в мо-мент появления тупого сопротивления. Остановив-шись, следует сделать шаг назад, отступить со своих позиций. Поначалу может потребоваться время для того, чтобы остыть и окинуть возникшую ситуацию незамутнённым взором. В любом случае пауза необхо-дима. Она требуется для того, чтобы мы могли оценить положение вещей более объективно, осознав корни сво-его нежелания идти на компромисс — имеют ли они механическую природу привычки или у них есть рацио-нальная основа. В то же время у нас появляется воз-можность более внимательно и вдумчиво рассмотреть сделанное нам предложение и осознать, правильно ли мы его поняли.

Если мы видим, что наше нежелание что-либо де-лать — это закамуфлированная детская реакция под названием «Я не хочу ничего!», то само это видение позволит нам перестать бычиться и упираться и у нас будет выбор, не обусловленный прежними шаблонами.

Держаться за привычки, считая их важной частью своей личности, — худший вид привязанности. Если позволять детским реакциям влиять на нашу взрослую жизнь, мы так и не освободимся от искусственно создан-ных ограничений, периодически становясь тупыми и считая это проявлением своей неповторимой индиви-дуальности.

Тупость – это не недостаток ума, а недостаток разума. Человек может обладать большими знаниями в какой-то одной области, но в других областях он будет тупить. И это связано не с недостатком знаний, а с недостатком разума. Так что же такое разум? Разум – это устойчивое внимание, позволяющее охватывать целое и одновременно проникать в суть того, что вас интересует. Игроман знает все об игре, в этой области он ас, но можно ли его назвать разумным? Руководитель крупного предприятия, успешно управляет им, а дома, он деспот. То есть, в семейных отношениях он тупой. Чтобы не тупить, не нужны определенные знания, достаточно просто любить. У современной молодежи снижается уровень разумности. Почему? Из-за давления страха и чрезмерного увлечения виртуальном миром, в котором «все можно» и нет никаких ограничений желаниям. Проще, легче и приятней жить в виртуальной сказке, чем в реальном мире, в котором, для реализации своих желаний, надо прилагать не мало усилий и вести борьбу со страхом. А так, подавил страх, погрузился в сказку и нет ни страхов, ни ответственности, ни обязанностей, и любое желание может получить удовлетворение без всяких усилий. Хорошо это или плохо? Не таит ли подавление страха в себе какую-то опасность? Попробуем разобраться. Курильщик курит сигарету и подавляет страх перед последствиями от курения, чтобы получать одно только удовольствие от курения. Ему хорошо, приятно жить в сладеньком самообмане. Подавив страх, он подавил сомнения, критический анализ, который принуждает просматривать последствия от своих желаний. Именно страх принуждает нас сначала думать, а потом делать. Подавив его, мы лишаем себя защиты и позволяем негативным раздражениям беспрепятственно проникать в нас и накапливаться, что, в конечном итоге, приведет к образованию серьезной болезни. От того, что курильщик подавляет страх перед возможными последствиями от курения, вред от этого не исчезает, а только усиливается. За самообман приходится расплачиваться своим здоровьем. Не слишком ли высокая цена за получаемое удовольствие, которого будет становиться все меньше и меньше, а не удовольствия, все больше и больше? Что нормальный человек, с уравновешенной психикой делает, когда ему захочется съесть яблоко? Он изыскивает возможность для приобретения яблока, чтобы потом получить реальное удовольствие, съедая его. То есть, желание он переводит в действие, а действие совершает в реальности. Чтобы добиться желаемого, он производит умственную и физическую работу. Стремление реализовать желание, принуждает его совершенствовать свой ум. А если это не будет идти во вред целому, то и разум. Что делает виртуал для удовлетворения своих желаний? Он желаемое возводит в абсолют, а «неприятную» реальность, в которой надо трудиться, отрицает, чтобы своим негативом не мешала получать удовольствие. Страх кричит ему, что этого делать нельзя, что это опасно, но он подавил его, а вместе с ним и критический анализ, который принуждал его просматривать последствия от своих желаний. А раз критический анализ отсутствует, то все совершаемые действия кажутся правильными, что еще больше усугубляет ситуацию. И возвращаться назад, с целью осмыслить свою жизнь, свое поведение становится страшно, так как придется признать все допущенные ошибки и переболеть правдой, но это страшно и больно, поэтому проще, легче и безболезненней продолжать двигаться только вперед и оправдывать все свои действия. Виртуальный мир (зацикливание на нем) снижает умственные и творческие способности человека, так как он нарушает связь с реальностью. Мозг, полноценно функционирует и развивается только в уравновешенном состоянии, при котором связь с реальностью осуществляется непрерывно и напрямую. Сдвинутость на виртуале не позволяет сосредоточиться, а значит, сделать мировосприятие осмысленным. Люди, которые перегружают себя работой, так же не в состоянии полностью переключить себя на реальность, а потому, в семье у них часто возникают проблемы. Они не столь чутки к своим детям, а потому с их воспитанием не все хорошо складывается. Устойчивая сдвинутость мышления ухудшает память и здоровье, поскольку количество накапливаемых раздражений опережает их сброс. Многие молодые люди подолгу зависают в социальных сетях, в компьютерных играх, на телефонах…. Там им хорошо, комфортно, нет жестокой реальности, которая грузит своими проблемами. Если пользоваться всем этим в меру, то ничего страшного. Если же это убегание от «страшной» реальности, то количество страхов будет не уменьшаться, а только нарастать, так как подавление страха, ведет к его количественному увеличению. Подавляя страх, вы не решаете проблему, которая породила страх, а загоняете ее вглубь, в подсознание, где она будет только разрастаться. Чем дольше вы живете в виртуальном мире, тем трудней будет возвратиться в реальность. Сдвинутое мышление не обладает разумностью, так как в нем отсутствует критический анализ, сомнения в правильности своих действий. Сдвинутость не позволяет быстро переключаться на другие интересы и осмысливать реальность. Ну а как же справляться со страхами, когда их с каждым днем становится все больше и больше? Надо не убегать от страха, а смотреть ему в глаза. Только в этом случае связь с реальностью будет не разрывной и она станет для вас понятной, не травмирующей и привлекательной. Как же не бояться, когда вокруг столько угроз, с которыми просто невозможно справиться? А вы перестаньте жить в виртуальном придуманном мире, который накапливает страхи и перенаправьте внимание из зацикленности на нем, в реальность, в ее видение, а не в представления о ней. Когда вы делаете внимание устойчивым, автоматически активизируется ваше сильное «Я», которое не позволит страху пробивать вашу защиту. Одновременно, у вас начнет повышаться самооценка, укрепит свои позиции воля, которая сильна только при устойчивом внимании. Вы станете более доброжелательными, так как на вас перестанет давить страх, активизируется гордость, самоуважение, чувство собственного достоинства, благородство…. То есть все чувства, присущие по-настоящему сильным людям. Вы увидите, что многие страхи были надуманными, а с реальными страхами можно справляться с помощью разума, который начнет активно развиваться и укреплять свои позиции. И вы сможете получать не виртуальные, а реальные удовольствия от жизни, которые по качеству, не идут ни в какое сравнение с виртуальными удовольствиями. И они, не разрушают, а укрепляют здоровье, поскольку энергия желания не подавляется, а получает полную разрядку. Есть еще один, пожалуй самый важный момент. Не переутомляйтесь и высыпайтесь. Именно сон является природным лекарем и нормализатором психики. Даже если случилось переутомление, недосып, психотравма, болезнь или вы в чем-то запутались, позвольте себе как следует отоспаться и отлежаться и мозг сам все выправит. В нем природой заложено стремление к правильности, равновесию, гармонии, надо только не мешать ему выполнять эту функцию. Хотите стать сильным, умным, человечным, раскованным, свободным и всегда оставаться самим собой – высыпайтесь и учитесь быть внимательными. Проще и доступней методики природа пока еще не придумала. 2.06.2014 г.