Open
Close

Каллиграфия и леттеринг для начинающих. Каллиграфия – таблетка от дурного настроения Первое занятие по каллиграфии

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

“Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не “поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве “а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы “а”, и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера . Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.


Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто “поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

Сегодня не учебный день, и всё равно в класс каллиграфии в цокольном этаже Введенского храма заглядывают прихожане – каллиграфия требует постоянства. Преподаватель раскладывает учебный материал и рассказывает, что освоить навыки правильного и красивого письма может каждый – для первых шагов в каллиграфии не нужно иметь красивый почерк или художественный талант, важны усидчивость и практика.

– В детстве у меня был довольно плохой почерк, но я любил имитировать почерки других – смотрю на свои школьные тетради, одна страница написана одним почерком, вторая – другим.

– Со справками о болезни от родителей проблем не было?

– Вот именно. Кстати каллиграфия – это не только красиво, но и полезно. Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Сам я эксперименты не ставил, но говорят, что так. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.

Я читал, что в полной мере каллиграфию может заменить только скрипка. Но для того, чтобы быть скрипачом, нужен и слух, и умение, а тут просто пишешь буковки, и, пожалуйста, – мозг работает почти на сто процентов.

– А письма простой ручкой это не касается?

– Нет, когда мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь. В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас есть неполная замена перу – перьевая ручка. Но когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.

– Какая еще может быть польза от занятий каллиграфией?

– Конечно, мы пишем не только ради удовольствия или ради красоты буквы, важно, что мы думаем над тем, что пишем. Вот, например, когда на занятиях мы переписываем Священное Писание, представляете, сколько раз прокрутит человек в голове каждую фразу, насколько текст отложится у него в памяти?! А сейчас часто пробежал глазами в интернете – и всё.

Раньше нормальной практикой для монахов было переписывать Священное Писание. И Иоанн Лествичник, и Федор Студит говорили: пусть в монастырях будет каллиграфия. Во-первых, чтобы распространять книгу, а во-вторых, для изучения Священного Писания и молитвы. Как в школе говорили: переписал бы учебник по физике раз – знал бы физику.

Если родители привели ребенка на занятия каллиграфией с целью улучшить его почерк, чуда не произойдет. Зато письмо пером может воспитать усидчивость. Для детей у Виктора есть специальные плакатные перья, а вместо букв – разные животные. Их, как и буквы, надо писать за несколько движений пером, а не рисовать:

– Если ребенок захочет нарисовать такую красивую птицу, – показывает Виктор, – он карандашиком долго будет это мучить, а так раз – и получилось. Для детей очень интересно, и заодно они учатся чисто писать. У меня был на занятиях один очень резвый ребенок, он за урок три раза разлил тушь – самому ведь неприятно, потом он стал осторожнее, внимательнее. Раньше дети хотя бы перьевыми ручками писали, старались, а теперь и клякс не бывает – пиши как хочешь.

– Прописи в школе не направлены на то же, что и каллиграфия?

– Если бы прописи писали тонким пером, ввели урок чистописания, была бы польза. А сейчас непонятно что – ни шрифтом не занимаются, ни над почерком не работают. Каллиграфия ведь и появилась как красивописание. И чем красивее, тем лучше, потому что чем буква красивее, тем она внятней, приятнее глазу.

Прежде всего, говоря о каллиграфии, важно понимать, что мы не рисуем, а пишем буквы. Каллиграфия – это рукописный шрифт. С появлением книгопечатания каллиграфия как вид искусства забылась, появились печатные книги, а писать практически перестали. Только в начале ХХ века каллиграфия стала возрождаться.

И интересно, что когда стали смотреть на древние книги, людям казалось, что все буквы в них нарисованы, даже в голову не приходило, что каждая буква пишется за два-три движения. Тогда Эдвард Джонстон – английский каллиграф, взял ширококонечное перо, и написал те же самые буквы. Вот с его именем и связано возрождение современной каллиграфии.

Виктор раздает бумагу, перья, ставит на стол баночки с тушью. Для урока каллиграфии нужно иметь:

  • Чертежную бумагу
  • Черную тушь в баночке
  • Перо
  • Стакан воды
  • Бумажные салфетки (потому что руки от туши точно будут черными)

Расчерчиваем бумагу, отмечаем по линейке линии по полтора сантиметра – примерно такой высоты буквы потом будут вписываться в строку. Затем заполняем перо тушью. На занятиях все пишут стальными перьями. Они более жесткие, и по своим свойствам больше похожи на дерево. У этих перьев специальные тушедержатели, чтобы тушь не вытекала вся сразу – так легче провести линию.

Важно не переборщить и не макать перо в тушь полностью. Тушью заполняется желобок-углубление сверху и вся верхняя сторона пера до кончика. Я вот на первых порах макала перо целиком, и скоро на моем листе бумаги появились кляксы – привет из детства. Кстати, искусство хорошего каллиграфа состоит также в том, чтобы любую ошибку превратить в достоинство – например, из кляксы сделать особенно красивую букву.

– Буквы, которые выходят из-под пера каллиграфа – живые, – говорит Виктор. – Если каллиграф пишет текст и вдруг ошибется, он должен уметь красиво всё исправить. Человек ведь не печатная машинка. И в этом жизнь, в этом красота.

Если присмотреться, в древних текстах все буквы разные. И даже когда изобрели печатный станок, было несколько вариантов одной буквы, чтобы избежать одинаковости. Для людей тогда вообще было странно, что буквы могут быть все одинаковые, это воспринималось как модернизм. И поэтому, если довести рукописный шрифт до механизма и автоматизма, это плохо, в нем должна быть жизнь.

– Лишний автоматизм не появляется от практики?

Есть такие люди, которые склонны писать слишком аккуратно. Им, наоборот, нужно делать такие упражнения, которые их будут, так скажем, освобождать от автоматизма. Например, я считаю, что нужно писать, не разлинеивая лист. Это поможет разработать глазомер, человек научится писать ровнее, но и автоматизма не будет.

– Вы можете посмотреть и сказать: это писал человек, а это машина?

– Да и вы скажете. И всё же чистописание в каллиграфии – практически закон. Если ошибется художник, рисунок всегда можно подправить, а каллиграф практически не исправляет текст. Если рассматривать древние кожаные книги, кое-где видно, как подчищали ошибки.

Прежде, чем начать, перо нужно расписать. Для этого оно ставится на бумагу и слегка поворачивается – вправо-влево, опять вправо. Расписывать перо можно и на черновике, и на чистовике. Но в последнем случае эту черточку нужно ставить именно там, где будет буква или штрих.

Начинаем писать. Важно не бояться нажимать на перо и вести линию всей рукой, а не только пальцами. При этом локоть нужно оторвать от поверхности стола. И вот первая толстая линия проведена, и даже не кривая – чудеса. Вообще первый урок каллиграфии всё же похож на прописи первоклассника: черточки, кружочки, палочки. Упражнения те же – части букв. Затем из этих частей составляются буквы. Но мы, конечно, нетерпеливые, сразу пытаемся писать буквы и слова, получается весьма посредственно. Искусство каллиграфии, кажется, намного труднее постичь, чем казалось сначала.

– Кто ваша основная аудитория, кому сегодня нужны занятия каллиграфией?

– Приходят разные люди. Прихожане, ребята из семинарии, иконописцы, так как подписи на иконах делаются на основе каллиграфии.

– Какие шрифты вы изучаете?

– Наши занятия начались с июля, и мы уже успели более-менее изучить так называемый базовый шрифт, который придумал Эдвард Джонстон. Этот шрифт он разработал на основе средневековых английских шрифтов. Теперь мы начали заниматься уставом, пишем древние славянские шрифты. За основу взяли Остромирово Евангелие. Я сам разработал шрифт, как можно более приближенный к древнему образцу.

Потом мы отдохнем от славянских букв, и попробуем написать что-нибудь европейское, например, готику, рустику или унициал. По крайней мере, эти шрифты мне нравятся, и я бы хотел, чтобы люди тоже поработали над ними.

А основная наша задача – написать Евангелие. Мы отбираем людей среди участников наших занятий, которые способны писать много и хорошо, и создаем рукописное Евангелие.

Я прошу Виктора написать какие-то известные фразы, чтобы заснять процесс на камеру. Если держать перо под углом в 30 градусов – это будет базовый шрифт, под 45 – уже готический. Перестроиться довольно сложно – если пишешь базовым шрифтом, на другой лучше не переходить. Вот почему Виктор с улыбкой реагирует на мои просьбы написать «Coca-Cola» или нарисовать завитушку – менять шрифт и стиль нехорошо:

– Для того, чтобы перейти на другой шрифт, нужно время. В уставе перо всё время поворачивается под углом, такая особенность. Другая особенность – я сейчас пишу определенным размером, потому что толщина пера предполагает размер буквы от одного до четырех миллиметров. Если, например, взять перо больше – буквы, соответственно, будут больше. А этим размером я могу писать только то, что пишу, иначе я уйду от образа, будет не похоже.

Тоненькие церковнославянские буквы создают определенный образ. Сейчас в русском шрифте он уже утрачен, наш шрифт стал скорее европейским, к сожалению. Если бы он развивался именно как церковнославянский, мы бы, может быть, имели сейчас совершенно другое впечатление от русского языка. А сейчас у нас всё немного такое… – и ни свое, и ни чужое.

Другая большая проблема даже для современных шрифтов – перевод. Когда мы смотрим на латинский шрифт – да, красиво, а вариант этого же шрифта на русском не смотрится.

– Откуда началась каллиграфия? Насколько я знаю, именно распространение христианства дало развитие искусству каллиграфии, потому что необходимо было копировать в больших количествах Библию?

– Да, и книгу вообще. Естественно, так как написать даже одну книгу было очень трудоемко, – целый год, а то и два или три можно было потратить, – писали самые важные книги. Не какого-то местного поэта переписывали, а Священное Писание, изречения философов – всё то, на чем держалась культура, и что было важно зафиксировать.

Книги были очень дорогими и недоступными для основной части населения. Конечно, с одной стороны, печатная книга убила каллиграфию, но зато люди стали более образованными. А в монастырях книги писали еще довольно долго – до XVI века.

– Сейчас каллиграфия практически исчезла?

– Местами еще живет, например, недавно меня пригласили преподавать каллиграфию в институте для дизайнеров. Сейчас дизайнеры, к сожалению, мало занимаются шрифтами.

– А придумать свой шрифт сейчас еще можно?

– Конечно. Но часто каллиграфы придумывают шрифты, которыми можно написать только одно слово – название книги, главы, а вот набрать всю книгу этим шрифтом нельзя.

– Слишком запутанный?

– Да, с завитушками всякими, интересными придумками, на такой шрифт хорошо посмотреть и полюбоваться, но постоянно читать – глаза устанут. Так что есть фирмы, занимающиеся шрифтами, но каллиграфией они при этом не занимаются.

– В «Википедии» граффити тоже считают каллиграфией.

– Почему нет? Граффити, если оно делается пером, кистью – это каллиграфия. Мне бы и самому было интересно выйти с нашими учениками на улицу, взять широкую кисть и что-нибудь написать. Если написать красиво, это украсит город. Ведь много серых, некрасивых стен, которые можно разукрасить. Почему бы каллиграфам не заниматься украшением?

– А китайская, японская каллиграфия, вся эта «игра кистью и тушью» – это же целый мир, современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. Нам это не близко, это другая техника?

– Да, это абсолютно другая культура – мы их не понимаем до конца, они нас. Но когда наш каллиграф съездил в Японию, показал, как мы пишем буквы, они сказали: «Теперь мы понимаем, почему нас так тянет к России». То есть японцы увидели в нашей каллиграфии что-то такое, что дополняет их каллиграфию.

И всё равно законы одни и те же. Если мы говорим о конструкции в каллиграфическом рукописном шрифте, тело буквы не должно быть аморфным, но с плотью и костью. И японцы говорят то же самое. И я думаю, мы отличим плохую японскую каллиграфию от хорошей так же, как мы можем различить хорошую и плохую картину, например.

Был такой случай: шла выставка Шишкина, пришла какая-то женщина и написала в книге отзывов: «Здравствуйте, Иван Иванович, я посмотрела на ваши работы, мне очень понравилось, я считаю, что вы гений. Вот мой телефон, у меня галерея, позвоните». Она даже не знала, что это великий художник XIX века. Но она оценила, понимаете? То есть даже если сейчас появится второй Шишкин – его оценят, он будет выделяться.

Посередине урока в класс заходит настоятель протоиерей Павел Великанов , и тут же присоединяется к занятию: берет перо, бумагу, сначала расписывается («Это не мое перо, заточено по-другому, неудобно писать, расписаться надо…»), а потом начинает писать буквы, четкие, ровные.

Протоиерей Павел Великанов

– Отец Павел, зачем православным каллиграфия?

– Во-первых, мы хотим в целом повысить интерес к ручному труду, в том числе в той деятельности, которая была традиционной для православных людей – каллиграфии. Ведь человек больше всего ценит то, что делает своими руками, а в Церкви люди издревле занимались переписыванием книг. А возобновить эту традицию меня сподвигло свидетельство о тех, кто во времена гонений на Церковь от руки переписывал книги, молитвословы и другие священные книги.

Во-вторых, каллиграфия позволяет по-другому посмотреть на текст, поменять отношение к тому, что в нем написано. Как-то на одной из наших семинарских лекций преподаватель сказал: «Попробуйте взять и попереписывать что-нибудь из тех святых отцов, которые вам близки, с которыми вы действительно чувствуете внутренний резонанс – и вы почувствуете, что восприятие текста поменялось».

Происходит вчитывание в текст, в тот материал, с которым работаешь. Пусть даже это будет совсем маленький отрывок текста или слово, но человек уже по-другому воспринимает текст. Чувствует, что это не просто какой-то изверг писал что-то непонятное, а что это родное, знакомое, понятное.

Кстати с открытием курсов каллиграфии я получил очень мощный инструмент для терроризирования прихожан. Вот сидит, например, Елена, выкинет она что-то неправильное в своей жизни, а я ей говорю: «Знаешь что, голубушка, напиши-ка ты 50 раз такую-то фразу, которая позволяет по-другому посмотреть на ситуацию в твоей жизни».

Вместо епитимьи?

– Это и есть епитимья как способ помочь человеку собрать свою волю в кулак и сделать то, что на самом деле нужно сделать, но на что обычно катастрофически не хватает времени.

В-третьих, каллиграфия не терпит суеты и требует определенного состояния внутреннего мира человека, покоя. Приходит на занятие человек со своими проблемами, волнениями, начинает писать – и всё уходит. Я помню, одна женщина приехала из Москвы совершенно измученная, в состоянии какого-то жуткого внутреннего раздрая. Она даже не могла провести несколько прямых линий. Для нее самой это было изумлением «Как? Я не могу, почему? У меня же хороший почерк…»

Вот видите, как криво получается? Потому что я сейчас думаю не о том, что пишу, а о том, что сейчас начнется служба, и мне главное не опоздать. Каллиграфия требует определенного настроения. И что самое интересное, это настроение создается в процессе занятия. Поэтому каллиграфия как вид деятельной медитации для меня очень симпатична.

– А сколько вы тренировались, чтобы так красиво писать?

– Вот вы будете смеяться, а я почти каждый день что-нибудь дома пишу. Хотя бы пять-семь минут, но уделяю каллиграфии. Это всё Виктор виноват. Кстати, познакомились мы очень интересным образом. Когда мы делали проект с владыкой Марком (архиепископ Рязанский и Михайловский Марк (Головков). – Прим. ред.) «Религиозная энциклопедия» на «Радио России», то потом решили опубликовать этот проект на сайте «Богослова» . И я решил сделать иллюстрации к темам энциклопедии, познакомился с Виктором, который оказался не только хорошим иконописцем, но и профессиональным графиком.

И вот когда он начал делать свою работу, я понял, что человек, который занимается каллиграфией, мастерски владеет не только рукой, композицией, но и обладает внутренней гармонией. Потом я целый год носился с идеей сделать курсы каллиграфии, а Виктор меня выручил, стал преподавателем.

Еще поездка в Китай повлияла. Знаете, что меня зацепило? Не знаю, это миф или правда, но как-то мне сказали, что при приеме человека на работу в Китае смотрят, прежде всего, не на то, какое у него образование, а на то, как он пишет иероглифы. То есть считается, что человек, который не умеет правильно писать, не умеет и правильно думать.

Отец Павел заканчивает писать, и в конце быстрыми, четкими движениями выводит одно слово: хорошо. Я бы сказала: отлично.

– Разве не приятно посмотреть, что выходит из-под твоей руки? Пусть всё немного кривое и косое, но всё равно красиво, и ты понимаешь, что не безнадежен. У нас каллиграфия – это таблетка от дурного настроения.

Подготовила Мария Строганова

Фото и видео: Иван Джабир

Доброго дня, мои любимые читатели блога «ШколаЛа». Села писать вам очередной рассказ по «горячим следам», так как тема этой статьи возникла совсем случайно, незапланированно.

То, что учёбу в школе своих детей я контролирую так, что «муха не пролетит», вы, наверное, уже поняли. Активное участие в школьной жизни – это, наверное, моё хобби. Но и «на старуху бывает проруха». На днях смотрю в тетради своих детей и понимаю, что без первоисточника сей письменной «красоты» не могу отчасти разобрать, а что там?! От всего сердца начинаю жалеть педагогов. Это как же ж надо умудриться разобраться в такой писанине и найти ошибки? Да там любой доктор со своим врачебным почерком отдыхает.

Чешу затылок. К прописям возвращаться – не вариант для детей, ибо не поймут меня мои дети и станут сопротивляться. Оставлять, как оно уже есть – не вариант для меня, ибо не привыкла «абы как».

Ползаю по форумам, читаю эмоции мам, стала изучать опыт других, чтобы не отплясывать на своих граблях. Неужели я одна такая, до занудства правильная, желаю, чтобы мои дети писали красиво? Оказалось, что нет. Что интересно, сами дети совершенно не озабочены тем, что пишут они «как кура лапой» и не стремятся сделать своё письмо читаемым. Но за него же ставят двойки! А у педагогов, извините, времени, чтобы научить красиво писать, сегодня нет!

Готовая доставать для упражнений трафареты (да пусть возмущаются и негодуют мои дети), наткнулась на рассказ обычной мамы, которой на помощь пришла каллиграфия для детей.

Пришла она к этой идее методом проб и ошибок, сражаясь за чистоту в тетрадях и порядок в буквенных рядах. А обучает своих двух дочек по форме семейного образования, сама, дома, чем меня и заинтересовала.

Зачем красиво писать?

Когда вы с пеной у рта будете объяснять ребёнку, зачем ему тратить его драгоценное время, чтобы был красивый почерк, у вас доходчиво это не получится, потому как вы и сами, думаю, сегодня не понимаете, а действительно зачем? Сегодня мы не пишем от руки столько, сколько это было раньше. Письма электронные, книги электронные, все заявления – на компьютере.

А помните старые добрые времена, когда мы усердно выводили в советских прописях почти каллиграфическим почерком свои первые буквы и цифры по трафарету? Мы столько времени проводили за этим занятием, что, по крайней мере, всю начальную школу наши письменные опусы вполне можно было разобрать. Более того, некоторые до сих пор сохранили правильный учительский почерк. Учителя были требовательны к этим письменным упражнениям, и теперь мне стало понятно, почему. Дело вовсе не в красоте почерка.

У Анастасии Камаевой (той самой мамы, про которую я хочу вам рассказать) нашла интересные факты, почему, в том числе, она своих дочурок приобщила к каллиграфии. Оказывается, каллиграфическая письменность, по мнению японцев, положительно влияет на всю нашу мозговую деятельность и, (вы только прислушайтесь!) на продолжительность жизни.

Произвольными действиями с определённым положением пальцев, ладони, запястья мы тренируем не только тончайшие мышцы руки, плеч, спины, мы заставляем работать нервы. Занятия каллиграфией даёт почувствовать симметричность и правильность линий, обучает наблюдательности и заставляет воображать и фантазировать. Каллиграфия, по мнению докторов, — это эмоциональное спокойствие, равномерное дыхание, тренировка памяти и координация движений.

На заметку. Жаль, что в современных школах письму уделяется лишь час в неделю. Во времена Пушкина красивописанием ученики занимались по 18 часов! И были весьма успешны в учёбе и разносторонне развиты.

То, что рукописное письмо – это основа успешной учёбы и залог развития познавательных и творческих способностей, я поняла. Но как приучить к этому ребёнка? Наши школы не особо спешат экспериментировать с уроками каллиграфии, ведь все учителя сами были воспитаны на шариковых ручках, потому донести до детей пользу каллиграфического письма пером и чернилами вряд ли смогут. Вот и приходится нам самим осваивать давно забытые традиции.

Когда и с чего начать?

Заочно познакомившись с семьёй Насти Камаевой, сделала для себя вывод, что заниматься каллиграфией можно сразу, как только ребёнок будет держать в руках перьевую ручку или кисть. К слову, Настина младшая дочь, которой всего 4, и она не знает ещё толком алфавита, уже вырисовывает красивые иероглифы на бумаге. Причём, судя по фотографиям её работ, делает она это с завидным успехом.

А с чего всё у них началось? Озабоченная целью научить старшую семилетнюю дочь красиво писать, мама решила мельком познакомить её с самыми интересными работами каллиграфов. Это были не обычные рукописные тексты, нет. Это были подписанные тонким пером красивейшие свадебные открытки, разрисованные мелом стены, украшенная надписями одежда, расписанная посуда и целые расписные квартирные интерьеры.

День за днём она знакомила своих дочек с миром каллиграфического искусства, пока наконец-то не услышала долгожданные слова от старшей Славяны: «Я тоже так хочу»! Это и было стартом для практики.

Первые уроки Настя рекомендует пробовать с кистью и тушью, с чего они сами собственно и начали. Это наиболее просто для детей. Форматы листов тоже брали большие. Лишь спустя некоторое время перешли на ювелирную работу, взяв в руки перо и выписывая на маленькой площади.

Впоследствии весь мир, состоящий из букв, обрёл жизнь. Они начали выискивать красивые шрифты во всём, что их окружает, а мудрая мама подбрасывала для регулярных упражнений схемы с понравившимися шрифтами для отработки навыков каллиграфии.

И у неё получилось! Каллиграфия стала семейным увлечением и спровоцировала развитие процесса письма!

Посмотрела я работы девчонок и стало мне интересно, а вот сколько ж ушло времени на то, чтобы научиться так красиво писать. Как уверяет мама, Славяне понадобилось на это полгода, чтобы она научилась отличать буквы печатные от прописных, умело стала пользовалась чернилами и перьевыми ручками, освоила разные винтажные шрифты. Дак и я своих за полгода смогу научить, делов-то!

Что ещё порадовало в успехах – это стремление девчонок применять свои навыки на практике. Письмо – это само собой, потому как пишет теперь Настина старшая ученица с энтузиазмом, ровно и с завидной быстротой. Но каллиграфия ещё дала ей толчок для творчества, и Настина дочь теперь делает разные подарочки своим подружкам из серии handmade. А я тоже так хочу!

А ещё хочется всегда таким мамам говорить отдельное спасибо, что они не хранят свой полученный опыт в спрятанном в дальнем углу сундуке под большим амбарным замком, а готовы делиться им с нами. У девчонок через пробы и ошибки появился их собственный курс «Дети и буквы», который помогает новичкам войти в огромный каллиграфический мир и освоить технику красивописания.

Вот громко стучу по компьютерной клавиатуре, а сама где-то в голове осознаю, что если бы меня сейчас попросили написать эту статью на листе бумаги ручкой, вряд ли я справилась с этой задачей «на отлично». Горько признаваться, но совсем отвыкла от «ручного труда», и думаю, нас таких, малопишуших, с каждым днём всё больше и больше.

А что, может это тот самый подходящий повод пройти творческий курс каллиграфии? Ведь должна же я быть примером для своих детей и заинтересовать их на практике. У других-то получается! В общем, решено! Мы вступаем в клуб Юных Каллиграфов ! Кто с нами?)

Ах да, чуть не забыла, есть у Насти и специальное Новогоднее предложение! Двухнедельный Новогодний Марафон , на котором знакомство с буквами будет происходить через создание настоящих новогодних аксессуаров и подарков. Интересно? Еще бы) Старт марафона намечен на 10 декабря! Смотрите, не опоздайте присоединиться)

Желаем вам творческих успехов!

Итак, мастер-класс по каллиграфии. Шла я к нему очень долго и наконец дошла:-)

Компания в нас там собралась очень приятная. Представляете, 10 человек и все такие же маньяки, как я сама! 5 часов разговаривать про буквы, объясняться им в любви и учиться писать закорючечки. Я реально оказалась на седьмом небе. Как же я обожаю, когда меня учат и заботливо следят за тем, чтобы я все делала правильно! Какой же это кайф. Какое удовольствие в чистом виде, что к правильно приложенным усилиям прилагается своевременная поддержка.

Под катом можно посмотреть на мои первые каракули. Сразу скажу - это правда каракули, а не сказано для того, чтобы вы меня начали переубеждать в обратном. Я никогда до этого не занималась научной каллиграфией, только художественной самодеятельностью. Добиться мастерства за 5 часов занятий - это было бы анекдотом, честное пионерское. Поэтому пост просто отчетный, что я вообще начала заниматься относительно новой для меня вещью, что мне просто дико понравилось и что я хочу еще!

Это мастерская, в которой проходят занятия. Я каждый раз радуюсь немецкой находчивости. Старую угольнодобывающую шахту в Эссене полностью переделали под мастерские, выставочные и концертные залы. Просторы там необыкновенные и атмосфера сразу рабочая. Это как раз все девочки смотались на перекус, а я спокойно, чтобы никого не смущать, пофотографировала на телефон.


Это другая часть того же стола

Началось занятие с того, что Ильзе Штрэтер раздала нам всем папочки, подписанные ее рукой. В них была информация о материалах, содержание МК, примеры написания букв и прочее.

Первым шагом была разминка. Нужно и можно было пробовать разные материалы и стараться в начертании чего-то, что было бы НЕ похоже на настоящие буквы. Пердлагалось поупражняться в абракадабре - расслабить кисти рук и почувствовать материал. Сначала непрерывными строчками, потом упражняясь в псевдо-китайских иерогливах, то есть в начертании чего-то, похожего на отдельные символы. Это мои марания бумажки и мое рабочее место.

А потом началось! Ильзе раздала нам образцы начертания гуманистического курсива, которым писали в Италии еще во времена Возрождения. Причем на листиках были заботливо обозначены и последовательность нанесения крючочков, и угол, под которым нужно ставить перо. Надо ли рассказывать, что руки с непривычки вообще не слушались!

Ильзе показала, какие перышки для этого дела более подходящие, как их правильно наполнять чернилами, где пробовать и с чего начинать. Я над каждой буквой сидела так, что в итоге не успела до конца занятий научиться и половине алфавита. Еще раз повторюсь - это пробные начертания. Здесь я пристреливалась и училась элементарно перо правильно держать. Правильно написанных букв здесь практически нет - это фотография самых первых проб пера в начале занятия.

Не без интереса узнала, что подобные курсивы лучше писать перышком Nr.2 - это такое с плоским кончиком 2мм шириной. Тогда толщина линий буквы регулируется не нажимом, как в случае с остроконечным перышком, а обусловлена самой формой пера - можно немного поворачивать и получать толстые и тонкие линии, свойственные динамичным шрифтам. Так же было важно узнать, что форма и размер пера напрямую влияют на высоту строки. Обязательное правило: 5 штрихов пера - высота строчной буквы. Поэтому если перо 2мм, высота строки будет 1см. Если при толщине пера 2мм взять меньшую высоту строки, то шрифт будет казаться жирненьким и неуклюжим. Поэтому чем больше перо - тем крупнее должнв быть и буквы.

Это в столовой лежали разные примеры работ. Я как увидела на них цветные перышки, не смогла спокойно пройти мимо - люблю я это дело.

Книги, которые советует Ильзе. Их можно было листать и фотографировать. Я решила, что сделаю фото и просто возьму их в библиотеке, чтобы спокойно полистать.

Эту книгу Ильзе посоветовала сразу купить - она с диском, на котором записаны подробные видеоуроки мастера с объяснениями. Мы даже кусочек про начертание прописных букв смотрели прямо на занятии. Урок про начертание прописных букв: основные формы, где нужно, а где нельзя выползать за строчку, под каким углом ставить перо и т.д. К книге есть и тетрадка для упражнений. Я себе сразу заказала и то, и другое.

Если вдруг вы читаете и слушаете на немецком, вот ссылка на амазон на эту книгу: Neue Wege zur Kalligraphie: Eine Schrift - 1000 Variationen. Mit DVD и на тетрадку для упражнений: Übungsheft (Neue Wege zur Kalligraphie) . Ильзе говорит, что это самая лучшая книга, какую можно придумать для начинающих.

А это уже дома - разложила свои сокровища и давай писать дальше. Писать пока толком не получается, но я хотя бы рада, что запомнила у львиной доли алфавита, в какой последовательности наносить штрихи и как вертеть перо. Нагло попробовала соединить буквы в слово и тут же получила от Ильзе по шапке:"Не торопись! Так этот шрифт не соединяют! Это не пропись в первом классе начальной школы!" Теперь осталось дело за малым - упражняться, пока не станет получаться. Вообще Ильзе повторила за первый день порядка 100 раз фразу:"Сначала научитесь базе, а проявлять оригинальностьт будете потом, когда элементарному научитесь!" И это как бальзам - я тоже уверена в правильности такого подхода, но попробовать-то хотелось:-)