Open
Close

Троица зеленые святки. Зелёные святки

Зеленые святки являются довольно значимым славянским праздничным периодом. Есть также другое название - Семик. В различных уголках русских земель издревле соблюдались традиции данного праздника.

Описание

Следующим после этого периода является Зеленые святки - это, в сущности, неделя перед ней. Порой торжество отмечают в период со вторника или четверга до конца седьмой от Пасхи недели. Кроме того, есть еще ряд мероприятий, направленных на прославление переходного этапа между весной и летом. Это, например, Вознесение и Преполовение.

Зеленые святки - это отрезок времени, который в более давние времена также называли Русальной неделей. Праздник считали девичьим, как, собственно, и саму Троицу. Согласно традициям, юные девушки могли войти в компанию более старших подруг, начинали интересоваться противоположным полом, проводили гадания на суженого, а также приходили на посиделки, проводимые осенью и зимой.

Отличительные черты

Особенности, которые имеет праздник Зеленые святки, заключаются в тонкой аналогии между красотой юной девушки и расцветающей от лучей тепла природы. Ведь лето - пора плодородия, богатых урожаев и торжества естественной красоты. В этот период вырастают колосья овса и ржи, из которых делали запасы на холодное время года.

Довольно масштабным событием в жизни людей можно назвать Зеленые святки. Русальная неделя посвящается умершим близким и родственникам. Акцент ставится на бесконечно вращающемся колесе жизни. Зеленые святки - момент, когда славяне задумывались о безграничной силе природы.

В конце торжественного периода устраивали объезд по территории населенного пункта. В ходе данной кавалькады сельчане седлали лошадей и проходили по родным улицам. Также время посвящали таким играм, как «Кралица».

Отношение церкви

Впервые литературные упоминания о данной традиции появились на страницах которую датируют 1068 г. В тексте данного документа содержатся упреки, пущенные в сторону язычников, которые обращались к «дьяволу», чтобы предотвратить засуху.

Разумеется, духи, с которыми пытались наладить контакт древние славяне, казались нечистыми только христианским священникам. Они считали подобные ритуалы ересью, ведь Зеленые святки - это обычай, оставшийся в привычках людей вместе со старыми верованиями. Как только ни называли это событие, "игрищами с бесами" в том числе. Люди полагали, что в эти дни русалки покидают воды и находятся на суше, рядом с человеком, иногда может возникнуть определенный контакт.

Меры предосторожности

Для того чтобы предотвратить неприятности, которые считались вероятными на Зеленые святки, вводили запреты на сложную работу, одиночные прогулки в лесу вместе со скотом или налегке, полоскание белья и пошив одежды. Разумеется, самой опасной местностью были реки, так что от купания приходилось воздержаться.

Временем наибольшей опасности считали полночь и полдень. Люди полагали, что есть риск стать жертвой русалок и навсегда исчезнуть в бездне вод по их воле. Для того чтобы не только избежать подобной участи, но и получить выгоду от общения с речными обитателями, следовало их должным образом задобрить. Поэтому после полуночи устраивали гуляния и пения, на что церковные власти смотрели без особого одобрения. Например, в 1551-м подобные ритуалы осуждались

Период проведения

Столетия сменялись одно за другим, и Семик всё больше стали отождествлять с Троицей. Нет устойчивой и неизменной даты, когда празднуются Зеленые святки. Какого числа проходит Семик, нужно определять каждый год по-разному. Точкой отсчета является Пасха, на седьмой неделе после которой в четверг или воскресенье проводят данный праздник. В 2016 году Семик выпал на 16 июня.

Так что название у него вполне логичное, само по себе подсказывающее момент осуществления. Из-за близости по времени к Троице можно говорить о сильной смешанности языческих и христианских обычаев и о полном их объединении в 19-м веке. В России отмечали в тот же день, когда и христианский, то есть в воскресенье. Семик празднуется уже не в тех масштабах, что многими годами ранее. О нем помнят, придерживаются основных идей, соблюдают некоторые ритуалы, пусть не всегда осознавая до конца их подлинный смысл. В любом случае данное событие проповедует только светлые и чистые идеи.

Поминки неупокоенных

Важные черты, которые характеризуют Зеленые святки, - гадания, а также поминки так называемых заложных покойников, под которыми подразумевают людей, ушедших из жизни по причине неестественной смерти. Такие проводы осуществлялись в четверг.

В это время души этих людей снова могли очутиться в мире живых, обратиться в Мавку для того, чтобы продолжить свое существование. Церковь была против их поминок. Также процесс отпевания отличался от обычного. Считалось, что их тела отторгает земля, а дух не может упокоиться. Вечные скитания и невозможность найти себе пристанище вынуждали их контактировать с живыми людьми, притом не всегда безвредными способами.

Многие из них заступают на службу к злым силам или же сами подобны демонам. Так что Семик был единственным периодом, когда такие души люди могли должным образом помянуть, хоть как-то облегчив их существование.

Природный символ

Интересные традиции связаны с троицким деревцем, которое является довольно важным символом. Девушки вплетали в волосы прекрасные ветки берёзы, делали венки. Ветками украшались комнаты в доме и двор. Также их можно было увидеть в церкви. Эта традиции характерна как для Сибири, так и Поволжья, многих других регионов.

Осуществляли выезд за село, к полю или в лес, находили молодую березу, которую называли семиком, кустом или столбом в разных вариациях. Обрывались ее ветви. По возвращении в родной населенный пункт ею украшались места для проведения игрищ, использовали ее во время ведения хороводов. Также люди приходили к реке и оставляли веточки плыть по ее волнам.

Для Тобольской губернии был характерным обычай одевания дерева в девичье платье. Затем его носили по домам, будто приводили в гости, даже осуществлялись символические угощения и проводы, заканчивавшиеся потоплением в речных водах. Имели место обряды, в которых использовалось растущее дерево, его завивали и развивали. Многие и сегодня знают о них. Завивание, которое чаще всего осуществляли девушки, осуществлялось во время Семика, в то время как обратный процесс - в момент наступления Троицы, а также Духов день.

Магические свойства березы

Несмотря на то что на территориях, населяемых славянами, масса разновидностей деревьев, народную любовь завоевала именно береза. Будучи еще юной и свежей, она считалась обладательницей магической энергии, направленной на обеспечение плодородия.

Получение хорошего урожая всегда было насущной темой для беспокойства людей. Чтобы он действительно был богат, славяне пытались задобрить высшие силы. Анализируя обычаи народов Западной Европы, можно увидеть, что у них подобное значение придавалось

Такие представления свойственны тотемизму, который, как мы видим, даже в 21-м веке прочно сидит в закрепившихся на протяжении столетий традициях. В России также немаловажное значение всегда придавали клёну, с которым проводили много обрядов. В связи с этим можно встретить такие названия, как Клечальный понедельник и суббота.

Обряд созревания

Многое можно услышать о кумлении, которое представляет собой инициацию, проводимую по ходу весенне-летнего цикла праздников у славян южных и западных краев. Кроме того, это особый вид союза молодежи.

На востоке и европейской части России данный термин также встречается и является довольно известным. В обряде принимали участие совершеннолетние девушки, образуя пары или группы по четыре человека. Бывало и такое, что сразу кумилась вся компания, используя один и тот же венок для всех.

Его плели из веток. Процесс сопровождался пением песен, вождением хороводов. Под березы приносили еду, которую впоследствии вкушали. Обязательным блюдом была яичница.

Во время завивания венков осуществлялось кумление. Обряд состоял в связывании ветвей в круг, на который надевали крестик. Через него девушки целовались друг с другом по очереди и осуществляли обмен вещами. Это могло быть кольцо или платок. После этого они считались друг другу кумами.

Таким образом отмечалось наступление половой зрелости юных девушек. Их принимали в общество более взрослых подруг. Кумление проводили посреди праздничного комплекса, который начинали ритуалами, связанными с украшением и внесением в дома наряженного троицкого дерева. Завершался же он общей девичьей трапезой. Порой к ним присоединялись юноши. Кроме того, с помощью венков проводили гадания, снимали с березы венок, надетый на нее ранее.

Хотя празднику уже очень много веков, однако на него до сих пор обращают внимание как обычные граждане, так и творческие объединения. Исполняют традиционные русские песни, посвященные старым обычаям, создают целые концертные программы на эту тему, например, такие коллективы, как театр Бабкиной. Зеленые святки - традиция, корнями глубоко вошедшая в людские сердца.

Язычество и христианство столь тесно переплелись в нашем сознании, что порой уже не так просто разобраться, где кончается христианский праздник и начинается языческий. Не исключение и праздник Святой Троицы. Наверное, сегодня нет такого человека, который бы ничего не слышал о нем и не раскладывал бы зелень по углам комнат в преддверии Зеленых cвяток. Так что же это за праздник?

Непростой вопрос

О том, что Троица как христианский праздник связана с учением о Триедином Боге, догадываются многие верующие. Но все же о его истинной религиозной основе знают далеко не все, кто приходит в этот день в церковь освятить зелень.

В 20-х годах прошлого века Этнографическая комиссия Академии наук по сельским регионам Украины разослала опросные листы, в которых предлагалось объяснить, в честь чего празднуется Троица. Среди 15 тысяч присланных ответов, которые были очень разнообразными и редко повторялись, правильный встречался крайне редко.

Одни утверждали, что в этот день Бог сотворил землю и засеял ее зеленью, другие считали, будто Христос с апостолами Петром и Павлом, идя по дороге, присели под зеленой кроной дерева, отсюда и трехдневный праздник. Третьи объясняли происхождение праздника тем, что Христос, въезжая на ослике в Иерусалим, не захотел прокладывать свой путь по дорогим изысканным коврам, разостланным богатыми, а решил следовать по веткам, которыми украсили дорогу бедняки, - отсюда и обычай украшать дома зеленью.

На самом же деле правильный ответ такой. Согласно Библии, в этот день на апостолов, собравшихся в храме по случаю ветхозаветного праздника Пятидесятницы, снизошел Святой Дух в виде языков пламени. Пятидесятница праздновалась в честь дарования евреям Синайского закона по прошествии 50 дней выхода из Египта. Сошествие Святого Духа на апостолов открыло значимость учения Христа о Триедином Боге: Отце, Сыне и Святом Духе, отсюда и второе название праздника: День Святой Троицы. Соответственно Троица праздновалась три дня. Но поскольку Троица по времени совпала с языческими Зелеными святками и Русальной неделей, фактически праздновать ее начинали еще с пятницы, а заканчивали в следующую субботу или воскресенье.

Зеленый парад

Языческой же основой праздника был культ растений, магия зазывания будущего урожая. В эти дни люди высказывали почет и уважение к каждой зеленой ветви, травинке и цветку. Украшать зелеными ветками клена, ивы, липы, акации, ясеня или дуба нужно было не только дом, но и двор. Единственным "запрещенным" деревом, которое не могло участвовать во всеобщем "зеленом параде", считалась осина. На ней, по народным поверьям, повесился Иуда Искариот. Иногда осиновыми ветками украшали глухие углы двора, чтобы на территорию усадьбы не могли проникнуть ведьмы.

Ветки втыкали в соломенную крышу, размещали за иконами, а пол в доме устилали душистыми травами: мятой, любистком, пижмой. Жители Полесья раскладывали на полу зелень для того, чтобы русалки, которые захотят прийти в дом, не искололи себе ноги. А на Черниговщине считали, что в этой зелени прячутся души умерших родственников, которые приходят в хату на Троицу.

В пятницу, до восхода солнца, женщины шли в лес, чтобы заготовить лечебные травы. Их собирали "на девяти межах", потом подмешивали в корм коровам, чтобы те давали больше молока. Росой, собранной в этот день, лечили глазные болезни.

После окончания святочных праздников зелень нужно было "уничтожить", чтобы избавиться от русалок, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался. Но при этом букеты и веники не просто выбрасывали, как это делают сегодня, а сплавляли по воде или сжигали. Засохшие остатки троицкой зелени обладали магическими и лечебными свойствами, поэтому их использовали как обереги от злых сил, молнии, пожара, а также для гаданий и лечебной магии.

Русальная неделя

На Троицу и следующую за ней Русальную неделю приходился пик активности русалок. Большинство считает их очень милыми, но коварными созданиями, которые не прочь порезвиться и защекотать прохожего до смерти. Однако немногие знают, что русалки в представлениях украинцев были тесно связаны с циклом полевых работ. С приходом тепла и началом вегетации растений русалки оживали, выходили на землю и гуляли в полях и лесах, а с наступлением холодов и окончанием сельскохозяйственных работ снова прятались в воду или под землю.

Примечательно и то, что в славянской традиции русалки были не только водяные, но также полевые и луговые. На Троицу они "окончательно" просыпались после долгого зимнего сна и всю Русальную неделю резвились в полях, лесах, в местах у воды, а иногда проникали в дома к людям. По восточнославянским поверьям, русалки появлялись в злаковом поле в период цветения ржи. У южных славян считалось, что русалии (так там называют эти мифические существа) живут в местах обильного цветения растений.

Рассказы о шалостях русалок, которые прочно обосновались в народной памяти, первоначально трактовались не как беспричинное буйство, а как своего рода охранные действия. Ведь, кроме прочего, русалки следили за тем, как крестьяне вели работы в поле, и насылали болезни на тех, кто не соблюдал запрет работать в определенный период. Так что если вы на своем приусадебном участке не успели в срок высадить рассаду или прополоть грядки, либо - что еще хуже - сделали это в праздничный день, остерегайтесь - строгие русалки не упустят случая вас наказать.

Надо сказать, что представления о "сезонных" божествах были характерны для многих народов. Например, у древних греков существовал миф о Персефоне, дочери богини плодородия Деметры. Когда Аид похитил Персефону в свое подземное царство, Деметра загрустила, и на земле замерла жизнь. Тогда Аид стал отпускать Персефону на родину: две трети года она проводила с матерью, а одну треть - с мужем. Когда Персефона уходила под землю, Деметра погружалась в тоску и печаль, и наступала зима. Но с появлением Персефоны к ее матери снова возвращались покой и радость, и тогда земля вновь зацветала буйными красками.

Праздник Солнца

Русальная неделя, а иногда и Троица, приходится на день летнего солнцестояния - 22 июня. Этот день считался у наших предков великим праздником Солнца, днем добрых сил, помыслов и начинаний. Поэтому энергия Светила должна была способствовать успешному завершению дел, в том числе строительству дома. "Без Троицы дом не строится" - такая поговорка бытовала у славян.

А еще на Русальную неделю приходилось множество обрядов. Как на Рождественские святки водят ряженую "козу", так на Зеленые святки водили "тополю" или "куст". Роль "тополи" или "куста" исполняла девушка, выбранная подругами. Ее наряжали в "зеленые" одежды, украшали венками из трав и цветов и в таком одеянии водили по дворам. Радушные хозяева, выслушав похвалы в свой адрес и пожелания хорошего урожая, одаривали участников процессии деньгами и съестным.

Иногда на Зеленые святки устраивали "игровой", или "сухой дуб". В центре села, реже - на окраине, ставили длинную палку с прикрепленным к ней сверху колесом, украшали ее травами, цветами, лентами, окапывали небольшим рвом. Вокруг такого "дуба" проводили игры с песнями и танцами.

В понедельник во многих селах после службы в церкви процессия из всех жителей села обходила поля, чтобы посевы не побил град и не сожгла засуха. На второй день Русальной недели на Восточном Подолье замужние женщины "гоняли коршуна". Собравшись вместе, они устраивали пиршества, которые должны были уберечь цыплят от безжалостного воришки. Из разного подручного материала (например, своих платков) они изготовляли пугало коршуна и имитировали его кормление, при этом уговаривая его не засматриваться на цыплят. Напоследок пугало потрошили и каждая участница пира забирала свой платок.

Юлия КоротиЧ,

Репродукция картины художника

В. В. Крыжанивского

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (иначе - РУСАЛИИ) в традиционном русском месяцеслове (календаре) - волшебное время, посвящённое проводам весны (Богини Лели), чествованию водяных духов (русалок) и берёз, а также - поминовению усопших (в том числе - заложных (то есть умерших до срока) покойников).
Семик - это четверг русальной недели.
В древности начало Зелёных Святок, предположительно, было связано с Ярилиным Днём (4 кресеня \ июня), а окончанием Русалий - праздник летнего Солнцеворота - Купало.

Наши предки связывали русалок с водой и чествовали их, устраивая празднества и моления русалкам, считая их духами дождя, растительности и плодородия. Изначально русалки изображались не с рыбьими хвостами, а в виде крылатых девушек — «сиринов». Русалии были зимними и летними. Зимние плотно переплетались с новогодней заклинательной магией, а летние («русальная неделя») — с молениями о дожде. Девушки-русалки ассоциировались с березками. Тонкие, нежные, светлые, они становились символом окончания зимы и начала лета.
Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью.
Берёзка была символом жизни, неисчерпаемой силы. Из ее листьев плели венки. Их потом клали в горшки и засыпали землей, чтобы высадить туда капустную рассаду. Считалось, что «троицкие растения» имеют волшебную силу.
В дома приносили первые цветы и берёзовые ветки. Когда ветки и цветы засыхали, их не выбрасывали. Принято было хранить их весь год в укромном месте. А когда начиналась жатва, сухие растения подмешивали к свежему сену.
Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.

Чествование берёз и русалок.

Завивание венков.
В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,
- Завивайся, берёзонька.
Вью, вью я венок,
- Завивайся, кудрявая».

Сквозь кольца девушки кумятся. Через несколько дней венки обязательно развиваются.
Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы.

«На гряной неделе русалки сидели,
- Рано, рано.
Сидели русалки на кривой берёзе,
- Рано, рано.
На кривой берёзке, на прямой дорожке,
- Рано, рано.
Просили русалки и хлеба и соли,
- Рано, рано.
И хлеба, и соли, и горькой цибули,
Рано, рано».

Кормление дерева.
Совершается кормление дерева - под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо - яичница), приготовленную в ссыпку - то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).
«Ты радуйся, белая берёза:
К цебе идуць
Дзевки красные,
Цебе несуць
Яешни смашные,
Горелку горькую,
Скрыпку звонкую»

Ряжение.
Берёзу украшают лентами и платками, иногда - полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: - в замужних женщин или мужчин, иногда - животных, чертей и русалок. Ряжение - сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных - для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

Кумление.
Далее следует обряд кумления - через завитый венок обмениваются колечками, платками, серьгами.
«- Мы покумимся, кумушка,
Вью, вью я венок,
- Поцелуемся, голубушка.
Вью, вью я венок»
Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками. Пытаясь ублажить русалок и обеспечить себе плодородный сезон, богатый дождями, люди проводили обряды кумления, как бы призывая русалок стать их родственницами.

Раскумление.
Через несколько дней происходило так называемое раскумление: ветки деревьев развязывали, украшения снимали и праздник подходил к своей завершающей фазе — проводам русалок. По народным поверьям, русалки весной выходили из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока было вредно: они начинали шалить, топтать посевы и причинять неудобства людям. Обряд раскумления — деликатный способ напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы.
После того как с березки снимали все символы праздника, ее срубали (иногда выкапывали с корнем) и несли в селение. Там обычно ее вносили во все дома «на счастье», а после обходили с ней вокруг селения и бросали деревце в реку. Брошенная в воду береза должна была передать воде свою целебную силу. Считалось, что потопление обрядовой березки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на все лето.
Проводы русалок

После раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки.
В качестве символической русалки наряжали девушку или куклу. Совершали обряд проводов, который оканчивался у ржаного или житного поля. Делалось это для улучшения роста урожая, в надежде, что водяные духи помогут вырастить достойный урожай.
Предположительно, то же самое значение имеет и проводящийся на Зелёных Святках.обряд «похорон кукушки». Дело в том, что кукушка в народной Традиции связана с русалками, а в белорусском языке слово «зозуля» обозначает одновременно и кукушку и русалку. Этот ритуал выглядит следующим образом: девушки изготавливают из травы или тряпок чучело, наряжают его в женскую одежду, торжественно «крестят», а вскоре (максимум через день) две выбранные девушки в тайном месте хоронят «кукушку».
В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.
Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда - имитировать переселение русалок в посевы, нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю.

Поминовение усопших.
Во время Зелёных Святок принято поминать мёртвых. Поминовение Предков совершалось с большим размахом
Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также - ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе - насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Во время русалий (а также - при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев - считалось, что это помогает предотвратить (или же - прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

Прочие обряды.
1) Хождение в жито.
Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».
2) Проводы или похороны Костромы.
В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.
При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины.Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. п.), но Кострома воскресает.Ритуал призван был обеспечить плодородие.
3) Обережные обряды.
В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй - надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.
4) Обряды на любовь и брак
Тема любви и брака была одной из доминирующих в процессе празднования Русалий. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например - проводили борозду от своего дома к дому юноши).

Зеленые святки в 2019 году начинаются 17 июня - в Духов день, на следующий день после Троицы. В народной традиции славян зеленые святки символизируют рубеж между летом и весной.

Обычно на Зеленые святки девушки устраивали девичьи посиделки, плели венки из цветов, нарядно одевались. А еще принято в этот день петь колядки, ходить по домам и собирать сладости да пироги. Такие праздничные настроения призваны улучшить полевые работы, увеличить урожай. Многие обряды пришли еще из язычества, когда люди поклонялись различным богам плодородия и достатка.

А еще было принято принимать в девичьи компании девочек-подростков. Это говорило о том, что девочки могут «заневеститься» и гулять со взрослыми девушками.

В целом, цикл Зеленых святок складывался из нескольких интересных обрядов:

  • плетение венков,
  • сруб березы,
  • похороны кукушки,
  • кумленье.

Береза являлась главным атрибутом праздника, ее еще называют Троицким деревцем. Принято было за селом, в лесу выбрать самую красивую молодую березу и нарядить дерево венками, лентами, бусинами. С ветками березы молодежь ходила с березой по селу, а также устанавливала ее на месте празднования. В некоторых селах было принято наряжать березу в женское платье и заносить во все дома. Это символизировало достаток, благополучие и любовь. В дом также приносили ветки березы, а также полевые цветы, душистые травы. Растениями украшали дом не только изнутри, но и снаружи. Это символизировало очищение, защиту от злых духов, недугов. Кроме того, растения наполняли дом приятным ароматом, свежестью, дезинфицировали воздух, способствовали устранению негативной энергетики.

Считалось, что в эти дни трава, цветы, деревья, кустарники обладают целебной энергетикой. До окончания Зеленых святок в доме и на улице нельзя было подметать, чтобы сохранить всю силу растений. Ветки различных деревьев также приносили в церковь для их освящения, а затем также несли в дом.

Принято на Зеленые святки осматривать поля. В основном, это делали девушки. Они «входили в поля» и рассматривали злаковые. А еще девушки собирались в группы, разжигали костер, жарили яичницу и угощали друг друга пирогами. Кроме того, во время таких посиделок девицы просили послать им хороший урожай, хорошую погоду, достаточно дождей.

Окропляли также в этот день могилы водой, особенно тех людей, которые утонули. Вообще, после церкви обязательно шли на кладбище и украшали могилы ветками березы.

Кстати, считалось, что Зеленые святки - это хорошее время для общения с умершими людьми. Поэтому девушки часто устраивали так называемые спиритические сеансы. Все это также связано с язычеством, ведь церковь таких действий не одобряет. В народе считалось, что на Зеленые святки у берегов появляются русалки - умершие девушки и дети. И несмотря на то, что многие обряды связаны с купаниями в водоеме, все же считалось опасным купаться в озерах и реках, потому что русалки могли утянуть на дно за собой.

Защищали на Зеленые святки скот. Пастух приносил в дом два венка. Хозяйка вешала один венок на коровьи рога, а вторым она украшала свою голову. Затем совершались обрядные действия, которые, по поверью, должны были защитить здоровье скота. После обрядов венки прятали в хлеву до следующего года.

Венок является неотъемлемым атрибутом данного праздника, поэтому обязательно девушки кидали свои венки на воду, гадая тем самым на суженого. Очень много времени в этот день проводят девушки с парнями, давая им возможность и шанс сделать предложение руки и сердца. Многие обряды схожи с праздником Ивана Купала, ведь на Зеленые святки молодежь также прыгает через костер, купается ночью в водоемах, бьет друг друга ветками крапивы.

Также молодежь устраивала импровизированные свадьбы. Парень и девушка называли друг друга «жених» и «невеста». Пара проходила все обряды, которые проходит пара, когда действительно женится. Кроме того, из соломы создавали чучела мужчины и женщины и оставляли их на ночь в хлеву, а на утро было принято спрашивать как прошла их ночь.

Еще одной интересной традицией является приготовление пшеничных пирогов, которые как бы укутывали в свекольные и капустные листья. А еще была традиции, когда молодые девушки должны были собственными руками приготовить маленькие пирожки с мясной начинкой и бросить их в водоем, чтобы задобрить водяных духов. Считалось, что тогда русалки станут добрее и разрешат купаться в воде и не заберут на дно.

Гадания на Зеленые святки

На Зеленые святки большинство гаданий традиционно были связаны с любовной тематикой. Девушки гадали десятками способов чтобы узнать, когда же встретится суженый и насколько хороший будет будущий муж.

Гадания на суженого

Девчата гадали на суженого, чтобы узнать когда именно он им встретится, каким будет по характеру. Так, был обычай, когда девушки шли в лес и загибали к земле березку, привязывая ее лентами или оплетая длинной травой. Через неделю березку нужно было обязательно развязать, чтобы она не «обиделась». Если ветки стали вялыми, а листья и вовсе опали или потускнели, то ждет девушку одинокий год и неудачи, а если березка осталась здоровой и сильной, то в этом году, вероятно, девушка встретит своего суженого.

А еще было забавное гадание, которое должно было показать откуда придет жених. Девушка становилась в центре поля и начинала сильно раскручиваться. В какую сторону гадающая упадет, оттуда и стоит ждать жениха. Точно также раскручивали часть старого плуга: в какую сторону он улетит, выпав из руки девушки, оттуда и придет суженый.

Гадание на цепочке

Среди современных традиций появилось и вот такое гадание: если вы никогда не считали звенья в своей цепочке, то на Зеленые святки у вас есть такая возможность. Загадайте желание или задайте конкретный вопрос и считайте звенья, гадая как на ромашке. Или другой вариант: обычно считают три раза, чтобы не ошибиться с количеством. Четное число звеньев будет означать, что желание сбудется, а ответ на вопрос будет положительным, если выпало нечетное, то лучше задуманное не воплощать в жизнь. После гадания нельзя три дня снимать украшение.

Гадание со свечами

Возьмите три небольшие бумажки, напишите на каждой по желанию. Теперь возьмите дубовую кору, прикрепите к ней листочки и переверните, хорошо перемешайте. Теперь возьмите три тонкие свечи и поставьте на кору. Подожгите и смотрите. Какая первая свеча быстрее догорит, то желание быстрее всех и сбудется. А если свеча потухла, не успев разгореться, то это желание еще очень нескоро сбудется.

Гадание с домашними птицами

Желательно проводить в доме или на даче, в селе, где есть курицы, гуси, утки. Если такой возможности нет, то гадание можно провести на улице, на участке, где скапливаются голуби и воробьи. Насыпьте в две тарелки пшено, на одну тарелку положите кольцо, на другую - монету, а в третью ничего не кладите и просто насыпьте зерно. Поставьте во дворе эти тарелки. Где быстрее птицы склюют зерна, в той области и ждите новостей. Кольцо означает получение предложения руки и сердца или встреча судьбы, монета - наследство, повышение по карьерной лестнице, прибыль. Если же птицы склевали зерна в пустой тарелке, то год пройдет ровно, без изменений. Вместо монеты и кольца можно использовать какие-то другие атрибуты: ключи от машины или дома, брелок в виде глобуса, детскую соску, календарь. Вы также можете написать желания на листочке и также положить на тарелку под зерна.

Чего нельзя делать во время Зеленых святок

Считалось, что во время Зеленых святок скоту нельзя давать свежую траву, а также нельзя просеивать через сито муку в бочку или корыто.

На Зеленые святки боятся купаться в водоемах, потому что русалки могут забрать на дно. Но если провести обряд «примирения», кинуть в воду пирожки с мясом и проговорить определенные слова, то водные жители разрешат купаться.

Старались в эти дни не ругаться, помогать друг другу, не сквернословить, а больше улыбаться и веселиться.

После Зеленых святок наступало время смирения, ограничений что являлось также важной составляющей жизни людей.

В древности в это время устраивались массовые гулянья, проводились обряды на благополучие. Всю неделю перед православным праздником Троицы люди радовались приходу тепла, гадали на будущее и привлекали в жизнь удачу.

Традиции и обряды Зеленых святок

Зеленые святки имеют еще оно название - Семицкая неделя. Празднование Семика в 2018 году выпадает на 24 мая, и этот день также очень важен. 24 числа поминаются «заложные покойники», то есть люди, закончившие жизненный путь неестественным образом. С утра православные посещают церкви, а после обеда убираются на погостах, молятся за упокой душ своих родственников и украшают могилы ветвями березы.

Береза выступает главным атрибутом всей праздничной недели, поэтому с этим деревом связано множество обрядов. Так, молодые девушки могут заплести молодые ветви березы и загадать желание . Если до Троицы ветви останутся зелеными, то год будет благополучным, а заветные мечты обязательно сбудутся в скором времени.

В Семик любые работы, в том числе полевые, запрещены, поэтому народ устраивал массовые гулянья. В день праздника молодежь обязательно выходила на поля, пела песни и восхваляла силы природы, прося богатого урожая. Для этого из соломы делали чучело Костромы, которое в конце дня сжигалось.

Уже 20 числа все незамужние девушки могут последовать традициям предков и напечь пирогов. Их делают небольшими, начиняют мясом и бросают в водоемы, чтобы задобрить их обитателей. Считалось, что, отведав угощение, водяные, русалки и прочая нечисть перестает вредить людям и может помочь в случае неожиданной беды.

Всю неделю проводятся обряды, которые помогают добиваться превосходного урожая. Ритуалы проводятся как на огородах, так и в полях, и призваны обезопасить посадки от непогоды, нашествия вредителей и кражи. В то же время молодые девушки гадают на суженых, проводят ритуалы на привлечение взаимной любви.

Обязательным условием Зеленых святок было и остается задабривание всевозможной нечисти. В поля и на опушки лесов выносят угощения, в домах и банях общаются с домовыми и банниками. Задабриванию домовых уделялось особое внимание. Эти сущности всегда обитали в жилище человека и могли помочь в хозяйстве. Чтобы домовые не гневались и не чинили каверз, их обязательно угощали молочной кашей, щедро сдобренной сливочным маслом.

Приметы праздника

По приметам, в праздничный день нельзя заниматься физическим трудом, сеять и пахать, а также рукодельничать. Тем, кто нарушал запреты, в ближайшее время грозили несчастья.

Зеленые святки проводились весело и с песнями, чтобы весь год был радостным.

Угощать нужно было всех, кто заглянет в дом. Раньше верили, что благодарность каждого радушно принятого гостя обязательно привлечет к хозяевам денежную удачу.

Ветвями березы нужно украсить дом, чтобы отпугнуть нечисть, беды и несчастья.

Уединение на Семик считается дурной приметой. Весь день до самой ночи важно находиться хоть с кем-то, иначе в доме может поселиться нечистая сила.

Каждый обряд, проводимый на Зеленые святки, помогал избежать неприятностей, а также привлечь в жизнь удачу и любовь. Одиноким девушкам стоит провести ритуал, направленный на привлечение в жизнь суженого, а садоводы могут защитить свои посадки, сделав чучело Костромы.