Open
Close

Дела семейные. Семейные традиции и обычаи

Анна Крижевская
Анкета для родителей «Семейные традиции»

Уважаемые родители !

В каждой семье есть определенные традиции . Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции ?

Да, обязательно;

Возможно, если они сами собой сложились;

Нет, это пережитки прошлого.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете ?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов ;

Другое ___ .

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

Другое ___ .

4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?

Рыбалка;

Домашние животные;

Шахматы;

Компьютерные игры;

Рукоделие;

Коллекционирование;

Другое ___ .

5. Какой труд объединяет вашу семью?

Работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

Другое ___ .

6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?

Бабушка;

Прабабушка;

Няня (гувернантка) ;

Дедушка;

Другие родственники.

7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?

Совместное чтение;

Прогулки на природе;

Обучение рукоделию;

Развивающие игры;

Занятия спортом;

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

Другое ___ .

8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения ___ .

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Анкета для родителей к проекту по кубановедению «Моя семья. Семейные традиции» ФИО родителей___ ФИО ребёнка___ Анкета для родителей «Моя семья. Семейные.

Консультация для родителей «Семейные традиции» Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни,.

НОД «Семейные традиции» для детей старшего возраста Тема: "Семейные традиции" Задачи: -воспитывать интерес к истории семейных традиций; -заинтересовать детей происхождением своего имени; -воспитание.

Участие в Окружном открытом конкурсе чтецов «Семейные традиции», в рамках XXIX Лапцуевских чтений. Конкурс проводится среди воспитанников.

Проект «Семейные традиции» Актуальность: Семья - это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в.

Проектная деятельность «Семейные традиции» Добрый вечер! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Узнать тему нашей встречи мы сможем только тогда, когда разгадаем небольшой кроссворд.

Родительское собрание «Семейные традиции» Родительское собрание на тему: "Семейные традиции" /Средняя группа/ Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей;.

Анкета "Традиции моей семьи"

1. Генеалогия.

    Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам род ных и близких)? Если мало, то почему?

    Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеа логическое древо?

    Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

    Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

    Есть ли (была ли) традиция переписки между родственни ками в роду, семье?

2. Семейные рассказы.

    Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (ин тересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

    Сохранились ли предания о жизни семьи в различные ис торические периоды? О чем больше любят вспоминать и расска зывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

    Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные слу чаи, биографические факты, о которых рассказывают детям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?

    Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональ ной деятельностью?

    Есть ли семейные рассказы о домашних животных, расте ниях?

3. Наследственность и связи родственников.

    Передаются ли в Вашем роду по наследству личные каче ства, способности, интересы, профессиональные склонности?

    На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?

    Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого- то из родственников? На кого?

    Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?

    Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умер ших родственниках? Как обычно поминают умерших в Вашей семье?

4. История взаимоотношений.

    Можно ли назвать Вашу семью дружной?

    Каковы Ваши отношения с сестрами, братьями? Каковы такие отношения в других поколениях семьи?

    Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (историче ских) причин?

    Были ли случаи знаменательных, в том числе неожидан ных, встреч родственников?

    Приходилось ли принимать в семью нового человека?

5. События жизни семьи.

    Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

    Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?

    Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

    Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

    Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанные с именами других членов семьи?

6. Семейные реликвии.

    Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?

    Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?

    К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

    Есть ли домашний архив? Что в него входит?

    Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукопис ные свидетельства прошлого?

7. Дом.

    Какое место Вы считаете Родиной?

    Что для Вас «родной дом»?

    Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?

    Любите ли Вы (Ваши дети) возвращаться домой из поез док, путешествий?

    Где и когда семья собирается вместе?

    Праздники.

    Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые, почему?

    Как вы отмечаете дни рождения? Есть ли отличия в праздновании дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?

    Отмечаете ли именины, дни ангела членов семьи?

    Отмечаете ли другие религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху? Всегда ли так было в семье?

    Как отмечается в семье Новый год? Есть ли традиции, свя занные с подготовкой к празднику, самим празднованием?

9. Повседневное общение.

    Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совмест ные обеды, ужины?

    Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты?

    Какие формы напутствий в дорогу при любом расставании приняты в Вашей семье?

    Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена?

    Какими формами обращений, образованных от слов «ба бушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье?

Анкета для родителей

Тема «Ценности и традиции нашей семьи».

1. ФИО родителя _________________________________________________________________

2. Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас?

· Да

· Частично, мы собираем информацию о нем

· Нет, но мы планируем его создать

· Нет.

3. Есть ли в Вашей семье:

· «Семейные легенды»

· «Семейные заповеди»

· «Семейный кодекс чести»

· «Семейное портфолио» (семейный альбом, музей семейного рода и традиций, коллекция семейных достижений и т.д.)

· Другое: ____________________

4. Какие традиции существуют в Вашей семье:

Традиции, связанные с праздниками

- «Отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т.д.)

Традиции «Выходного дня»

Традиции, связанные с достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление в школу/институт, сдача экзаменов и т.д.)

Кулинарные традиции

Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.)

Другое: _________________________

5. Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?

· Они закреплены обществом (традиционные)

·Они переходят в нашей семье от поколения к поколению

·Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи

·Они появились сами собой

· Другое: ________________________________

6. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

· Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться

· Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.

Проанализировав результаты, проведенного анкетирования для подростков и родителей были сделаны следующие выводы:

1. Большинство респондентов не знают о происхождении своей фамилии, но тем не менее, родители знают о происхождении своей фамилии больше, чем подростки.

2. Так же, родители на 12% больше знают, как познакомились и поженились их родственники, в отличии от подростков.

3. На вопрос «Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?» большая часть участников исследования ответили, что в семьях ведется летопись по средствам фотографий и фотоальбомов.

4. 28% процентов подростков затруднились ответить на вопрос, хранятся ли в их семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого, однако большинство родителей уверенно отвечают на поставленный вопрос.

5. 25% респондентов (родителей и подростков) имеют у себя дома реликвии такие как: часы, шкатулка, икона, портрет, ювелирное украшение. 65% участников в исследования среди подростков затруднились дать ответ на данный вопрос, но большая часть родителей ответили, что в их семьях нет реликвий, что на наш взгляд является упущением в семейном воспитании.

6. На вопрос «Что для вас «родной дом»» 1/3 часть респондентов ответила - семья и родители. Чуть менее (29%) ответили - уют, тепло. Третье место - безопасность, надежность. 6% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.

7. Самым любимым и популярным местом в доме (квартире), по мнению респондентов, является личная комната (48%). Ей уступает кухня, набравшая 24%. Замыкает список гостиная, которую любят посещать 20% респондентов.

8. Мы выяснили что 43% респондентов предпочитают собираться семьей на праздниках в домашней обстановке, на 20% меньше собираются на природе или на даче (23%), 14% собираются за обеденным столом, 6% респондентов совсем не находят возможности собраться с семьей.



9. Среди респондентов самым семейным и любимым считается день рождения (29%), всего на 1% отстает Новый год. 20% набрала свадебная церемония.

10. 46 % всех респондентов имеют у себя дома распорядок дня либо совместные приёмы пищи.

11. Больше половины всех респондентов ответили, что имеют свои семейные ценности и следуют традициям, 6% подростков следуют традициям, но не знают об этом.

12. Чаще всего в семьях респондентов обсуждаются успехи в школе и на работе (42%). 38% обсуждают новости и произошедшие события. Замыкает тройку - обсуждение подарков на праздники (12%).

Кроме того, перед респондентами была поставлена задача: дополнить предложения на тему «семья - это….» и «семейные ценности - это …».

На вопрос «семья - это…» родители, в большинстве, ответили, что это взаимопомощь, любовь, счастье, уважение и близкие люди. А подростки ответили, что семья это родители и дети, любовь, а так же родственники

По мнению большинства родителей, семейные ценности – это взаимовыручка, то, чем дорожат в семье, любовь и счастье, семейные достижение. Для подростков, семейные ценности – это любовь, дети, взаимопомощь и уважение.

По итогам обработки анкеты были построены диаграммы (Приложение 2) и таблицы (Приложение 3).

Исходя из результатов, проведенной анкеты, можно сделать вывод, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций и деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции.

Результаты наблюдения

Руководителю АЭТ триумф с целью выяснения были заданы вопросы целью, которых было выявить особенность нравственного воспитания участников коллектива такие как:

1) уважение к сверстникам и старшим;

2) умение работать в группе;

3) проявление эмпатии в коллективе.

Для эффективного развития нравственной культуры подростков были разработаны методические рекомендации для родителей:

«Роль семейных традиций в воспитании подростков».

Для детей и подростков семья - это среда, в которой складываются возможности его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Семейные ценности - составляющие крепкого фундамента для семьи. Это то, что нельзя купить за деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. В жизнь можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

Настоящее стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит оправдание в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано просыпаться, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Домашняя энергетическая структура семьи изменяется под влиянием традиций. Традиции - это отношения, которые складываются между членами семьи. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить им хорошую службу. Часто следование традициям помогает жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать подростку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

То, как подростки впоследствии воспитания отнесутся к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными дверями.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.

Семейные традиции и ритуалы:

· позволяют подростку ощущать стабильность жизненного уклада;

· в семье состоится то, что заведено;

· дают подростку чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

· настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день - праздник;

· создают неповторимые воспоминания, о которых подросток будет когда-нибудь рассказывать своим детям

· гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

· повторяющееся событие должно быть ярким, позитивным, запоминающимся;

· традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет - пока" дружная семья может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник - вторую. Можно придумать и специальные формы прощания - вроде веселых пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций прячут в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если дать возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так подросток сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические особенности поведения за столом, - например, как держать палочки или пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник в первые выходные лета.

Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения, это - отмечать этот день, как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения".

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть подросток чувствует свою важность для близких, учится принимать гостей и привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник - повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях завелось создавать галерею фотографий. Другими словами делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с подростком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное - почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи.

Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние неурядицы.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома очень объединяют. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить самые новые, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие подросткам никакой «свободы маневра», перенапрягают подростковую психику.

Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих своей непременной обязательностью, - передают подростку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.


Заключение

Цель исследовательской работы - изучить роль семейных традиций в воспитании подростков, была выполнена с помощью:

1. определения, понятия семьи как основного фактора, влияющий на формирование личности. Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии подростка. Мир семьи имеет свои особенности по сравнению с другими социальными группами. Каждая семья имеет свою историю, опыт общения между собой, ошибок и промахов, успешного опыта решения возникающих проблем, а так же свои принципы, задачи, методы и средства нравственного воспитания.

2. выделения основных средств нравственного воспитания в семье. В данном параграфе были выделены наиболее распространенные средства нравственного воспитания, такие как: совместный труд, совместный отдых, личный пример, поощрение и наказание, семейные традиции. Использование, которых поможет воспитать нравственного человека, готового достойно прожить жизнь и передать последующему поколению свои навыки умения и семейные традиции.

3. выявление роли семейных традиций в воспитании нравственной культуры подростков. Исходя, из результатов проведенной анкеты можно сделать вывод, что формирование нравственной культуры подростков в семье будет эффективным, если используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций и деятельность родителей по формированию нравственной культуры подростков будет проходить через традиции.

Данная работа может быть использована студентами Вятского колледжа культуры при изучении МДК «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» по теме «Профессионально-педагогическая деятельность», студентами педагогических ВУЗов, родителями, а также педагогами и руководителями в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного типа.

Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. [Текст] / Ю.П. Азаров - М.: Аргументы и факты, 2002. – 608 с.

2. Болдырева, Н. Г. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. [Текст] // Молодой ученый №22 / Н. Г Болдырева, Л. А. Зверева, С. И. Рябинина – Чита: Молодой ученый, 2015. - 753-755 с.

3. Байбородова, JI. В. Воспитательный процесс в средней школе. [Текст] / JI. В Байбородова, М.И. Рожков.- М.: Просвещение, 2001. - 380 с.

4. Волжина, О.И. Институт семьи: Проблемы и решения. [Текст] / О.И. Волжина. - М.: Просвещение, 2005. - 477 с.

5. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания. Н.К. Голубев, Б.П. Битинас. - М.: Педагогика, 1989. - 158 с.

6. Гросс-Ло, К. Секрет воспитания - у каждого он свой [Текст] // Счастливые родители. № 2 / К. Гросс-Ло, - М.: Херст Шкулев Медиа, 2015. - - 88-89 с.

7. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей [Текст] / С.М. Зайцев. – Минск: Книжный Дом, 2011. - 576 c.

8. Иванцова, А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних [Текст] // Воспитание школьников. № 8 / А. Иванцова – М.: Школьная пресса, 2000. - 7-8 с.

9. Коджаспирова, Г. М. Педагогика. [Текст]: учеб. метод. пособие / Г. М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2014. - 528с.

10. Лебедева, Н. Подросток строгого режима. Что нужно детям: жесткий контроль или свобода выбора? [Текст] // Российская газета. Неделя. 15-21 января. / Н. Лебедева. – М.: Российская газета, 2015. - 26 с.

11. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев, под ред. Кабардова М.К. – М.: Нальчик, 1996. - 164 с.

12. Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность. [Текст] / В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.- М.: Роспедагентство, 2009. -352 с.

13. Мустаевой, Ф. А. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография [Текст] / Ф. А. Мустаевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 140 с.

14. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст] / Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2009. - 928 с.

15. Реан, А.А., Психология и педагогика. [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум - СПб.: Питер, 2000. - 125-143 с.

16. Сухомлинский, В.А. О воспитании. [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Издательство политической литературы, 1979. - 32 - 42 с.

17. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики. [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Урао, 2002. - 243 с.

18. Самойлова, И.И. Роль семьи в формировании нравственных качеств личности ребёнка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://site- http://site-sii2015.umi.ru/publikacii/ (свободный доступ).

19. Цитаты и афоризмы о традициях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://citaty.su/tradiciya-citaty-i-aforizmy/ (Свободный доступ).

20. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r-komitet.ru (свободный доступ).

21. Мама и малыш. Семья и семейные традиции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mama.sarbc.ru/articles/semya-i-semeinye-traditsii.html (свободный доступ).


Приложения.

Приложение 1.

«Семья и семейные ценности»

Вопрос Ответ
Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?
Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
Есть ли у Вас семейные реликвии?
Что для Вас «родной дом»?
Какое помещение (место) в доме (квартире) у Вас самое любимое?
Где и когда Ваша семья собирается вместе?
Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?
Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
Есть ли семейные привычки? Традиции?
Принято ли у Вас семейное обсуждение чего-либо? Если да, то какое?
Семья – это…
Семейные ценности – это..

Приложение 2.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Уважаемый участник исследования!

Кафедра теории и истории социологии Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина проводит социологическое исследование с целью изучения мнения жителей Екатеринбурга на тему « Семейные ценности современной семьи » Предлагаем Вам принять участие в анкетировании.

Заранее благодарим Вас за участие!

    Укажите пожалуйста, Ваш возраст (количество полных лет) : ______ (если возраст выходит за рамки интервала 20-60 лет – закончить анкетирование ).

    Ваш пол:

3). Укажите, пожалуйста, сколько полных лет вы замужем/женаты:_______

4). Какой вид брака у вас?

    Фактический брак, без юридического оформления (переход к вопросу №5)

    Официально зарегистрированный в органах ЗАГСа. (переход к вопросу №6).

5). Вы планируете зарегистрировать свой брак официально в государственных органах?

2.Нет (переход к вопросу №7)

99.З./о (переход к вопросу №7)

6).Вы венчались в церкви?

7). Что для Вас в жизни самое главное? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 8 - наименее важное)

Что для Вас в жизни самое главное?

Р асположите цифры от 1 до 8 в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 8 - наименее важное

1. Любовь-

2. Образование

6. Творчество

7. Здоровье

8. Уважение окружающих

8) В Вашем представлении, семья - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9 ) Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

2. Скорее да, чем нет

3. Затрудняюсь ответить

4. Скорее нет, чем да

10 ) Какая форма организации семьи Вам ближе?

1. Главой семьи является мужчина, он принимает основные решения

2. Главой семьи является женщина, она принимает основные решения

3. Супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения

11 ) Как вы считаете что нужно иметь вашей семье, что бы быть счастливым ?

1. Уют в доме

2. Здоровье (себя и близких)

3. Собственное жилье

4. Работа и постоянный доход

5. Не задумывался (ась)

6. Другое_______________________________

12 ) Кто, по Вашему мнению, должен обеспечивать семью материально?

1. Муж, в основном

1. очень высокий

2. достаточно высокий

3. средний

4. достаточно низкий

5. очень низкий.

14 ) Какие ценности (Что в) семейной жизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 10 - наименее важное)

Ценности семейной жизни

Расположите цифры от 1 до 10 в порядке убывания важности, где 1 - наиболее важное, 10 - наименее важное.

3. Поддержка, забота, взаимопонимание

4. Совместное времяпровождение, досуг

5. Эмоционально-психологический комфорт

6. Материальная обеспеченность

7. Преемственность поколений

8. Постоянные сексуальные отношения

9. Стабильность

10. Социальная защита

15 ) Как Вы считаете, кто должен быть организатором семейного досуга?

1. Муж, в основном

2. Жена, в основном

16 ) Как, по Вашему мнению, члены семьи должны проводить свой досуг?

1. Обязательно вместе

2. По возможности вместе, но необязательно

3. Нужно обязательно отдыхать друг от друга иногда

17). Какие семейные традиции имеют для Вас большое (первостепенное) значение?

__________________________________________________________________________ _____

18) У Вас есть дети?

1. Да есть____ (укажите количество).

2. Нет. И не хочу заводить детей (переход к вопросу №20).

3. Нету. Но я хотел бы завести ребенка.

19). Какой стиль воспитания Вы, скорее всего, выберите для своего ребенка?

1. Предоставление ребенку возможности высказывать свое мнение, отношение, право выбора

2. Строгий контроль деятельности и поведения ребенка, требовательность

3. Отсутствие активного участия в процессе обучения и воспитания ребенка (невмешательство)

4. Удовлетворение любых желаний и потребностей.

20).Что по вашему мнению должны давать родители детям?

  1. Заботу о здоровье.

    Воспитание.

    Образование.

    Что еще __________________________________________________

99. Затрудняюсь ответить.

21). Как вы считаете, кто в основном должен воспитывать ребенка в семье? (Можете выбрать несколько вариантов ответа).

3. Оба родителя вместе.

4. Ближайшие родственники (бабушка, дедушка и т.д.).

5. Ближайшие родственники и родители

6. Государственные учреждения (школа, институт, кружки, секции и Т.Д.).

7. Церковь

99.Затрудняюсь ответить

22). Как вы считаете, кто должен выполнять домашни е обязанност и по дому?

    Оба супруга

    Другое_______

23) В ы поддержива ете близкие отношения с родителями после вступления в брак?

1. Да, поддерживаю, мы постоянно общаемся

2. Нет, не поддерживаю близкие отношения

99. З/о. Не задумывался (ась) об этом.

24). Считаете ли вы, родители должны поддерживать вас морально?

99. Затрудняюсь ответить

2 5 ) В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя)

2. Неполная (один родитель)

3. Другое___________________

26).Ваши родители, родители (мужа/жены) - вас поддерживает материально?

1.Да поддерживают

2.Нет, не поддерживают

2 7 ) Ваш род деятельности:

1. учащийся

2. госслужащий / военнослужащий

3. владелец бизнеса, предприниматель

4. служащий / рабочий государственного предприятия

5. служащий / рабочий частного предприятия

6. домохозяйка

7. пенсионер

8. безработный

9. другое_______________________________________

28). Ваше образование:

1. основное общее

2. среднее (полное) общее

3. начальное профессиональное

4. среднее профессиональное

5. высшее профессиональное

6. послевузовское профессиональное.

1. очень высокий

2. достаточно высокий

3. средний

4. достаточно низкий

5. очень низкий.

Спасибо за участие!

Научный руководитель: Проф. Антонова Н. Л.

Составитель: студент 6 курса

заочного отделения Чубыкин Александр

Тираж 200 экземпляров.