Open
Close

Финляндия как успевают забрать детей из садика. Дошкольное образование в Европе

рассказала о поездке в Финляндию, о том, что из увиденного и прочувствованного хотелось бы воплотить Украине .

Как и почему вы решили отправиться в Финляндию?

В начале возникла идея создания нового детского садика в Киеве, предложенная руководителем талант-клуба и детских садиков «Тотоша» Татьяной Сорокиной. Мы долго обсуждали, каким он должен быть. Хотелось соединить воедино: практичность, экологичность, детскую самостоятельность и современные тенденции в образовании. Мы стали всерьёз рассматривать идею создания финского детского сада, ведь финские учебные заведения сегодня занимают лидирующие места в мировых рейтингах. Тут же решили поехать в Финляндию, чтобы увидеть изнутри, как это работает.

Мы побывали в городах Хельсинки, Эспоо и Вантаа. Успели посетить 6 садиков, 2 школы и один детский клуб (кстати, понятие детского клуба в Финляндии отличается от привычного для нас. Там это городская или церковная инициатива, и занятия являются бесплатными).

Что впечатлило вас больше всего?

Прежде всего, у финов другой менталитет, который базируется на особом социальном устройстве, так называемом, скандинавском социализме. В основе государственной идеи лежит стремление ко всеобщему социальному благосостоянию, примерно равноценный уровень зарплат для всех профессий – это то, что способствует выбору деятельности, основываясь не на материальных ценностях, а по зову сердца. Например, зарплата школьного учителя составляет 3000 евро, воспитателя — примерно 2000 евро, а няни получают около 1800 евро. При этом программист будет получать тоже около 3000 тысяч. Возможно, именно отсюда возникает невероятно комфортная психологическая атмосфера. Фины — удивительные люди, от них исходят спокойствие, доброжелательность и простота – даже по отношению к нам, чужим, незнакомым и пристающим с расспросами.

Действительно очень приятно, когда люди искренне готовы помочь, даже если это займет некоторое время и причинит неудобства. Они не смотрят на других свысока, не демонстрируют пренебрежительность или подозрение, они целостные и доверчивые. Там вообще не наблюдается демонстрация благосостояния, вычурность, дорогие авто и тому подобные вещи. Удивительно, но даже интерьерные витрины Икеи пронизаны простотой, сдержанностью и функциональностью.

Интерьер гостинной в Икее

Интерьер спальни

Интерьер кухни

Интерьер спальни

Что общего у финских садиков с нашими, украинскими? А чего, как тебе кажется, нам не хватает?

Занятия в наших частных детских садиках и у них – очень похожи. Тут велосипеда никто не изобрел:

  • они вдохновлялись теми же методиками (Вальдорфская, Монтессори, Реджио Эмилия),
  • занятия базируются на принципе межпредметности (то есть в рамках одной общеобразовательной темы учат буквы, цифры, развивают моторику, слушают сказки, развивают логику и внимание, обсуждают всей группой),
  • педагоги сами заранее пишут планы уроков и работают по ним в течении определённого времени,
  • занятия проходят в небольших группах до 10-ти человек, чтобы педагог успел уделить должное внимание каждому ребёнку,
  • режим дня очень похож, питание трижды в день (завтрак, ланч, снеки), равно как у нас завтрак, обед и полдник.

Финны гораздо больше внимания уделяют групповым проектным работам, во время которых воспитатели с детьми создают что-то общее и большое, например, из картона вырезают, клеят, раскрашивают огромного динозавра, а потом размещают его на стену для всеобщего обозрения и наслаждения результатом. Это здорово!

Космическое творчество

На стене большие проеты

100 лет независимости Финляндии

Весенний групповой проект

Пасхальный групповой проект

Динозавры

Они говорят: «Мы не боимся грязи, главное, чтобы дети были вовлечены в творческий процесс». И правда, холл – такой аккуратный и чистый, а класс – уже территория творчества. Вот эта стена – для поделок, в том углу – сохнут рисунки, а в этом находятся в открытом доступе материалы для творчества (в финских детских садиках не прячут художественные материалы в шкафчик, они всегда доступны ребёнку, как в Монтессори-среде). В одной зоне обитают конструкторы, в другой «живут» эксперименты, например, рукотворные вулканы. Пространство сада очень живое, и финны этим гордятся.

Захотели — развесили поделки

Зона творчества

Пусть криво — зато сам сделал!

Настольные игры

Органайзер для поделок

Зона ролевых игр

Органайзер для поделок

Зона конструирования

Игровая зона у малышей

Зона творчества — всё доступно

Лошадкииии:)

Поделки на стене в школе

В творческой мастерской

Мы меняем пространство, как хотим

Зона костюмированных игр

Системы хранения

Воспитатели поддерживают любые инициативы детей. Хочешь джунгли? Пожалуйста: вот струится река из ткани, вот – деревья из картона (дети, помогите раскрасить!), вот звери – всё создается и конструируется экспромтом на ходу из того, что есть под рукой. Дети в восторге, ведь они придумали, педагоги помогли воплотить и смело можно весь день играть в джунгли! При этом в игры почти всегда добавляют какую-нибудь обучающую фишку.

В садиках «Тотоша» схожая организация пространства. Мы тоже перешли на функциональную мобильную мебель, перегородки вместо стен для разграничения пространственных зон, которые не занимают много места. В финских детсадах пространство практично и функционально, всё трансформируется и занимает минимум места. Кроватки, которые выдвигаются из шкафчиков или складываются стопочками, раздвижные перегородки, тумбочки на колёсах, столы, которые можно собирать вместе в один большой или оставить по-отдельности. Радует, что и мы к этому пришли.

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Эргономичные кроватки

Штора играет роль перегородки

Пуфики на магнитах на стене

Мобильные игровые блоки

Полоса препятствий — трансформер

Книжный стеллаж на колёсах

Детские рукомойники прямо в классе

Хранение матрасиков

Эргономичный стул (высота регулируется подножкой)

Мобильные игровые блоки

Мобильные игровые блоки

Безкарскасная мебель

Шкафы на колёсиках

Удобные раздевалки

Компактное пианино

Индивидуальные полочки

Стеллаж на колёсах

Столы, которые можно собрать в один

Слева стена для хранения

Компактные лавочки

Перегородка для рисования вместо стены

Спортзал

Шкафы-трансформеры

Компактные стулья

Практичные кроватки

Кровати, которые прячутся

Чего нам не хватает? Думаю, внутренней свободы. Мы – более зажатые, зациклены на том, что о нас подумают или скажут, как мы выглядим со стороны, какой у нас имидж — в Финляндии этого нет: все более расслаблены – и преподаватели, и руководство, и, конечно, дети.

Очевидно, в целом манера воспитания детей другая?

Это правда, в финском детском садике витает дух свободы. Поощряется детское творчество, самостоятельность, выдвигается меньше правил и рамок, к детскому мнению прислушиваются, к ним относятся с уважением как к личностям. При этом дети не избалованные.

Нас особенно поразила ситуация в одной из школ (как я говорила, во время поездки мы посетили две школы): мы попросили остаться на «продленку», посмотреть, как проходит занятие. Преподаватель сказала: «Одну минуточку, я кое-что уточню», и она пошла спросить разрешения – у кого бы вы думали? У детей. Не против ли они будут, если мы, незнакомые люди, будем присутствовать во время занятия? Этот случай говорит сам за себя.

И да, здесь нельзя фотографировать детей без их разрешения.

Что касается отношения к детям, то родители не могут бить детей, кричать на них – это закреплено на законодательном уровне. Если кто-то (сосед, прохожий, воспитатель) увидел, что родители проявляют насилие, они просто обязаны обратиться в социальную службу.

Ещё нам рассказали, что если ребенок в конце дня не хочет уходить из садика, и например, лежит на полу, отдыхает и резвиться, то мама, которая пришла его забирать, будет с олимпийским спокойствием ждать момента, пока ребенок сам захочет уйти.

Примечательно, что с 16 лет молодые люди имеют право жить отдельно от родителей, и государство поддержит их материально. Вероятно, поэтому родители очень остро ощущают, что не являются «владельцами» своего ребёнка и делают всё возможное, чтобы ребёнку было хорошо в своей семье.

Было что-то такое, что вам не понравилось?

Нет, но были кое-какие спорные моменты. Как нам рассказали, в финских школах «правила джунглей» очень просты: если человек хочет учиться, перед ним открывается много возможностей, если нет – никто не будет его заставлять, ни родители, ни преподаватели. Говорят, что есть коррекционные педагоги, которые подтягивают слабых, работают как над усвоением отдельных предметов, так и над мотивацией ребёнка. Как на практике это работает? По опыту финских мам не очень хорошо.

К оценкам там отношение довольно равнодушное. Хорошо это? С одной стороны, это учит ориентироваться на внутреннюю мотивацию, а не на внешние стимулы, а с другой – возможно, кому-то «пинок под зад» и не помешал бы? Вопрос спорный.

Второе: в Финляндии значительное внимание уделяется практике и применению знаний, и гораздо меньше теории. Например, ученики могут не знать таблицу Менделеева, зато они посетят какой-то химический завод и будут знать, как он работает. При этом окончив школу, могут иметь очень посредственные теоретические знания.


Биорум или учебный класс-атриум посреди школы

Еще один момент, о котором нам рассказали мамы школьников, — школа не готовит к поступлению в университет. Для подготовки к экзаменам необходимо нанимать репетиторов. Справедливости ради, стоит отметить, что поступление в институт не является такой повальной тенденцией, как в Украине. Часть молодых людей довольствуются окончанием lukio (лицея).


В этом помещении находятся: финская школа, интернациональная школа, детский сад

Среди неоспоримых «плюсов»: и в школах, и в садиках много внимания уделяется ручному труду и финансовой грамотности. Шикарно оборудованные швейные, столярные, гончарные и творческие мастерские вдохновляют школьников творить. Подобные комнаты есть и в садиках. В них есть все материалы, подходящие малышам по возрасту (разные виды красок, фетр в рулонах, вторсырьё, бумага любых оттенков, нитки для ткачества, картон для крупных поделок, бусины, деревянные палочки, природный материал, пуговицы и колокольчики и много других нужных для юных художников штук).

Столы с пылесосами

Шкаф с ручными инструментами

Стеллаж с болтиками и другими мелочами

3d принтеры

Детские работы

Профессиональное столярное оборудование

Материал для работы

Кладовка художественного класса

Швейная мастерская

Нитки в свободном доступе

Оверлоки

Ткани

Молнии, лоскутки

Гончарная мастерская

Разные техники рукоделия

Ткачество в садике

Печь для обжига глины в садике

Разные материалы для творчества в саду

Фетр для детских поделок

Красивые мелочи

Краски разных видов

Мелки восковые

Вторсырьё и природные материалы

Бусины деревянные

В школе дети изучают финский, шведский, и с определённого класса английский языки (шведский очень распространен, на уровне второго государственного языка).

Также все школы и сады оборудованы библиотеками. У детей воспитывают любовь к чтению через увлекательные красивые и качественные книги. В библиотеках уютно и приятно находиться, можно завалиться на кресло-мешок и читать сколько душе угодно, также можно книги брать домой.


Что хотелось бы перенять относительно конкретно детских садиков?

Мне очень импонирует, что в финских детсадах детки гуляют на свежем воздухе два раза в день минимум по часу-полтора практически в любую погоду. Мы тоже практикуем долгие прогулки, но зимой наши воспитатели действительно гуляют мало. Однако в Финляндии намного холоднее, ведь это северная страна, здесь в конце марта лежит снег, утром землю покрывает изморозь, а на улице нередко минусовая температура. И дети гуляют! Много гуляют! И даже в школе они просто обязаны гулять на улице в течение каждой перемены аж до 9-го класса включительно. Если говорить про дошкольников, то для них прогулки это неотъемлемая часть жизни, это даже прописано в законодательстве. А закон финны не нарушают. На случай дождя в садике приготовлены дождевики и резиновые сапожки (которые отправляют в «сушилку» сразу после прогулки, чтобы они успели высохнуть до вечернего променада). Старшие группы могут не выходить на улицу, если за окном холоднее, чем -20, а младшие группы при -13 и ниже.

Детская площадка в саду

Дождевики и резиновые сапоги

Крутые лазалки в каждом саду

Качели часто выглядят так

Хранилище уличных игрушек

Лабиринт на асфальте

Лабиринт для игры с водой

Натуральные материалы

Транспорт для прогулок

Горки вписанные в ландшафт

Сапожки:)

Дождевые комбинезоны

Справа — сушильный шкаф

Лёгкая и удобная одежда

Лазалка

Во время прогулки воспитатели организовывают детям досуг: игры, развлечения, обучающие занятия. Кроме того, если кто-то из детей не усвоил материал на уроке (отвлекался, или вообще не участвовал), то воспитатель уделяет этому ребенку внимание во время прогулки, и в игровой форме пытается помочь ему усвоить материал.

Мы тоже хотим ввести такие развивающие прогулки (уже занялись написанием программ уличного досуга для детей разных возрастов), запастись дождевиками и сапожками. Собираемся больше внимания уделять проектной работе, групповым дискуссиям, экспериментам. В наших детских садиках мы уже собирали макет космоса, выращивали лук, красили салат пищевыми красителями, создавали групповые поделки-плакаты. Но после посещения финских садиков, мы поняли, что нужно больше «чудить» с детьми, не боятся экспериментов и экспромтов.

Еще в Финляндии воспитатели часто водят детей на экскурсии в музеи, кино, аэропорт, на заводы, начиная с 3-х летнего возраста. Детей постарше часто водят в бассейн и на каток. При этом разрешения у родителей не спрашивают и специальных автобусов не заказывают – пользуются общественным транспортом. Нередко даже бывает, что водитель городского автобуса немного съезжает с маршрута, чтобы подвезти воспитанников сада прямо к месту назначения. У нас с этим несколько сложнее. Например, на такие экскурсии детей может везти только водитель со специальным разрешением на перевозку группы детей. Но мы будем искать способы организовывать подобные экскурсии.

Мы привезли из Финляндии учебники для дошкольников и сейчас на основе них разрабатываем программы для нового сада, планируем зонирование, чтобы дать педагогам ещё больше свободы для творческого полёта, открыли вакансии в поисках педагогов с горящими глазами. Как в малом, так и в целом, есть много ценного в финском опыте.

Что нужно для того, чтобы осуществить задуманное?

Прежде всего, нужно раскрепоститься изнутри и немного поучиться. Мы планируем проводить психологические тренинги для педагогов, а также семинары по обмену опытом. Это вдохновляет, мотивирует, рождает новые идеи.

В финских детских садиках педагоги составляют индивидуальный план обучения каждого ребенка. Педагог общается с ребенком, узнаёт его интересы, ориентируется на них, когда пишет планы уроков. Если ребенок увлекается динозаврами, то он будет приносить ему книги про динозавров, обсуждать с ним эту тему, играть с динозаврами и т.д. У каждого ребёнка в шкафчике лежит такая вот книжечка индивидуального развития ребёнка, в которую педагог и ребёнок что-то пишут, клеят, вкладывают. При этом книга у каждого ребёнка выглядит совсем иначе, чем у другого. Нам понравилась эта идея, но как её воплотить, мы пока только обсуждаем. Вообще по приезде из Финляндии мы часто собираемся для обсуждения новых идей и стратегии развития.

Самое главное, чему нас научила Финляндия, на мой взгляд, — это простота, искренность, работа не на показ, а ради детского счастья (дети в Финляндии действительно выглядят абсолютно счастливыми!), предоставление детям большей свободы самовыражения. Теперь у нас есть вполне осязаемая цель и мы к ней будем стремиться. Уверенна, что у нас всё получиться!

1 Taka-Tuka-Land , Берлин, Германия
В берлинском детском садике Taka-Tuka-Land архитекторы решили акцентировать внимание на том, что дети – это очень подвижные существа. Они так и норовят побегать туда-сюда с бешенными скоростями, а это чревато серьезными травмами. Поэтому в Taka-Tuka-Land тяжело найти твердые поверхности (кроме пола) и острые углы. Ну а назван он в честь идеальной для детей страны Така-Тука из сказки про Пеппи Длинный чулок.

Экстерьер и интерьер этого дошкольного учреждения решены в ярких салатово-желтых тонах, а вход оформлен в форме гигантского шалаша, сколоченного из деревянных реек. Внутри здания таких шалашей, только выполненных из мягкой ткани и батута, еще больше. Они построены вдоль стен, а также оформляют изнутри некоторые окна. Забавны и конструкции шведских стенок: это не привычные нам деревянные перекладины, закрепленные у стен, а целые городки из лесенок, арок и качелей. Коридор садика превращен в небольшое выставочное пространство, в котором экспонируются детские рисунки, фотографии, поделки. Стенды также выкрашены в светло-желтый цвет и подсвечены лампами.

Ecole Maternelle Pajol, детский сад с 4-мя учебными комнатами, который находится на улице Pajol в 18-ом парижском округе, сочетает в себе множество вещей, которые так любимы и желанны в детстве. Каждый шаг и поворот открывает очередную грань удивительного, яркого, цветного мира, который никогда не становиться унылым и скучным.

вот что говорят его создатели:
"Мы любим цвет, особенно когда он применяется с целью осветить и придать яркость серому и скучному окружающему пространству. И этот детский сад определенно говорит на языке радостных цветов.
Нам нравится, когда публичное искусство, публичные здания и пространства используются для игр, выражения радости, а не только для показа помпезного «приемлемого» искусства и архитектуры. И разве не должен детский сад соответствовать настроению именно детей, а не взрослых?"

3 Детский сад Кекец (Kekec) от Архитектура Юрэ Котник. Любляна, Словения

Детский сад Кекец находится в одном из жилых районов Любляны. Его появление было обусловлено растущей потребностью в новых детских садах, так как население столицы значительно увеличилось, и плотность застройки внутри кольцевой дороги города также возросла. Идея подобного дизайна возникла из-за нехватки оборудования детских игровых площадок в уже существующих детских садах. Новый фасад помогает справиться с этой проблемой, потому что сам является игровым элементом.
С одной стороны доски, прикрывающие застеклённый фасад, раскрашены в один из девяти ярких цветов, а с другой стороны дерево оставлено не окрашенным.

У подобного решения есть несколько функциональных назначений: оно служит как элемент создающий тень, а также как развивающая игра для детей.Во время игры с этими заслонками дети узнают различные цвета и постоянно изменяют внешний вид своего детского сада.

4 Segrt Hlapic , Загреб, Хорватия

Архитектурная компания Radionica Arhitekture, создавшая детский садик Segrt Hlapic в хорватской столице Загребе решила, что детям вовсе не обязательно осваивать сложности лабиринтов коридоров больших зданий.

В итоге у них вышел просто вытянутый детский сад, где каждой группе детишек доступно огромное помещение, объединяющее в себе и спальню, и игровую, и учебный класс.

5 Fagerborg Kindergarten, Осло (Норвегия)

Fagerborg Kindergarten – уникальный детский сад, построенный в Осло (Норвегия) по проекту норвежской архитектурной студии RRA.

Общая площадь необычного здания составляет около 1000 квадратных метров. Учитывая пожелания местных властей, авторы проекта разработали экологически устойчивый объект с современной архитектурой и позитивным демократичным "содержанием".Интерьеры выполнены в натуральном дереве, которое чередуется с яркими веселыми включениями в самых неожиданных местах.

6 Детский сад в Тромсе, Норвегия

В результате конкурса на создание нового дошкольного учреждения, объявленного местными властями, в городе Тромсе, Норвегия, появилось целых два новых детских сада. Архитекторам была предоставлена полная свобода в организации пространства, что позволило компании 70°N arkitektur as создать веселые, цветные и, что не маловажно, интерактивные интерьеры.


Попав внутрь детского сада, можно подумать, что ты оказался в увеличенном в несколько раз детском селекторе. В стенах комнат проделаны отверстия разных размеров, через многие из которых детишки могут беспрепятственно пролезть. Также наличие отверстий облегчает работу воспитателей, ведь им не нужно постоянно бегать из комнаты в комнату в надежде уследить сразу за всеми. В двух садах предусмотрено большое количество цветных элементов, что способствует развитию детей.

Предусмотрена возможность двигать некоторые из внутренних стенок, что позволяет легко реорганизовывать помещения под конкретные задачи. При такой планировке детского сада можно смело сказать, что маленьким сорванцам не придется скучать.

7 Детский сад финского городка Юттери (Колпино, Россия) + Детский сад Нью-Тон (С-Петербург, Россия)

В России тоже есть необычные и прекрасные проекты детских домой. Так строительная компания «Ленстройтрест» в рамках проекта застройки нового жилого комплекса в Колпино, который получил название "Финский городок Юттери", построит детский сад мечты.
Как говорят специалисты компании: "В детский сад надо ходить с удовольствием! Поэтому мы решили оформить его в виде сказочного замка, который сможет принять 120 маленьких жителей «Юттери». "

Комплекс "Юттери" строится в лучших традициях жилкомплексов Европы - когда сочетается красота и строгость внешнего вида строений, удобство и безопасность квартир внутри. А одним из основополагающих принципом философии "Живи" , по которой разработаны все проекты компании, является социальная инфраструктура. Согласно ей и строится сказочный замок посреди финского городка, а по соседству с ним строится большая и уютная школа с бассейном и спорт-площадкой.

Примечательно, что сказочный дворец в Юттери не единственный проект компании "Ленстройтрест" в наших краях. Так в 2016 году в жилом комплексе "Нью-Тон ", что строится близ м.Ладожская, будет построен еще один необычный детский сад с музыкально-эстетическим уклоном.
При проектировании детского сада строители стремились создать такое место, куда дети будут с удовольствием приходить каждый день, поэтому сделали акцент на яркую архитектуру. Новый детский сад в «Нью-Тоне» – это эллипсовидное здание с разноцветными стенами, фасад которого будет украшать большой декоративный скрипичный ключ. Радовать глаз детский сад будет и в тёмное время суток, благодаря художественной подсветке фасада.

«Наша главная задача – не просто построить детский сад, а создать все условия для обеспечения маленьких жителей «Нью-Тона» качественным образованием. Как родитель я понимаю, насколько важно быть уверенным в том учреждении, куда вы отдаете ребенка: на что делается акцент в программе обучения, насколько серьезно руководство относится к выбору курса развития, существуют ли дополнительные образовательные возможности, каково материально-техническое и медико-социальное обеспечение детского сада. В нашем проекте ЖА «Нью-Тон» в решении всех этих вопросов мы принимаем непосредственное участие. Нам удалось договориться об утверждении творческой направленности для будущего детского сада, т.к. мы понимаем, что музыкальное образование и развитие творческих способностей необходимо начинать в раннем возрасте. Впоследствии детский сад будет оснащен всеми необходимыми музыкальными инструментами для детей, а в преподавательский состав войдут лучшие педагоги города», - отметил директор проекта «Нью-Тон» Виктор Лебедев.

«Статья была написана пару лет назад, с тех пор эксперимент уже и не эксперимент. Огромное большинство финских садиков перешло на такую форму «пребывания в саду», вернее в лесу. Как показала практика, не на детской площадке, а именно в лесу можно найти много чего интересного для детей и провести там весь день! Как рассказывает моя знакомая финская воспитатель, и осенью в дождь и зимой в мороз, одетые соответствующим образом в комбинезоны и сапоги, детишки отправляются в лес после завтрака и возвращаются к вечеру, когда из должны забрать родители.
А как же обед? Берут с собой термосы (на первое блюдо и компот:)), «гриль» (прекрасно получаются вторые блюда!) и проч походный инвентарь. Спят ли дети днем? СПЯТ! В специальных теплых походных мешках. По словам воспитателей, спят дети крепко, а простужаются редко. Конечно для меня, привыкшей к другому садику, странный вариант. Но.. время меняется, меняются технологии и поколение наших детей (внуков) очень сильно отличается от нас в детстве. Может быть и правильно, что так кардинально меняются методы воспитания и освоения окружающей среды? Может быть верно давать детям привычку проводить день на открытом воздухе без компьютеров, телефонов и игровых приложений». Наталья Киреева — мое мнение. (Активная ссылка на сайт при использовании материалов обязательна!)

В Финляндии горячо обсуждают удачный эксперимент, начатый прошлой осенью

Первый и пока единственный в стране детский сад в г. Турку (тот, что на улице Viinamäenkatu) придумал держать своих воспитанников на свежем воздухе целый день. То есть СОВСЕМ на свежем и СОВСЕМ целый, даже зимой.

Воспитатели и сотрудники, наблюдающие за подобной методической новинкой утверждают, что моторные и физиологические функции детей значительно лучше в сравнении со сверстниками, гуляющими на улице всего несколько часов. Кроме того, у детишек укрепляется нервная система — они великолепно спят, с аппетитом кушают и у них, как ни странно, стали сильнее проявляться творческие способности.

Вот она, сила воздуха! Детский сад на улице — финское изобретение

На улице у детей нет никакого специального оборудования, воспитатели придумывают им игры, дети могут собирать ветки, чтобы потом построит шалаш, или делать ледяные кубики с помощь пакетов из-под сока, а затем из кубиков — ледяной дом. Детский сад на улице — финское изобретение

В общем, на скуку дети не жалуются. Полуденный сон — по желанию: можно зайти в помещение на часок, а можно вынести постель на воздух. А осенью и весной принято проводить «неделю сна на свежем воздухе»для всех. Дети даже кушают почти на улице — в уютной «юрте» за костерком. Детский сад на улице — финское изобретение


Ulkopäiväkodin lapset ruokailevat kodassa.

Американцы, японцы, англичане и работники образования других стран, заинтересовавшиеся методом, удивляются: Холодная зима не доставляет проблем? Никаких, заверяют финны. «Наши воспитатели внимательно следят за температурой: если она понижается больше «-10», или на улице сильный ветер, то детей на короткое время заводят в помещение. Но, только на короткий «брейк». «Всё же, наши дети хорошо подготовлены к подобным условиям. Современные дети имеют такую теплую и удобную одежду, что холод- не проблема». Действительно, финские комбинезоны и обувь, выполненная по специальным химико-физико технологиям (круче, чем «нано»!) — легкие и тепло-непродуваемые. Традиционные в прошлом «пуховики» и валенки — просто ясельная группа перед лицом современных финских производителей. » Главное, конечно — это работа воспитателей — держать детей в движении. Если они будут стоять, в любой одежде замерзнут. На самом деле, в зимнюю погоду куда больше познавательной активности: дети учатся кататься на коньках, лыжах, осваивают » сноу-шуз» (снежные ботинки — они как раз представлены на фото, девочка демонстрирует это древне-скандинавское изобретение).


Сотни финских детских садов уже заявили о своей готовности внедрить программу ‘nature-focused’ (сфокусированная на природе- дословно). Но, пока только детский сад в Турку обладает условиями, для того, чтобы обеспечить детям достойную жизнь «на природе». Детский сад на улице — финское изобретение

Я в свою очередь, не столько детям удивляюсь, сколько воспитателям. Сколь же должно быть в них энергии и знаний как увлечь детей целый день напролет. Какая у них должна быть удобная одежда и сумасшедшая любовь к свежему воздуху! Не всякий взрослый выдержит такое испытание. Детский сад на улице — финское изобретение

Детский сад на улице-финское изобретение

Статьи по теме СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФИНЛЯНДИИ

У живущих в Финляндии русскоязычных семей с маленькими детьми рано или поздно возникает необходимость отдавать детей в садик. И тут появляется масса вопросов. Какой садик выбрать? Как будет ребенок из русскоязычной семьи чувствовать себя в садике, где все говорят на незнакомом ему финском языке? Что ждет ребенка и родителей в период адаптации? Оказывает ли финское государство ребенку поддержку на этапе адаптации, куда и как за ней обращаться? Развеять некоторые сомнения родителей нам поможет Елизавета Тилли, монтессори-педагог, соционом, автор проекта «Благополучие», предназначенного помочь русскоязычным семьям интегрироваться в финское общество.

Детский сад. Фото: rd.com

С чего начать?

С непростого выбора подходящего садика, ведь в Финляндии вариантов у родителей будет несколько. Зачастую первым рассматривается вариант «поближе к дому». Таким вариантом может оказаться муниципальный (то есть, государственный) детский сад, частный, детский сад семейного или группового типа, открытый детский сад. Поискать подходящий по месторасположению садик обычно можно на сайте финского города на основании своего почтового индекса.

Для многих родителей спектр предоставляемых им услуг оказывается важнее местонахождения детсада. Если вас интересуют садики, чья работа базируется на педагогике Монтессори, вальдорфской педагогике, садики с английским, французским, русским языком, садики определенной религиозной направленности – это уже не муниципальные, а частные детсады. В некоторые частные детсады принимают детей только с 3-х лет. Если родители работают, тогда можно подумать о варианте семейного детсада (детский сад, организованный на дому) или нанять няню.

Нам очень понравился садик «Калинка», куда ходил старший ребенок, но туда берут с 3 лет. Мы думали сначала отдать дочь в финский садик, а года в 4 перевести в «Калинку». Но потом мы так привыкли к финскому садику, и нам все так нравилось, что дочка отходила туда до школы. До садика дочка была с русской няней.

По закону, ребенок может начать посещать детский сад с девятимесячного возраста и находиться в садике, как минимум, 20 часов в неделю. Обычный режим работы детских садов – с 6-6.30 утра до 17-17.45. На выбор садика может также повлиять режим работы родителей, к примеру, ненормированный или посменный, ведь тогда ребенку нужно место в круглосуточном саду. В заявлении необходимо указать, потребуется ли ребенку находиться в садике в выходные дни, в вечернее и ночное время.

Когда родители подают заявление в детский сад, они могут указать в нем несколько подходящих вариантов, обосновав свой выбор варианта «лучшего».

Нужно чувствовать потребности своего ребенка, и соответственно этим потребностям выбирать детский сад. А имеется много разных вариантов: есть и государственные сады, и частные, но выбирать из потребностей ребенка, а не своих. Если мама чувствует, что ребенку не нужна большая группа, можно обратиться в семейный детский сад. Мама изыскивает возможности, как попасть в нужный садик, или договаривается с подругой, и они нанимают финскоязычную няню для своих детей.

Елизавета Тилли

Простые формальности

Заявление на получение места в детсаду нужно подавать не позднее 4-х месяцев до того срока, когда вы планируете начать водить ребенка в садик – это относится к большинству городов Финляндии. Заявление в муниципальный детсад можно отправить через интернет, а вот в частные детские сады заявление нужно относить лично (кстати, там же можно и взять сам бланк). К моменту подачи заявления у ребенка должен быть henkilötunnus – личный идентификационный номер в Финляндии.

Бывают ли в садики очереди? Да, бывают, но если подать заявление в указанный срок, велика вероятность попасть в приглянувшийся вам сад. Иногда возникает необходимость сменить садик из-за переезда в другой город или район, или если родители срочно выходят на работу или учебу. Тогда заявление о переводе рассматривается ускоренно, в срок до 2-х недель, но ребенок может попасть уже в тот детсад, где окажется место, например, в соседнем районе.

Какой бы вариант детского сада вы ни выбрали, в Финляндии он будет платным. Плата за посещение садика рассчитывается на основании семейного дохода и того количества часов, которое ребенок будет находиться в садике. К примеру, максимальная оплата за место в муниципальном дестком саду не будет превышать 290 евро, а если ребенок ходит в частный или семейный детский сад, родители могут обратиться за компенсацией в службу Kela.

Но есть в Финляндии и так называемые «открытые» детские сады, они бесплатные. Работают они обычно 1-2 дня в неделю по 2-3 часа. Малыши находятся в саду обязательно вместе с родителями. Воспитатель организует совместные игры, песни, занятия рукоделием, детки общаются с ровесниками, родители знакомятся между собой.

Русскоязычный малыш в финском детском саду: без паники

Часто в небольших финских городах двуязычных детских садов просто нет, и ребенок идет в обычный муниципальный финский детсад. Вопрос, который всегда волнует русскоязычных родителей: «Как мой ребенок справится, выучит ли он финский язык»? У взрослых часто возникает опасение, что ребенку, с которым дома разговаривают на русском языке, в финском садике будет сложно. Ведь в финском саду сын или дочка полностью окунутся в чужую языковую среду, воспитатели, нянечки и друзья по группе будут разговаривать с ними только на финском языке.

Для старшего ребенка, который пошел в садик в возрасте 2,4 года, изначально рассматривался вариант только финского садика – именно для того, чтобы ребенок адаптировался к финской языковой среде. Дома, в семье, говорили только на русском языке. Мы ждали, когда ребенок сам заговорит на русском языке, чтобы он мог рассказывать о том, что происходит в садике. Развитием родного языка занимались дома: книги, игры. Садик брал на себя задачу научить финскому языку.

Ольга, мама троих детей (Вантаа)

Важно, чтобы родитель понимал, что то, как ребенок выучит финский язык и то, как его освоит сам родитель – две разные вещи. У ребенка мозг иначе функционирует, способности к адаптации очень высокие. Это даже не адаптация, а принятие среды, в которой он живет, включение в нее. Поэтому ребенок, который ходит в детский сад, начиная, скажем, с двух лет, просто не может не выучить финский язык.

Елизавета Тилли

Молчать не надо говорить

Для того, чтобы ребятам в детсаду было понятно, чего от них ждут воспитатели, используются картинки с изображением действий и повседневных предметов. Воспитатель покажет ребенку и назовет словами, какое действие он выполняет или что от него ожидают, а ребенок может показать с помощью картинки, что ему нужно. Так ребенок «включается» в финский язык и начинает использовать его как средство коммуникации. В идеальном случае у ребенка появляются друзья, с которыми он довольно быстро начинает общаться по-фински.

Cын пошел в финский муниципальный садик в возрасте 2-х лет, адаптировался хорошо. Ему там нравится, он все понимает, следует указаниям воспитателей в детском саду, выполняет нужные действия, но до сих пор не говорит по-фински».

Всегда ли такая ситуация указывает на наличие какой-то проблемы?

Бывает так, что когда ребенка отдают в финский детский сад, а у него уже сформировался родной язык, например русский, малыш «набирает» финский язык и это требует времени: год, два года. И сначала ребенок учится понимать, потом произносить. Дети – разные по темпераменту, и темперамент влияет на то, как ребенок говорит на чужом языке. Одни дети склонны к тому, чтобы выражать свои мысли словесно, другие, наоборот, склонны к тому, чтобы помолчать. На проявление языка влияет также пол, как ни странно. Мальчики и девочки по-разному взаимодействуют с языком (о том, как – можно почитать в статье Елизаветы Тилли «Мальчики, девочки и божьи коровки», прим. редакции). Бывает, что второй язык просто дольше усваивается. Иногда нужно провести небольшое исследование, научное наблюдение в группе, выполненное профессионалом. Иногда – тестирование, не для того, чтобы выставить ребенку какую-то оценку, а для того, чтобы выявить моменты, которые в обычной жизни нам не видны. Тогда можно сделать вывод о том, на каком уровне находится язык.

Елизавета Тилли

Как проходит адаптация детишек в детском саду, какие у них успехи, все ли идет хорошо или возникают какие-то сложности, есть ли особые моменты, требующие внимания, – помогает отслеживать специальный документ Lapsen varhaiskasvatussuunnitelma (vasu), или индивидуальный план дошкольного образования. Этот обязательный для детсадов документ отражает личностные особенности ребенка, его склонности, интересы, умения, прогресс. Для каждого ребенка составляется план индивидуальной поддержки его развития и обучения, и этот план фиксируется документально. Беседы, связанные с планом vasu, проводятся в садах дважды в год, весной и осенью. Самая первая беседа – обычно через два месяца после того, как ребенок пошел в садик. Это очень хороший мониторинг развития ребенка, который позволяет вовремя обратить внимание на какие-то моменты, требующие дополнительной поддержки со стороны специалистов. Если родители недостаточно владеют финским языком, на vasu-беседы приглашают переводчика.

Поначалу мне казалось, что vasu – это какой-то ненужный формализм, какой от всех этих бумаг толк? Но когда у младшей дочки обнаружились нарушения речевого развития, оказалось, что я была неправа. С помощью vasu выяснили, что нам нужна помощь логопеда.

Ирина, мама двоих детей (Хельсинки)

Основные распоряжения касательно vasu поступают на законодательном уровне. План дошкольного образования и собеседования, его поддерживающие, положены каждому ребенку по закону. И собеседования такие с родителями необходимо проводить два раза в год, по закону. В этих встречах участвуют родители и сотрудники детсада, ребенок может участвовать согласно своему возрасту, но опыт показывает, что это не всегда бывает нужно. При необходимости бывают еще и дополнительные встречи, например, если на vasu-беседе выяснился вопрос, который нужно проработать с участием специалистов. То есть, раз в законе прописано, что у каждого ребенка есть такое право, то для ребенка будет проведено расследование, почему возникли какие-то проблемы, например, с языком, и определено, как их будут решать.

Елизавета Тилли

Финский и русский детсад: найди отличия

Не всегда русские родители готовы к методам воспитания в финскому детском саду, которые иногда отличаются от того, что они видели у себя на родине. В таких случаях психологи советуют обязательно обсудить с воспитателями те моменты, которые вас смущают – сотрудники финского детсада всегда готовы к диалогу.

Для того, чтобы дети не оставались без внимания взрослых, в детсадах, по правилам, на одного воспитателя или няню должно приходиться не больше 4-х детей в возрасте до 3-х лет, и не более 8 детей в возрасте старше 3-х.

В финских детсадах большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок научился правильно взаимодействовать с окружающими, будь то взрослые или сверстники: здороваться, извиняться, благодарить, соблюдать правила. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми, при этом уважая их и свои границы. Часто основой для этого служит игра – важный элемент обучения детей. Программу занятий на неделю (музыкальные, спортивные занятия, посещение бассейна, рисование, лепка) вывешивают в вестибюле сада на информационном стенде.

Малышей обычно не заставляют делать то, что им не хочется – например, они могут не есть, если не хотят. Дети много времени проводят на свежем воздухе, часто ходят на прогулки в городские парки и на другие детские площадки, при этом на малышах будут светоотражающие жилеты. Если на детях надеты специальные непромокающие комбинезоны и резиновые сапоги, детсадовцам не препятствуют в том, чтобы они играли в лужах или, к примеру, с мокрым песком.

Малыши могут взять с собой в садик любимую игрушку (unikaveri – товарища для сна), соску, фотографии родных.

Unikaveri, «товарищ для сна», это игрушка, которую малыш берет с собой в постель. На слэнге она называется unikamu или unilelu. С недавнего времени «товарища для сна» начали укладывать в «материнские коробки», которые выдаются всем молодым семьям, где рождается малыш. Главное требование к Unikaveri – он должен быть мягким, матерчатым. Психологи рекомендуют стирать такие игрушки только ручным способом средствами без запаха. Ведь запах дома и родителей – это главное в «товарище для сна», именно он успокаивает ребенка и помогает заснуть. Многие финны сохраняют своих Unikaveri на всю жизнь.

Если у вас есть какой-то вопрос, и вы считаете, что его надо прояснить в детсаду – проясняйте. Попробуйте устроить диалог. Этому учат сотрудников детского сада, это – сотрудничество в развитии ребенка. Но межкультурная разница в понимании, в выражении эмоций накладывает свой отпечаток. Задайте свой вопрос воспитателю, спросите: «А почему мой ребенок сидит в луже? Для меня это как-то странно, может быть для вас это нормально, объясните, почему?» Если он сидит в луже в резиновой одежде, он не чувствует себя мокрым или сырым, ему радостно, у него радостное лицо, то все хорошо.

Елизавета Тилли

В детские сады в Финляндии детки начинают ходить, как правило, в 1,5 – 2 года. Русскоязычным родителям нужно понимать, что финский детсад – это не стан врага, где ребенок останется один на один со страшным, незнакомым финским языком. Если нужно, ребенку на помощь всегда придут педагоги и специалисты. А для того, чтобы адаптация была более успешной, можно договориться с заведующими и заранее сходить с ребенком в разные садики, познакомиться с персоналом, посмотреть за тем, как проходит в садике повседневная жизнь и выбрать детсад, лучше всего отвечающий потребностям и темпераменту ребенка.

Материал по теме

Принципы воспитания детей в Финляндии

Скорее всего, загадочные финны станут казаться вам чуть более понятными, если вы узнаете, как в детстве их воспитывают родители, чему их учат школе, что строго запрещено для финских малышей, а что – они могут делать без всяких нареканий со стороны родителей.

В Украине это одно, а если вы планируете переехать в другую страну? Или, может, вы просто интересуетесь дошкольным образованием за границей? Тогда этот материал для вас!

Узнайте об особенностях детских садов в Германии, Италии, Испании, Великобритании, Финляндии, Израиле и Швеции.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ГЕРМАНИИ

  • В Германии малышам необязательно ходить в садики и ясли. Но при желании посещать их могут все детки. Оплата зависит от дохода родителей. Для малообеспеченных семей действуют льготы. Примерная стоимость яслей - 80 евро, детсадов - 50.
  • Детские садики в Германии работают до обеда. Но есть такие, где ребенка можно оставить на ночь.
  • Обед в саду стоит 60-100 евро в месяц. Но можно давать ребенку еду с собой. Это обязательно должно быть здоровое питание.
  • В садиках не нагружают детей уроками и информацией. Считается, что у малышей должно быть детство, а уже все знания они получат в школе. Поэтому здесь дети поют, рисуют, танцуют, лепят.
  • При этом много внимания уделяется общению. Здесь , учат их находить выходы из сложных ситуаций, быть толерантными и сочувствовать другим. Поэтому в группах учатся детки здоровые и малыши с особыми потребностями.
  • В Германии есть такое понятие как «детская стипендия». С самого рождения и до 18 лет дети получают деньги. А студенты - до 25 лет. Сумма достигает примерно 190 евро в месяц.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ИТАЛИИ

  • В Италии дети идут в садики после трех лет. До этого они воспитываются дома родителями, бабушками, дедушками, тетями, сестрами и другими членами большой семьи.
  • Итальянские садики делятся на два типа: государственные и частные. Родители в основном предпочитают первые, но посещение их стоит дороже. Как и в Германии, стоимость зависит от дохода семьи. Суммы получаются очень разные - от 4 до 400 евро в месяц.
  • оплачивается отдельно - 2-3 евро в день.
  • Из детских садов малышей забирают до 16:30. Но родители могут договориться оставлять ребенка и до 18:30. Для этого нужно предъявить справки с работы и дополнительно заплатить примерно 60 евро в год.
  • Летом детские сады в Италии не работают. Разве что за дополнительную плату (10 евро в день) ребенок может ходить в сад в июле и августе.
  • На уроках маленькие итальянцы занимаются рисованием, музыкой, танцами и другими творческими занятиями. Также в программе есть английский.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ИСПАНИИ

  • В Испании дети начинают посещать садик в 3 года. Это необязательно, но иногда, если ребенок не ходит в сад, родителям нужно объяснять причину в мэрии.
  • Обязательное посещение дошкольного учреждения начинается с 6 лет. Это переходной этап - от последнего «класса» детского сада до начальной школы. Если родители не отдали ребенка на учебу в этом возрасте, их могут привлечь к ответственности.
  • В детском садике в Испании дети 2-3 раза в день гуляют, 2 раза кушают. Остальное время посвящено занятиям.
  • В детях воспитывают толерантность и не приемлют конфликты на классово-национальной почве.
  • С 5 лет детей отправляют в лагерь. Маленьких - на одну ночь, а детей постарше - на 2-3 дня.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ШВЕЦИИ

  • В Швеции детские сады также делятся на государственные и частные. Оба типа платные. Стоимость посещения зависит от дохода семьи.
  • Если у родителей слишком маленький доход и они не могут оплатить обучение в садике, садик оплачивает государство. Но в таком случае ребенок будет находиться там меньше времени.
  • В детских садах Швеции предоставляются льготы семьям с двумя и больше детьми. За обучение в садике второго малыша и последующих детей платит государство или же им существенно снижают стоимость.
  • Здесь делают акцент на . Они много занимаются и играют на свежем воздухе. Им разрешают пачкаться, лежать на земле, ходить по лужам. Считается, что грязный ребенок - это счастливый ребенок.
  • Иногда дети даже спят на улицах в спальных мешках. Так им и прививают любовь к природе.

ДЕТСКИЕ САДЫ В ФИНЛЯНДИИ

  • В Финляндии родители в основном отдают детей в общественные сады. Если же они выбирают частный садик, государство может взять часть расходов на себя.
  • Перед поступлением в сад к ребенку приходит воспитатель, чтобы составить индивидуальный план развития и ознакомиться с его привычками, режимом, питанием.
  • В садике у детей нет занятий как таковых. Нет и ограничений: основная задача - следить, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Дети могут спокойно лежать на земле или сидеть в луже.
  • В садики Финляндии детей берут с 9 месяцев. На одного воспитателя здесь оставляют 4 деток до трех лет или 7 после трехлетнего возраста. Всего в группах 21 ребенок.
  • Детские садики Финляндии работают с 6:15 до 17:00.
  • В основном на занятиях дети поют, читают сказки, готовят концерты к праздникам.