Open
Close

Национальный костюм: буряты в разные периоды жизни. Конспект проекта "бурятский национальный костюм" Стилизованные бурятские платья

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Костюм одного из многоязычных народов, населяющих Забайкалье и Прибайкалье всегда привлекал внимание путешественников, ибо в костюме бурят отразились исторические судьбы населения этих регионов, столь же своеобразных, как ландшафт и природа.

Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Одежда-паспорт человека, указывает на его племенную (этническую) классовую принадлежность и символ, характеризующий его общественную значимость.

В конце 19 - начале 20 в.в. буряты сохраняли традиционную одежду. Но уже в середине 20 века национальный костюм можно было встретить все реже. В наше время бурятский национальный костюм можно встретить только на празднествах или в сценических постановках. А ведь национальный костюм, его вышивка, покрой является целым хранилищем богатства национальной культуры бурят. Целые поколения людей не знают собственной культуры, не помнят заветы предков, не разбираются в красоте национального костюма. Значит, молодое поколение должно не только узнавать бурятский национальный костюм, но и знать, беречь и хранить для последующих поколений.

Цель - привлечь внимание молодого поколения к бурятскому национальному костюму.

Задачи:

1) Изучить историю развития национального костюма.

2) Изучить разновидности национального костюма.

3) Познакомить со старинным национальным костюмом семьи Аюевых.

Актуальность нашего исследования выражена в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к бурятской культуре. Объектом исследования является бурятский национальный костюм. Предмет исследования - разновидность бурятского национального костюма. Гипотеза исследования - бурятский национальный костюм является памятью предков и культуры для потомков.

1. Исследование бурятского национального костюма

1. 1 История развития и разновидности бурятского национального костюма

Костюм бурят являлся результатом процесса длительного развития от простого к сложному, от утилитарного к эстетическому. Материал и техника изготовления зависят от уровня развития хозяйства и культуры. Основным занятием бурят являлось скотоводство. Овчина, кожа и другие обработанные виды сырья использовались для изготовления костюма. Так же издавна применялись шкуры зверей. В конце 19- начале 20 веков наблюдалось частичное вытеснение традиционных кож, шкур и преимущественное использование тканей русского и западного производства. Последнее особо характерно для бурят Прибайкалья.

В Забайкалье же наряду с тканями русского производства продолжали частично использовать китайские хлопчатобумажные и шёлковые нити. Буряты использовали ткани в нарядном костюме; качество материала и украшений отличало костюм богатых. Следует отметить известное единообразие костюма бурят. Отрезная по талии одежда составляет особенность бурятского костюма.

Традиционный костюм, как мужчин, так и женщин состоял из нательной части - рубахи (самса), штанов с широким шагом (умдэн), верхней одежды (дэгэл) с запахом левой полы на правую со специфичным головным убором и обувь для бурят. Женская одежда менее подвержена изменениям и как более консервативный вариант сохранила в себе много старинных черт. Изучение покроя частей костюма показало наличие нательной одежды двух типов: распашной (морин самса) и глухой (урбаха, умаси). Распашная рубаха, в сущности, представляет короткий халат с запахом левой полы, она имела название "куваньхи"; "тервич". Глубокая рубаха появилась у бурят под влиянием соседнего русского населения, для которых такая рубаха характерна. Бытовали два вида мужской одежды. К первому виду относится распашная одежда скотоводов - кочевников с характерным запахом "жедехи" (мужская шуба). Ко второму типу относится верхняя одежда бурят Предбайкалья с прямым разрезом спереди, с расширяющимися к низу подолом. Сужающиеся к низу рукава пришивались к прямосрезанному стану. Отличительной чертой мужского костюма были пояса. Они различались по материалу, технике исполнения и назначению: вязаные, плетённые, тканные из волоса, шерсти. Более нарядные изготовлялись из кожи с посеребрёнными пластинками. Изучение их приводит к выводу, что улитарного назначения, пояс был обязателен в качестве оберега, затем пояс знак мужского достоинства, отличительные знак в служебной иерархии. Орнамент металлических пластин поясов был глубоко традиционным и отражал мировоззрение его творцов. Мотивы эти имеют общие с орнаментами других народов Центральной Азии, Южной Сибири и характеризуют разные исторические периоды. Головные уборы были разнообразными, наряду с традиционными самодельными буряты носили и покупные. Они различались по районам. В Забайкалье головной убор был связан с родовой принадлежностью. К наиболее древнему относится шапка "Юден" с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею, которую надевали в ненастную погоду. У бурят Прибайкалья был распространен головной убор с круглым верхом и узенькой строчкой по краю "татар мамай "(татарская шапка). Здесь так же была известна шапка "ловчуг". Позже они были заменены шапкой кубанкой.Мужской костюм был показателем места носителя в служебной иерархии. Одежда простолюдинов отличалась от одежды служащих. "Улусные люди" носили одежду из хлопчатобумажных тканей: далямбы, соембы. Право ношения шёлка и парчи было привилегией князей и богачей: знать носила одежду из ткани синих тонов. Халат с изображением дракона (вышивка, ткачество) указывал на высокое положение и происхождение носителя. Головной убор с высокой тульей, с камнями голубого, белого, красного цветов отличали костюм писаря. Дети обоих полов носили одежду подобную мужской. Девушка до замужества могла носить такую одежду с поясом. Женская одежда характеризуется отрезной талией - стан состоял из широкой юбки и лифа, рукава были составные с буфами или прямые без буф. Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщины менялся с переходом из одного возрастного периода в другой, а также с изменением её семейного положения. Всё это сопровождалось соответствующими обрядами. Если до периода зрелости одежда девушки сохраняла покрой мужской одежды, которую они носили с кушаком, то взрослые девушки носили отрезную по талии одежду, но с рукавами, сохранявшими покрой рукавов мужского халата. Декоративная нашивка шла вокруг талии, у замужних только спереди. В комплекте с причёской и украшениями, также соответствующему и общественному положению верхняя одежда девушек отличалась от костюма других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин наблюдались некоторые своеобразия, основанные на деталях, в принципах декоративного оформления и технологии выполнения. Нарядная одежда молодой замужней женщины в полной её форме выделяет несколько локальных подтипов. Одежда женщины пожилого возраста отличались упрощённостью форм и украшений. Появление платьев европейского покроя - одно из самые заметных явлений в женской одежде бурят 19 - начале 20 вв. Но удлинённые рубахи "самса" в Забайкалье и платье из прямых полотен на кокетке "халдай" в Прибайкалье существовали ещё долгое время. По костюму бурят Прибайкалья можно проследить территориально - родовые деления: костюм боханских, аларских и верхнеленских бурят, которые можно отнести к булагатам и эхиритам. Интересно знать, что одним из разделительных признаков является обувь.

1.2 История о старинном костюме семьи Аюевых

В 1987 году в Заходы к семье Аюевых приехали этнографы из Улан-Удэ. До столицы Бурятии долетел слух, что на левобережье Ангары в старинном улусе Заходы сохранился национальный костюм, которому больше ста лет. Бабушка Анфиса, прожив на свете 101 год, оставила она после себе четверых детей и внуков и, пожалуй, главное - добрую память о трепетном чувстве любви, мудрости, ласке и заботливых руках. Именно эти руки передали в наследство потомкам удивительную вещь - дэгэл старинного покроя, национальную зимнюю одежду бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто подарила Анфисе к замужеству ее мать. Уж очень оно было нарядным и поэтому носилось по определённым торжественным случаям. Может, от этого дэгэл, перейдя от Анфисы Андреевны после её смерти к сестре, а от сестры к внучке Галине, до сих пор выглядит как новое. А ведь дэгэлу уже полтора века - это поистине раритетная вещь. Галину Георгиевну Аюеву вежливые визитеры уговаривали продать семейную реликвию за большие деньги, но так и уехали ни с чем. Внучка бабушки Анфисы не смогла продать память о любимой бабушке, а вот на выставки отправлять дэгэл всегда рада. Пусть молодые смотрят, как одевались в старину их прабабушки. Ведь это история, культура нашего народа. Пройдет время и такую одежду можно будет увидеть лишь на фотографиях и рисунках. Поэтому стоит подробно остановиться на описании дэгэла. Об этом нам рассказала сама хозяйка старинного бурятского наряда Галина Георгиевна Аюева. - Дэгэл - это верхняя зимняя одежда. Его шила моя прабабушка. С тех пор наряд практически не реставрировался. Сшит он из кожи и меха вручную. В основе длинношерстная мерлушка, покрыта плисом темно-зеленого цвета, отделана декоративными полосами: китайским шелком зеленого, желтого цвета и черным бархатом. Дополнена отделкой из меха выдры (халюун). Пальто достаточно длинное и хорошо защищало от степных ветров и сильных морозов. Дэгэл отрезное по линии талии: состоит из лифа (сээжэ), широкого подола (хормой), который стянут в оборку по талии, и вшивных рукавов (хамсы). Поверх пальто одевается хупаахи (расклешенная безрукавка, сшитая из плиса). Спереди борта не сходятся, края отделаны цветной полоской из дорогостоящей ткани и к ним пришиты серебряные монеты. Дополнением к этому пальто всегда служила шапочка (бортогой маэгай), сшитая из парчи и отделанная мехом халлюун. Макушка шапочки украшена кистью из крученых золотых и медных ниток (зала) и сверху укреплена серебряная монета.

Бэлла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галины Георгиевны), рассказала как выделывали арhан (овчину), прежде чем шить одежду, её выделывали в такой последовательности:

1.Вымачивали в закваске (простокваша) и оставляли на 2-3 дня.

2.Затем складывали овчину и оставляли на один день.

3.После этого брали палку длиной 30-40см и диаметром 6-8см, задние лапки овчины обматывали на эту палку. А сторона шея прикреплялась к стене на специальную планку, и начинали крутить, то в одну то в другую сторону 3-4 дня.

4. Затем ногами обхватывали шкуру и на коленях снимали мездру, при помощи специальных приспособлений гар хэдэргэ (тупой, изогнутый нож с двумя ручками) и хyл хэдэргэ. Овчина после обработки звучала, т.е. шуршала.

5.После выделывания овчину стирали в воде с добавлением небольшого количества сыворотки, а потом мяли руками сидя летом на солнышке или зимой у печки.

6. В стайке выкапывали ямку глубиной примерно 50см и диаметром 20-30 см, туда клали сосновые шишки и сушенный навоз, чтобы костер не горел, а дымил.

7. Затем сшивали две шкуры и ставили над костром в виде юрты. Шкура пропитывалась дымом, приобретала определенный цвет и только после этого из неё шили верхнюю одежду. Вместо ниток использовали сухожилия животных, которые тоже высушивали и затем разделяли на тоненькие полоски в виде ниток. Всю эту кропотливую работу выполняли женщины.

Заключение

Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация медленно или быстро будут менять нашу с вами жизнь. Наш язык, наш быт, наша одежда - все меняется со временем. С одной стороны такое явление неоспоримо, все на свете должно меняться со временем, развиваться, не стоять на месте. С другой стороны в таком потоке нового мы теряем с вами нечто памятное, дорогое и незаменимое - нашу с вами историю и культуру. И только от нас зависит, сможем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о предках и передать ее потомкам. Или отставить давние заветы, как ненужный отголосок прошлого и продолжить свою жизнь без опоры, без помощи предков, без богатства и многообразия нашей культуры.

Исходя из поставленных задач, мною были сделаны следующие выводы:

1) Национальный бурятский костюм менялся с течением времени.

2) Разновидности бурятского национального костюма были подчинены социальному положению.

3) Старинный национальный бурятский костюм является памятью для потомков, в частности в семье Аюевых.

4) Из рассказа о б этом костюме узнаешь о нелегком труде крестьянского быта.

Список литературы

1. Материалы, предоставленные школьным музейным уголком.

2. Материалы семейного архива Аюевой Г.Г.

3. Материалы интернет-ресурсов: www.vikipedia.ru .

Приложение 1

Наташа Приказчикова демонстрирует раритетный костюм семьи Аюевых.

Тырхеева Дулма

Изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40 г. Улан-Удэ»

III школьная конференция учебно-исследовательских работ

Художественно-эстетическое направление

Национальный костюм бурятского народа

Тырхеева Дулма

3 б класс

Руководитель:

Тютрина Ирина Афанасьевна,

учитель начальных классов

2018г.

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть………………………………………………………………………….4

2.1. Символы бурятского костюма……………………………………………………..4

2.2. Мужская одежда……………………………………………………………………4

2.3. Женская одежда…………………………………………………………………….5

2.4. Головные уборы…………………………………………………………………….6

2.5. Влияние географического положения на костюм………………………………..6

3. Практическая часть………………………………………………………………………7

3.1. Анкетирование и презентация костюма……………………………………………7

4. Заключение……………………………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………………………...10

Приложение……………………………………………………………………………….11

  1. Введение

Актуальность: Народный костюм (одежда) представляет собой богатейший историко-этнографический источник, исследование которого может существенно уточнить и углубить знания об историческом прошлом и настоящем народа, о его многочисленных культурных контактах и взаимодействиях». Костюм всегда отражает определенное историческое время.

Проблема: В последние годы в области изучения одежды возрос и усилился интерес к исследованию не только традиционного костюма, его отдельных элементов, но и к комплексному анализу в общей системе материальной и духовной культуры конкретного этноса, определенной эпохи. На основе данной проблемы я решила построить исследовательскую работу на тему:

Национальный костюм бурятского народа.

Цель исследования: изучить национальным костюмом бурятского народа, его элементы, значение.

Объект исследования: бурятская история культуры.

Предмет исследования: национальный бурятский костюм.

Задачи:

  1. Изучить источники о бурятском национальном костюме;
  2. Собрать материал о бурятском национальном костюме, о каждом его элементе;
  3. Посетить краеведческий музей, выставку;
  4. Провести анкетирование среди детей.
  5. Провести открытое занятие и познакомить детей с особенностями костюма.
  6. Сделать выводы и подтвердить гипотезу.

Гипотеза: возможно через изучение национального костюма, я смогу больше узнать о культурном наследии бурят. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного национального искусства.

Методы исследования:

  1. Поиск и изучение соответствующей литературы;
  2. Посещения музея, выставки;
  3. Беседа, анкетирование;
  4. Изготовление костюма;
  5. Подведение итогов;

Практическая значимость: материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.

  1. Основная часть
  1. Символы бурятского костюма

Костюм бурят – его маленький дом. Он хорошо сохранял тепло, был простым, удобным и практичным. На поясе висел нож в ножнах (хутага) – изащита, огниво (хэтэ) и кремень - огонь и жизнь.

Символизм в бурятском костюме играет очень большую роль.

Во первых, это уважения к высшим силам и памятование о самом важном, Вечных истинах.

В костюме отражают понятие о небе и земле, жизни и смерти, мужчине и женщине.

Во вторых, костюм выполнял функцию прибежища, слияние природными объектами и оберега, защиты организма от негативных сил.

В третьих, включает человека в сообществе рода, племени, наци и сообщает о нем много дополнительной информации: возраст, семейное и социальное положение человека, его вкус, достаток и т.д.

Мужская одежда своей простотой и цельностью напоминает: мужчина создает и оберегает жизнь, а женщина одухотворяет. Поэтому женские костюмы во много раз декоративнее и сложнее мужских

Материал одежды зависел от физико-географической среды и хозяйственно-культурного типа. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды все чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна, привозимые купцами на знаменитую Кяхтинскую ярмарку. Ткани русского и западноевропейского производства использовали буряты Предбайкалья. Забайкальские буряты продолжали пользоваться китайскими хлопчатобумажными и шелковыми тканями (мажал, соембу, чесуча). Позднее все буряты стали использовать материал русского производства.

  1. Мужская одежда

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный.

Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота,

материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая («Гарза гай hалгай гараар гарадаг»). Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

Символика манжет - туруун («копыт»): буряты разводили пять видов скота (5 хушуу мал), скот - основное богатство как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне» (адуу малайгаа hyулдые бэедээ ходо абаад ябаhан удхатай).

  1. Женская одежда

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли его разнообразные украшения. Нательная одежда. Женские рубахи были того же покроя как и мужские и относились к распашному и глухому типу. Ранее они были короткими, доходящими до верха штанов. В конце XIX в. женская рубаха стала удлиненной до колен. В этом виде она играла роль нательной одежды, а летом - одновременно и домашней одежды - платья. Рубахи шили из сатина, далембы синего или белого цвета.

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен.

  1. Головные уборы

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные.

Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные.

Гуталы шили из кожи или плиса на толстой войлочной стелек и подшитой кожей подошвой, богато украшали вышивкой и аппликацией.

  1. Влияние географического положения на костюм

Костюм бурят – часть материальной культуры народа, в процессе взаимовлияния с другими народами он сохранил простоту, одинаковость элементов мужского и женского костюма. При всех общих чертах имеются различия в одежде локальных групп бурят. На их основе можно выделить комплексы, присущие для населения разных районов.

Булагаты:

Мужская одежда западных бурят была без энгэр, с шалевым воротником из бархата или меха выдры. Все мужчины носили одну4 косу, которая украшала вставками и кистями из черных шелковых нитей. На свадьбу жениху иногда заплетали две - три косы, богато украшали их серебром и кораллами. Подпоясывались Булагаты ремнем с пряжкой.

Эхириты:

Мужская одежда Эрхиритов и Булагатов очень похожа. Это тэрлиг похожий на халат с шалевым воротником. В нем удобно было сидеть на коне, в юрте, на земле. За пазуху, как в большой карман, можно положить массу полезных вещей.

Хори:

Костюм хоринских бурят очень близок с костюмом восточномонгольских племен. Удлиненные рукава и приспущенные манжеты конической формы символизирует передние ноги коня-древненгототема бурят –монголов. Пояс- не только знак мужского достоинства, аккумулирует мужскую энергию. Охотники носили на поясе зубы и когтя зверя, приносящий удачу на охоте.

Хонгодры:

В одежде забайкальских бурят использовались шелковые ткани с восточным орнаментом, тарбаганьи шкуры, мех степных лис, верблюжья шерсть и волос яка. Носки гутулов слегка загнуты верх из уважения к матери – Земле, чтобы не причинять ей вред.

Булагаты женский костюм: многочисленные круглые элементы – это поклонение Солнцу.

Круглые украшения на груди это дополнительный источник света радости, а значит, и жизни. Кроме того, это защита сердца и любви в этом сердце.

Удлиненный жилет (хубайси) – усиленная защита спины и торса у родившей женщины, то есть матери.

На жилеты нашивали серебряные, золотые монеты или перламутровые пуговицы.

Эрхириты женский костюм. У женщины всегда должна быть покрыта голова и спина. На костюм эрхириток влиял высокий достаток и близость к русским. Часто набрасывали на спину платок вместо безрукавки. Рукава одежды женщин Предбайкалья были цельными. Ткани выбирались узорчатые, красочные, очень крепкие и добротные.

Хори женский костюм.

Представляет собой закодированную информацию о мифической лебеди- прародительнице. Две косы – символ мужчины и женщины, двух соединяющихся родов. Рукава (хамсы) одежды хоринских буряток были составными.

Хонгодры женский костюм.

Для женского костюма характерна короткая безрукавка(ХУЛАТХИ)

Традиционным орнаментом свастика, то есть солнце с лучами. Главным материалом было серебро малахит, бирюса.

  1. Практическая часть

Изучив литературу, мы с семьёй посетили сначала национальный музей г. Улан-Удэ, где экскурсовод рассказала нам о лучшей книге 2017г. «Бурятский национальный костюм» и показала экспонаты этого музей. В музее природы нам показали костюмы и рассказали о быте бурят. Побывали на ярмарке «Народные сувениры», где нам показали мастер-класс по пошиву национального костюма и росписи на ткане..

3.1. Анкетирование и презентация костюма

Я решила узнать, а знают ли мои одноклассники о бурятском костюме. Мною была предложена анкета из 7 вопросов (См. приложение №1)

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм? (Да. Нет.)
  1. Каковы особенности гутула(обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)

Было опрошено 30 учеников 3 класса. Результаты опроса представлены на диаграммах (См.приложение №2) Данные опроса показывают, что правильные ответы на вопросы анкеты дали:

100%

36,6%

43,3

36,6%

Получив такие результаты, я решила презентовать костюм и рассказать о нем на классном часе. После своей презентации, я повторно провела анкету, результаты удивили и порадовали. Их 30 опрошенных детей на все вопросы дали правильные ответы, за исключением последнего, 4 человека не хотели бы одеть костюм, т.к. уже одевали.

100%

100%

100%

100%

100%

100%

86,6%

  1. Заключение

Работая над исследованием, я узнала много нового:

  • изучила источники и литературу о бурятском национальном костюме;
  • изучила образцы мужского и женского костюма, посещая музеи, выставки;
  • познакомилась с историей развития бурятского костюма, его зависимостью от географического положения;
  • подробно рассмотрела каждую деталь национального костюма;
  • рассказала и показала одноклассникам особенности бурятского костюма;
  • сшили на основе полученных знаний бурятский национальный костюм;

Моя гипотеза в ходе исследования подтвердилась. Через изучение национального костюма, я больше узнала о культурном наследии бурят.

Красота народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить ее.

Мы, с моей семьёй и моим руководителем, считаем, что нужно обязательно уважать традиции и обычаи своего народа. Знать свое племя надо для того чтобы чувствовать свою

причастность к своему народу, своей родине, земле.

Свою работу я продолжу, буду делиться своми знаниям, рассказывать и показывать красоту бурятского костюма.

Литература

  1. Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.
  2. .Тумахани А.В. Бурятское народное искусство./ А.В.Тумахани. - Улан-Удэ, 1999.
  3. .Этносоциальные общности в регионе Восточной Сибири и их социально-культурная динамика. - Улан-Удэ, 2003.
  4. Бурятский национальный костюм. Статья. https://wiki2.википедия org/ru/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
  5. Бурятский национальный костюм, 2017г.

Приложения

Приложение №1

Анкета

А) Да. Б) Нет

  1. Что такое дэгэл?

А) Халат. Б) Рубашка

  1. Сколько у бурятов родов?

А) 5 Б) 3 В) 4

  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  2. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  3. Каковы особенности гутула(обуви)?

А) Толстая подошва. Б) Приподнят нос. В) Сделаны из меха.

  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

А) Да Б) Нет

Приложение №2

Результаты анкетирования

  1. Знаете ли вы, как выглядит бурятский национальный костюм?
  1. Что такое дэгэл? (Халат. Рубашка)
  1. Сколько у бурятов родов? (5. 3. 4.)
  1. Что буряты одевают в первую очередь, в последнюю?
  1. Когда одевался дэгэл, какой рукав сначала одевал мужчина, а какой женщина?
  1. Каковы особенности гутула (обуви)? (Толстая подошва. Приподнят нос. Сделаны из меха.)
  1. Хоте ли бы вы попробовать одеть бурятский костюм?

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУРЯТСКИЙ КОСТЮМ ОСОБЕННОСТИ БУРЯТСКИЙ ОДЕЖДЫ Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета. Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона. Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов. Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу. Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой. Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов. Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди. Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа. С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек. «Малгай» головной убор для бурята - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода и поверхности юрты. Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части «данзэ» вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. материализованных в предметном воплощение. Полная символика верха головного убора « Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной». Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный. Традиционная верхняя мужская одежда была прямо спинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Обязательная принадлежность мужского халата, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса – подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом оберегал от холода, что было невозможно при верховой езде. Мужские халаты шились без карманов: подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие принадлежности. Пояс выполнял функции своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом, спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязанными, тканными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. Длину пояса определяли в две длины вытянутых рук, ширину в три ширины от ногтя большого пальца до кончика среднего пальца Нож сам по себе имел магическое влияние, как считали еще древние. Его магическая функция сводилась к тому, что он защищал людей от злого влияния. Если рождался мальчик, то у изголовья его колыбели в обязательном порядке складывали нож или клинок.

30-09-2017

Фото Анны Огородник

29 сентября на главной книжной ярмарке Бурятии «Книжный салон-2017» Этнографический музей народов Забайкалья провёл презентацию книги о традиционном праздничном женском бурятском костюме. Она сопровождалась красочным дефиле, которое вживую проиллюстрировало содержание издания. Девушки, демонстрировавшие наряды, произвели фурор и по многочисленным просьбам публики вышли на бис, сообщает ИА Буряад Yнэн.

«Нам важно показать, что буряты носили красивые праздничные костюмы и были достойны их носить. Действительно, коллекция которую мы представили, над которой мы так потрудились, говорит о том, какую красивую, праздничную, удобную, продуманную и адаптированную в наших условиях одежду носили наши предки», – рассказывает директор Этнографического музея Светлана Шоболова.

Модели представили праздничные костюмы разных групп бурят: хори, сонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов и булагатов. В создании коллекции участвовала Дашима Гончикова , мастер по пошиву бурятских национальных костюмов из Агинского дома моды. Для изготовления украшений привлекли известных ювелиров - Александра Чинбата , Владимира Суворова , Ниму Будожапову , Эдуарда Куклина . Каждый из них заготавливал традиционные украшения представительниц определённых родов. Так, Эдуард Куклин работал над эхиритскими и булагатскими.

Традиционный женский костюм отражал возраст, семейное положение и социальный статус своей хозяйки, а также территориально-локальные признаки. Но при этом, был идеально приспособлен к условиям быта того времени.

«Мне кажется, что увидев сегодня, как это красиво, каждой женщине захочется в любые торжественные даты будь то Сагаалган, юбилеи, свадьбы сыновей или дочерей, просто надеть этот костюм, который носили наши предки. Это будет достойно их памяти и уважения. Любая бурятка всегда будет выглядеть красиво в национальном костюме», – уверена Светлана Шоболова.

Стоимость одного костюма – 150 тысяч рублей. В эту сумму входит сам праздничный наряд, головной убор, обувь и полный комплект украшений.

«В следующем году мы планируем дополнить настоящую коллекцию мужскими праздничными костюмами. Тогда это будет большая, полная коллекция. Конечно они очень дорогие – это праздничные костюмы, не те, что носили в повседневной жизни. Их надевали по особым случаям. Мне кажется, наши предки очень красиво жили и богато», – рассказал и.о. министра культуры Тимур Цыбиков .

Праздничный женский костюм хори бурят. Фото Анны Огородник

В женской одежде хори лиф был прямой до талии, с глубокими проймами и широкими у основания рукавами. Сами рукава были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в густую сборку, образующую буфы, к локтям они сужались и здесь же пришивали нижнюю часть рукавов, называемую тохоног – «локоть». Её шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава заканчивались обшлагами - туруу. Для нарядной одежды их делали из плиса, бархата. Название «туруу» старожилы связывают с конструкцией обшлагов, которая повторяла форму копыта (туруу) лошади.

Обшлаг (туруу) одежды хори-буряток. Фото Анны Огородник

Декор одежды хори-буряток приходился на рукава и подол, а лиф обшивался узкой бейкой по краю. Воротник украшали узорчатой декоративной тканью, парчой или шелком красного цвета, черным бархатом, мехом выдры или мерлушкой белого цвета.

Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин как обычной, так и праздничной. В народе считалось, что женщина не должна одинаково показывать волосы и спину небу. Поэтому, голова женщины должна быть покрыта шапочкой, а спина – безрукавкой.

Есть два типа безрукавок - короткая безрукавка (уужа) с глубоко вырезанными проймами, узенькой спиной, с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, и длиннополая безрукавка (морин уужа). У хоринских буряток морин уужа представляла собой ту же короткую безрукавку и пришитую к ней юбку в сборку. Её делали из двух полотнищ, оставляя разрезы спереди и сзади, для удобства при верховой езде. Материалом служил шелк или хлопчатобумажная ткань. Места соединения верха и низа безрукавки также украшали.

Фото Анны Огородник

Праздничный женский костюм цонголов. Фото Анны Огородник

В женской одежде цонголов лиф также был прямой, но его низ спереди и на спине выкраивался мысиком. Рукава также были составными и с буфами, но их верхняя часть немного короче и уже, чем у хори.

Фото Анны Огородник

Подол (хормой) длинный и широкий, а шили его из прямых полотен, количество которых зависело от ширины ткани. Верхний край стягивался в густую сборку. Для цонголов характерна уужа.

Праздничный женский костюм сартулов. Фото Анны Огородник

У сартулов лиф был такой же, как у цонголов. Рукава верхней одежды опять же составные, но делали их без буф, а пришивали, заложив в складки. Подол укладывали в складки. Сартульские женщины тоже предпочитали уужа.

Праздничный женский костюм хонгодоров. Фото Анны Огородник

Фото Анны Огородник

У хонгодоров лиф одежды к низу раскашивался. Рукава шили как у сартулов. Подол был таким же, как у цонголов. И хонгодорские женщины носили уужа.

Праздничный женский костюм эхиритов. Фото Анны Огородник

Лиф был прямой до талии, как у хори бурят, но проймы и основания рукавов были намного сужены. Рукава одежды эхириток и булагаток были цельными, т.е. несоставными, как у забайкальских бурят. В Прибайкалье туруу рукавов были опущены вниз, подол оформлялся в складку. Концы рукавов перед обшлагами стягивались в сборки и оформлялись полосками цветных тканей, бархатом.

Западные буряты использовали широкую декоративную нашивку на лифе. Она занимала всю верхнюю часть груди, была видна в треугольный разрез дэгэла и расходящиеся полы расклешенного хубайси - неотрезная цельнокроеная безрукавка с разрезом спереди. Шов, соединяющий верх и подол, не украшали.

Украшение оноо. Фото Анны Огородник

Безрукавка по краю проймы, по вырезу ворота и груди была обшита полосками тонкого черного сукна, с нашитыми на них перламутровыми пуговицами. По линии соединения лифа и подола также нашивались полоски черного сукна, спереди – узкие, а на спине - широкие. На наспинную часть сверху прикрепляли украшение оноо, состоявшее из кожаной основы, обшитой тонким сукном красного цвета и с закрепленными на ней прямоугольной формы металлическими пластинами. К ним прикрепляли подвесные пластины ромбовидной формы.

Праздничный женский костюм булагатов. Фото Анны Огородник

У булагатов преимущественно были распространены хубайси. Подол в расправленном виде образует полукруг, куда в зависимости от ширины вставляли треугольные клинья. Хубайси имела боковой и плечевой швы. Спину иногда делали из двух половинок при узкой ткани. Борта передней части отделывали тесьмой или планкой из сукна или сатина преимущественно черного цвета. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра.

Фото Анны Огородник

Отметим, что раньше данные костюмы представили на выставке «Традиции вне времени», проходившей в Этнографическом музее в августе-сентябре. Экспозиция вызвала неподдельный интерес у посетителей на «Книжном салоне» люди очень интересовались деталями и пошивом, различиями между костюмами.

«Эта коллекция демонстрируется в относительно свободном доступе. Её вблизи более детально можно будет изучать. В отличии от коллекции исторических костюмов, которые хранятся в Национальном музее. К ним мы доступ ограничиваем», – рассказал Тимур Цыбиков.

Этнографический музей планирует провести лекции по традиционному костюму. Желающие смогут прийти на них и узнать все нюансы пошива традиционного костюма, а также значение всех его элементов.

Материал подготовлен Анной Огородник совместно с Этнографическим музеем народов Забайкалья

Анна ОГОРОДНИК

На территории современной Бурятии люди жили ещё со времён палеолита, об этом свидетельствуют археологические находки. То есть ещё за 20-30 тысяч лет до нашей эры люди умели сохранять жизнь в тяжёлых природных условиях. Способствовал этому в большой мере и национальный костюм. Буряты с начала веков использовали для одежды то, что было у них в обиходе: шкуры животных, их шерсть, и чуть позднее - натуральные ткани.

История костюма

По обеим сторонам Байкала жили разные племена, имевшие свои этнографические особенности. Здесь было много монголоязычных родов, якутов, тунгусов, тофаларов и других народностей. Буряты как народ оформились только с середины 17 века после присоединения к Российской империи. Всё, что сохранилось в музеях и частных коллекциях, относится именно к этому времени. Сохранил свой первозданный вид Буряты занимались преимущественно скотоводством, много кочевали. Навыки, связанные с охотой и обработкой шкур, передавались из поколения в поколение.

Всё это находит отражение в костюме: найдены не только древние халаты из шерсти, кожаная обувь, но и серебряные и золотые женские украшения, возраст которых исчисляется веками.

Женская и мужская одежда

По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда - мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.

Буряты - коренной На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа - дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос. Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов. Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.

Мужской костюм

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.

Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят - для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.

Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.

Особенности кроя дэгэла

Халат должен прилегать к телу так, чтобы не оставлять места для холодного воздуха. Размеры халата индивидуальные, но есть обязательные части:

  • спинка;
  • борта;
  • перёд;
  • верхняя пола;
  • нижняя пола.

Тело полностью облегается халатом, а полы можно использовать как постель: на одну лечь, а другой укрыться. Так облегчает жизнь национальный костюм. Буряты - очень практичный народ, и каждая деталь костюма прошла многовековую проверку. Обязательно носился пояс. Подпоясанный халат образовывал карман, в котором носили пиалу, чтобы всегда иметь под рукой личную столовую посуду. Пиалу носили в тканевом футляре, на пояс навешивали курительные принадлежности.

Как выглядит национальный костюм бурятов для женщин

Вид костюма полностью зависит от возраста, для которого он предназначен. Девочки носят длинный цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так подчёркивается гибкость девичьей фигуры. С наступлением настоящего девичьего возраста - около 15 лет - покрой халата меняется. Халат разрезается по линии талии, надевается красивый кушак, а сверху появляется обязательный предмет женской одежды - безрукавка.

Безрукавка имеет разный вид у замужних и незамужних женщин. Короткую безрукавку были обязаны носить все женщины в присутствии мужчин. Покрытая спина - один из главных признаков приличия для женщин.

Половая зрелость девушки обозначалась серебряным сердечком в налобном украшении. Девушки, желающие выйти замуж, носили на поясе две круглые серебряные пластины. К этим пластинам крепились приспособления для ухода за собой - ножики, ножнички, уховёртки.

Всегда подчёркивают женское достоинство Буряты здесь не исключение: женщина в национальном костюме выглядит великолепно. Так, замужняя женщина одевалась в сборчатые юбку и кофту. Такой костюм позволял хорошо выглядеть во время беременности и кормления грудью.

Одежда для пожилых

Главное в этих костюмах - удобство и практичность, а также великолепная защита от холода. Носили всё то же, только крой был более свободным, а количество украшений уменьшалось. Бурятский включал также обувь, сшитую по индивидуальной мерке. Использовались два типа обуви: похожие на чулок и башмак. Вошедшие в моду не так давно угги - это стилизованная народная обувь, которая в оригинале предназначалась для стариков, у которых мёрзли ноги.

Дополнялась обувь чулками до колен, вязаными из шерсти овцы.

Шапка была обязательной частью костюма, шили её из натурального меха, чаще всего выдры. Предпочитаемая форма - коническая, хотя исследователи выделяют более 50 разновидностей.

Национальные украшения бурятских женщин

Они многообразны и многослойны. Изготавливали их из серебра с многочисленными вставками из драгоценных камней. Древние буряты считали, что в украшениях поселяются души детей, умерших предков и животных.

Украшения были оберегами рода. Носили подвески, закрепляемые на висках, спускавшиеся на грудь и шею. Обязательными были многочисленные кольца на всех пальцах рук, кроме среднего.

Для кос существовали «футляры» - различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.