Open
Close

Основной чертеж выкройки узбекского платья. Узбекские платья: отличительные черты Узбекские платья

Узбекская национальная одежда Самобытные и неповторимые черты имеет узбекская национальная одежда, свидетельствующая о богатых культурных традициях узбекского народа, его образе жизни, обрядах и традициях. Конечно, в городах уже большая часть населения, следуя тенденциям времени, носит европейскую одежду, но в селах еще сохранились основные тенденции традиционной узбекской одежды. Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, а у жителей Ферганской и Ташкентской областей распространена была распашная рубаха - яхтак. Обе эти рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота рубахи обшивали тесьмой - джияк. Другой принадлежностью мужского костюма были штаны - иштон. Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Халаты шили из полосатой материи с вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было, полы халата соединялись двумя завязками, прикрепленными в области груди. В зависимости от времени года халаты были легкие без подкладки, более утепленные с тонкой подкладкой и зимние, утепленные ватой. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. В наши дни деталями мужского свадебного костюма также являются расшитый золотом халат - запарчон и чалма, изготовленная из серебряной или золотой парчи. Квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде. По законам ислама правоверным запрещалось выходить из дома с непокрытой головой. Так появился еще один элемент мужского костюма - головной убор кулох или тюбетейка - дуппи. Самой распространенной мужской тюбетейкой считается чустская тюбетейка Ферганской долины. Она имеет строгий, но в то же время очень интересный декоративный вид - на черном фоне белыми нитями вышит орнамент в виде стручков перца "калампир", а по кромке расположены в ряд шестнадцать узорных арочек. Популярными в Ташкенте были и остаются по сей день тюбетейки из бархатной или хлопчатобумажной ткани черного, синего или темно-зеленого цвета. А вот в Хорезме в качестве головного убора предпочитают сделанные из овчины шапки-папахи. Традиционная одежда представительниц прекрасного пола, живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть. Уже позже, в конце девятнадцатого века, платья были несколько модернизированы - в их покрое появились отрезная кокетка, стоячий воротник и манжеты на рукавах. До наших дней дошли платья из яркого шелка и знаменитого хан-атласа. Неотъемлемой частью женской одежды были и дошли до современного сегодня шаровары. Это широкие сверху и зауженные книзу штаны, которые носят под платье. Иногда низ шаровар обшивается тесьмой - джияком. Верхней национальной одеждой, так же как и у мужчин был халат - мурсак. Халат этот делали длинным в форме туники, иногда стеганным на вате. Также в качестве верхней одежды у женщин употреблялся халат тун чапан, по своему покрою схожий с мужским. В девятнадцатом веке в женском гардеробе появился камзол или камзур. В это же время в моду вошли жилетки - нимча. После отмены в двадцатые годы прошлого столетия паранджи, узбекские женщины стали использовать в качестве головного убора платок. Иногда головной убор состоял не из одного, а из двух платков - один, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки, а второй набрасывали на голову. Платки иногда украшали вышивкой. Широкое распространение к началу двадцатого века получили тюбетейки-дуппи с вышивкой золотой нитью или шелком. Какая женщина не любит украшения? По традиции дополнением к национальному костюму узбекской женщины, независимо от возраста были золотые и серебряные украшения. Это и кольца с натуральными камнями, и браслеты, и серьги с подвесками в виде куполков. Украшениями для шеи служили ожерелья из монет или бусы из кораллов. Все украшения являли собой настоящие произведения искусства.

Во все времена и во всех странах люди издревле любили себя украшать, а чем можно лучше себя украсить, если не одеждой. Однако одежда кроме эстетических функций должна отвечать климатическим условиям и родоплеменным традициям. Основным фактором, повлиявшим на национальную одежду узбеков, конечно, был ислам. Поэтому предметы туалета были широкими, длинными, цельнокроенными, призванными свободно ниспадать и полностью прикрывать человеческое тело. Традиционная одежда узбеков продолжала сохранять черты архаичности вплоть до 20 века. Мужские, женские и даже детские вещи отличалась единообразием, и практически были одинаковыми по форме и крою.

Национальный мужской узбекский костюм состоял из верхнего и нижнего халата, подвязанного платком или платками, широкой рубахи - куйлак, штанов - иштон, сапог, выделанных из тонкой кожи и головного убора - тюбетейки.

Халаты - чапаны , шились из полосатой материи, имели вертикальные разрезы на боках, для удобства движения и сидения на полу. Пуговиц и карманов не предусматривалось, соединялись полы халата короткими завязочками в области груди или подвязывались платком в запах. Чапан ы были летними из тонкой ткани или зимними, теплыми, выстеганными ватой.

Повседневная мужская рубаха - куйлак (глухая) , распространенная по всей территории страны, или яхтак (распашная), имевшая место только в Ферганской долине и Ташкентской области. Обе эти рубахи шились из домотканых хлопчатобумажных тканей, единственным украшением на изделии была отстрочка ворота тесьмой - джияк.

Мужские штаны - иштон , тоже не грешили излишествами. Они были широкими, свободного кроя и только к низу штанины зауживались. Пуговиц, гульфика и карманов не предусматривалось, штаны удерживались на теле посредством подвязанного платка.

Бильбог - поясной платок , обычный атрибут мужской одежды и единственное яркое пятно в повседневном комплекте. Его складывали углом, заворачивали и повязывали вокруг талии. Платок выполнял функции пояса, карманов и даже пуговиц, соединяя полы халата.

Тюбетейка - дуппи - заключительный атрибут мужского ансамбля . Эта шапочка, скорее дань традициям ислама, чем защита от непогоды. Практически по всему Узбекистан у популярны чустские тюбетейки , пришедшие из Ферганской долины . Они очень просты и изысканны. На темном фоне четырехгранной шапочки вышит белый узор (бодом, калампир) напоминающий стручок перца или миндаль, а по нижней кромке пущен орнамент из 16-ти разновеликих арочек. Считалось, что ношение дуппи предохраняет от злых сил, сглаза и еще многих напастей. Кстати, в некоторых областях Узбекистан а (Х орезм) , в качестве головного убора вместо тюбетеек , предпочитают шапки-папахи , сделанные из овчины.

Национальная одежда представительниц прекрасной половины человечества состояла из платья - куйлак и шаровар - лозим . Платья шились прямыми, примерно по щиколотку длиной, иногда расширяющимися к низу. Рукава одежды по правилам тоже были длинными, скрывающими кисти рук. И только к концу XIX века фасон кроя был несколько модернизирован, появилась отрезная кокетка на груди, стоячий воротничек и манжеты. Было разрешено более смелое использование цвета в пошиве женской одежды, которая тут же засияла яркими шелками и знаменитыми хан-атласами.

Традиционным дополнением костюма были широкие легкие женские штаны - шаровары , которые одевались под платье, их низ, выглядывающий из-под подола, нередко оторачивался цветной тесьмой - джияком.

Верхней одеждой для женщин, так же как и для мужчин служил халат - мурсак . Халат делали длинным и свободным, как тунику. На лето он был легким, а для зимы стеганным на вате. К XIX веку в гардеробе у женщин наметилось пополнение - камзол , который называли камзур , в это же время входит в обиход и женская жилетка - нимча .

После «раскрепощения женщин Востока » в двадцатые годы прошлого века и отмены паранджи, узбечки в качестве головного убора стали использовать платок . Иногда их надевали по два на голову. Один сворачивался и завязывался как повязка на лоб, а второй накидывался сверху. К двадцатому веку в широкий обиход женщин также вошла тюбитейка-дуппи , правда для женского гардероба она делалась меньшего размера и цветной, да и орнаменты были более разнообразными.

Праздничные одежды женщин и мужчин также не отличались многообразием кроя. Но в отличие от повседневной, торжественная одежда шилась из дорогих материалов - бархата, парчи, делалась богатая вышивка.

По традиции женский наряд дополнялся украшениями , которые не возбранялись исламом и использовались в полной мере. Золотые и серебряные серьги, подвески, браслеты и кольца, выполненные а виде туморов - оберегов или несшие традиционный восточный узор , все было сделано для того, чтобы подчеркнуть семейное положение и статус женщины.

Уникальная национальная одежда всех народов Среднеазиатских регионов, в том числе и узбекская, постоянно привлекала внимание ученых-этнографов. Женская традиционная одежда в прошлые времена состояла из платья, имеющего покрой туники, и незаменимых шароваров.

Узбекские платья прежних времен: особенности, описание

Представительницы прекрасной половины человечества Узбекистана в былые времена носили одежду однообразного покроя: платье и шаровары. Само платье имело длину до щиколотки, с прямым, но иногда расширяющимся книзу станом.

Разрез ворота платьев узбечек был горизонтальный и обшитый по самому краю кантом из ткани другого цвета или тесьмой. А ворот завязывался на плече тесемкой или же застегивался на пуговицу. Рукава у узбекских платьев были длинные и прямые, закрывающие руки и кисть.

Отличия платьев

Узбечки замужние носили платья с разрезом ворота вертикальным, расположенным на середине груди и длиной около 25 см. Эти разрезы также завязывались тесемками, застегивались на пуговицу или же закалывались брошью.

Как называется узбекское платье? Куйлак. Этот наряд при всей своей однотипности в крое имел самые разнообразные виды.

Узбекские национальные платья в каждой области имели определенные различия. Например, платья узбечек, проживающих в Самаркандской и Бухарской областях, по краю ворота с вертикальным вырезом обшивались пешкуртой. Это тесьма из золотого шитья. Также вороты могли украшаться и красивой национальной вышивкой.

Дома женщины носили летом одно платье, а в холодное время года одновременно надевали два (одно на другое). Узбекские национальные платья для праздничных мероприятий тоже надевались по несколько штук одновременно. Обычно так наряжались женщины наиболее знатных слоев или молодые девушки после свадьбы.

Например, три платья надевали одновременно таким образом, чтобы рукава, украшенные богатой вышивкой, были видны все (один из-под другого). Таким образом показывалось богатство и великолепие гардероба. Многие женщины, идя в гости, брали с собой и другие платья, переодеваясь в которые, они демонстрировали свои прекрасные туалеты.

Шаровары (лозим)

Непременной и обязательной частью всегда были шаровары. Причем стягивались они в талии такой же тесемкой. А шились они, как правило, из двух видов тканей. Нижняя часть, виднеющаяся из-под платья, шилась из более нарядного и дорого материала, а верхняя (от середины бедра и выше) - из более простой материи. Нижний край штанин обшивался узкими вышитыми и плетеными тесемками (жияк), образующими на краях штанин кисточки.

Изменения в крое платья

Традиционная национальная (в том числе и женские узбекские платья) долго сохраняла черты архаичности. Это продолжалось до самого 20-го века. Раньше мужская, детская и женская одежды отличалась однообразием и практически имели совершенно одинаковую форму и крой.

Лишь к концу 19-го века фасон одежды, в том числе и женских платьев, был немного модернизирован. Появилась отрезная кокетка в районе груди, на горловине маленький воротник стоячий и манжеты.

Стали более смело использоваться разные цвета в пошиве женской одежды. Вот тут-то и засияли своими удивительно яркими, разноцветными шелками и знаменитыми в те времена хан-атласами.

Современные узбекские платья: фото

И сейчас для узбекского национального женского (и девичьего) костюма характерно платье, имеющее нетрадиционный фасон: свободное, собранное на груди и спине у кокетки, со стоячим или отложным воротничком и почти прямыми вшивными рукавами. Но все больше и больше стали появляться элегантные платья более современного покроя (чуть приталенные).

И куйлаки (узбекские платья), и лозимы (штаны) шьются в основном из местного шелка (или атласа) и других фабричных шелковых тканей, имеющих своеобразный неповторимый узбекский рисунок. Но это все - национальная одежда. Подобные узбекские платья до сих пор используются женщинами в обыденной жизни (в сельских местностях), в праздничных мероприятиях и других важных жизненных событиях.

Сегодня вместо прежнего чапана узбечки носят жакеты, джемперы и даже легкое пальто и прочую европейскую одежду.

Изменилось многое и во внешнем облике местных красавиц. Раньше прически женщин среднего возраста представляли две косы, а молодых девушек - множество мелких косичек. Сегодня все чаще можно увидеть женщин с современными модными прическами в сочетании с современным костюмом.

Особенности наряда узбекской невесты

Хотелось бы немного коснуться Ключевым отличием восточных церемоний является множество ритуалов праздничных. Такие традиции узбеки очень чтят и соблюдают. И национальные узбекские платья свадебные - неизменная часть таких обычаев.

В некоторых регионах Узбекистана жители остаются верны национальным традициям, и на девушку, выходящую замуж за узбека, надевают Свадебное платье шьется из того самого хан-атласа, поверх него надевается богато расшитая безрукавка, а сверху еще накидывается и или камзол бархатный, расшитый золотом.

Тут же обязательны и те самые шелковые лозимы, надеваемые под платье. Голова девушки украшается ажурным кокошником с подвесками, и лицо невесты покрывается вуалью. Множество ювелирных украшений дополняют изумительный свадебный наряд невесты (кольца, браслеты и многое другое), символизирующих верность супругу. И это тоже своего рода ритуал, оберегающий невесту от сглаза.

Сейчас многие представительницы этих краев отдают предпочтение более модным тканям и стилям городского типа, но национальные наряды будут всегда оставаться непременным атрибутом праздничных мероприятий этого восточного народа.


Для построения основного чертежа выкройки узбекского платья даны следующие мерки (в см):

  • длина изделия - 115
  • окружность шеи - 18
  • окружность груди - 48
  • глубина проймы - 19
  • ширина спинки - 18
  • длина спинки до талии - 40
  • длина полочки до талии - 44
  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15
Примечания: 1. Ширина рукава платья указана полностью, так как рукав вычерчивается в развернутом виде. 2. Мерки длины спинки и переда (полочки) до талии используем лишь при построении глубины проймы полочки и при конструировании жилета, так как в узбекском платье линия талии не обозначается .

Построить прямой угол с вершиной в точке А.

Длина изделия . От точки А вниз отложить длину изделия по мерке - 115 см и поставить точку Н (рис. 354).

Глубина проймы . От точки А вниз отложить по мерке глубину проймы - 19 см и отметить точку Г.

Ширина плана чертежа выкройки . Из точек А, Г и Н вправо провести горизонтальные линии, на которых отложить ширину изделия, то есть мерку окружности груди плюс 4 см на свободное облегание (48 + 4 = 52 см), и поставить точки А1, Г1 и Н1 которые соединить прямой.


Спинка . Ширина спинки . От точек А и Г отложить мерку ширины спинки плюс 1 см (на свободное облегание), то есть 18 + 1 = 19 см, поставить точки С и С1 и соединить их прямой.

Ширина проймы . Для построения проймы платья надо на линии ГГ1 (в дальнейшем эту линию будем называть линией окружности груди) и на линии окружности шеи (точки А и А1) отложить одну четвертую окружности груди 12 см. (48: 4 = 12 см), поставить точки Е и В и соединить эти точки прямой линией. Затем от точек С1 и В отложить вниз 2 см, обозначить точки С2 и В1 и соединить их прямой линией.

Росток спинки . От точки А вправо отложить одну треть окружности шеи - 6 см (18: 3 = 6 см) и поставить точку Р. От точки Р вверх отложить 2 см (одну треть ширины ростка - 6: 3 = 2 см) и обозначить точку Р1. Точки А и Р1 соединить плавной кривой линией - получим росток спинки.

Скос плеча спинки . Скос плеча спинки зависит от высоты плеча. Если плечи нормальной высоты, то для скоса следует взять 2 см, при высоких плечах берем 1 см, при низких - 3 см. В наших чертежах, рассчитанных на пропорционально-сложенную фигуру, скос плеча спинки составляет 2 см.

От точки С вниз отложить 2 см и обозначить точку П, которую соединить с точкой Р1 прямой линией, затем эту линию от точки П удлинить на 1 см (1 см - для посадки плеча спинки, что обеспечивает свободу движений) и поставить точку П1.

Пройма спинки . Для построения проймы спинки от точки С2 вправо отложить 3 см (одну четвертую от ширины проймы) и обозначить точку Г2, от которой опустить вниз прямую. Место пересечения ее с линией низа НН1 обозначить точкой Н2.

Чтобы построить пройму спинки, надо наметить несколько вспомогательных точек: от точки С1 вверх отложить 6 см (для всех размеров) и обозначить точку С3. Провести биссектрису угла С2 в 2,5 см и поставить точку О. Затем плавной кривой соединить точки П1, С3, О и Г2 - получим пройму спинки (рис. 354).

Перед . Ввиду того, что чертеж переда (полочки) платья тесно увязан со спинкой конструктивными линиями, его следует вычертить на одном плане.

Глубина проймы полочки . От точек А1 и Е вверх отложить разницу между длиной спинки и полочки платья, в данном примере 4 см (44 - 40 = 4 см), обозначить точки Е1 и Б и соединить их прямой.

Горловина полочки . От точки Б влево отложить по горизонтали 6 см (одну треть окружности шеи: 18: 3 = 6 см) и поставить точку Б1. От точки Б вниз отложить 8 см (одну треть окружности шеи плюс 2 см для всех размеров - 18: 3 = 6 + 2 = 8 см) и поставить точку Б2. Точки Б1 и Б2 соединить плавной кривой линией.

Плечо полочки . От точки П на пройме спинки отложить вниз 4 см и поставить точку П2, затем точки Б1 и П2 соединить прямой линией. От точки Б по линии плеча отложить мерку ширины плеча спинки минус 1 см (1 см прибавили к плечу спинки для посадки на свободу движений), в данном примере: 15 - 1 = 14 см и обозначить точку П3.

Вспомогательные точки для построения проймы полочки . От точки В вверх отложить 4 см (для всех размеров) и обозначить точку В2. Из точки В1 провести биссектрису угла в 2 см и поставить точку О1. Линию В1С2 разделить пополам и на середине поставить точку В3. Плавной кривой соединить точки П3, В2 О1, В3, Г2 - получим пройму полочки.

Построение чертежа выкройки рукава платья


Для построения основного чертежа выкройки рукава платья (рис 355) даны следующие мерки (в см):
  • длина рукава - 60
  • ширина рукава - 42
  • высота оката рукава - 15
Примечание . Длина рукава определяется по мерке, ширина рукава составляет две трети окружности груди плюс 10 см (для всех размеров), в данном примере: 48: 3 = 16 х 2 = 32 + 10 = 42 см, высота оката рукава равна одной четвёртой окружности груди плюс 3 см (для всех размеров), в данном примере: 48: 4 = 12 + 3 = 15 см .

Чтобы построить план чертежа выкройки рукава, надо определить центр рукава, для этого провести вертикальную линию, равную длине рукава по мерке и отметить точки О и Н.

От точки О вниз отложить по мерке высоту оката рукава - 15 см и обозначить точку П, от которой вправо и влево провести горизонтальные линии, равные каждая 21 см и отметить точки П1 и П2.

По линии низа рукава из точки Н провести влево и вправо по 21 см, обозначить точки Н1 и Н2, затем соединить их прямой линией с точками П1 и П2 - получим ширину рукава.

Окат рукава . Отрезки ПП1 и ПП2 разделить каждый пополам и посередине поставить точки П3 и П4, от которых вверх провести вертикальные линии, равные по длине мерке оката рукава - 15 см и отметить точки О1 и О2. Точки О1, О и О2 соединить прямой.

От точки О1 вниз отложить половину высоты оката рукава плюс 1,5 см (для всех размеров), в данном примере: 15: 2 = 7,5 + 1,5 = 9 см и поставить точку О3 - получим переднюю половинку оката рукава.

От точки О2 вниз отложить одну треть высоты оката рукава 5 см (в данном примере: 15: 3 = 5 см) и обозначить точку О4 - получим заднюю половинку оката рукава.

Точки П1, О3, О, О4 и П2 соединить плавной кривой линией, как показано на рис. 355.

Нижний контур рукава вычерчивается таким образом: отрезок Н1Н разделить пополам и отметить точку Н3. От точки Н3 вверх отложить 2 см, поставить точку Н4. Затем разделить пополам отрезок НН2 и на середине обозначить точку Н5. От точки Н5 отложить вниз 2 см и поставить точку Н6.

Точки Н1, Н4, Н, Н6 и Н2 соединить плавной кривой линией.